Зачем и как развивать мелкую моторику рук у детей?

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Для самых маленьких – от до года

Примерно с трех-четырех месяцев малыш превращается в настоящего Хватайку – хватательный рефлекс помогает ему в исследовании этого мира. Крохотные пальчики норовят схватить все, что им попадается по пути, сжать, отпустить, и посмотреть, что из этого выйдет. Поэтому для этого возраста прекрасно подойдут погремушки , причем, лучше, если они будут не только из пластмассы, но и из ткани, дерева, лозы и пр.

После шести месяцев ребенка наверняка заинтересуют мягкие книжки из ткани. Рукодельная мама может сшить такую книжку самостоятельно, а менее рукодельная и более занятая найдет подобное произведение в магазине.

Аналог мягкой книжки, только в более масштабном варианте – развивающий коврик. Обычно он бывает оснащен разными интересными деталями – небьющимся зеркальцем, мягкими пружинками, «шуршалками» и «пищалками», на которые малыш с удовольствием будет нажимать, исследуя новый звук.

Примерно с 9-10 месяцев вашему юному следопыту наверняка пригодится развивающий центр – его можно укрепить на кроватке или играть с ним на столе. Он представляет собой панель с различными ручками, кнопочками, дисками, которые можно вертеть, нажимать, поворачивать и т.д. Сейчас существуют как импортные, так и отечественные варианты подобных игрушек. Они способны отвлечь младенцев даже от папиного мобильника и пульта от телевизора.

Читайте также:  Как отучить ребенка спать с мамой: 12 лучших способов

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Упражнения и массаж для развития мелкой моторики у малышей

Этапы развития моторики индивидуальны для каждого ребенка. Первые незнакомые движения получаются у малыша неуклюжими, но после нескольких повторений изо дня в день они становятся уверенными и более точными.

Существует множество вариантов развития мелкой моторики у детей до трехлетнего возраста. С первых дней жизни малышу делают массаж пальчиков рук, проводя процедуру несколько раз за день. Ее продолжительность не превышает 5 минут.

Массаж состоит из ряда упражнений

  • Поглаживание и похлопывание хорошо влияют на чувствительные рецепторы, расположенные на ладошках и пальчиках.
  • Аккуратное разжимание кулачков, которые новорожденные детки сжимают очень крепко.
  • Массаж внутренней стороны ручки игрушкой с пупырчатой или ребристой поверхностью.

Важно! Все процедуры проводят максимально нежно и аккуратно.

Начиная с двух месяцев, деткам вкладывают в ручки разные по форме игрушки. При этом взрослые должны разговаривать с малышом, комментируя свои действия. Задача крохи состоит в том, чтобы удерживать игрушку в руке как можно дольше.

С шести месяцев упражнения усложняют. Взрослый, напевая песенки или рассказывая детские стишки, одновременно работает с ручками малыша (например, известные всем «ладушки»), после чего кроха сама попытается повторить действия взрослых.

Читайте также:  20 проверенных советов по подготовке ребенка к приему стоматолога

С девяти месяцев, когда дети начинают активно передвигаться по дому, проявляя интерес к различным предметам, наступает благодатное время для продолжения развития мелкой моторики. Научите малыша пересыпать из емкости в емкость крупу или другие сыпучие предметы (но находитесь рядом!). В ванной можно переливать воду из стакана в стакан. Предложите крохе поискать в миске с крупой мелкую игрушку. Ничего, что крупа рассыплется, такое занятие хорошо тренирует пальцы.

Во время занятий и игр важно не забывать, что перед вами маленький ребенок, который быстро устает от монотонных действий и переключает свое внимание на что-то другое.

Занятия по развитию мелкой моторики должны принимать форму увлекательной игры, превращая монотонные действия в веселое развлечение.

(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { ({ blockId: «R-A-281372-10», renderTo: «yandex_rtb_R-A-281372-10″, async: false }); }); (»); })(this, «yandexContextSyncCallbacks»);

Развитие мелкой моторики у детей до года

Развитием моторики надо заниматься практически с рождения. При этом надо помнить о том, что используемые методики и упражнения должны соответствовать возрасту.

Занятия с детьми до 6 месяцев

Первые месяцы жизни достаточно легкого массажа рук, который нужно проводить и в дальнейшем, добавляя новые элементы. Массировать надо ладошки и пальцы – слегка потягивать их, затем совершать круговые движения в разные стороны. Действовать надо мягко и плавно.

С 2 месяцев необходимо давать ребенку в руки шарики разного размера. При этом надо следить, чтобы малыш не тянул их в рот – даже если их нельзя проглотить, возможно перекрытие дыхания. Лучше использовать специальные подвески и погремушки, чтобы ребенок мог безопасно играть.

Важны тактильные ощущения ребенка, поэтому необходим контакт с разнообразными материалами. Можно самостоятельно сделать специальный коврик, пришив к нему всевозможные детали различных форм, размеров и фактуры. Это могут быть бусины, пуговицы, тканевые лоскуты. Все элементы должны быть крепко пришиты. Можно также просто давать ребенку в ручки лоскуты разных тканей (шелк, фланель, шерсть, бархат).

С 3-4 месяцев ребенок начинает держать игрушки самостоятельно, перекладывать их из руки в руку, с места на место. На этом этапе кроме погремушек и подвесок эффективны бусы. Следует нанизать на одну нитку бусины разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог их перебирать. Нитка должна быть очень крепкой, а ребенка при этом нельзя оставлять без внимания.

Читайте также:  Как держать и носить новорожденных: разные способы поддержки

Эффективно использовать различные крупы. Можно сделать несколько небольших мешочков, поместив внутрь (по отдельности) горох, фасоль, пшено, гречку, вермишель. Размер мешочков подбирается так, чтобы ребенок мог удобно держать их в руках. Туго набивать мешочки не надо, чтобы ребенок лучше исследовал фактуру.

Развитие моторики у детей 6-9 месяцев

Развитие мелкой моторики у детей до года

В таком возрасте дети уже хорошо сидят, что позволяет внести в занятия разнообразие. На этом этапе эффективно тесто для лепки, от которого в восторге большинство детей. Можно купить готовую массу или сделать тесто самостоятельно. Лучше добавить в него соль, так как дети в таком возрасте все тянут в рот, а соленое тесто им вряд ли понравится.

Вместо теста подойдет и мягкий пластилин. Лепить ребенок пока ничего не может, но мять тесто или пластилин будет с удовольствием. Такие занятия являются хорошим массажем и обеспечивают прилив крови к ладошкам.

В таком возрасте эффективны также пальчиковые игры, среди которых наиболее известна игра «Сорока-белобока». Её можно делать утром после гигиенических процедур и общеукрепляющего массажа.

Развитие мелкой моторики с 9 месяцев

Ребенок в таком возрасте активно ползает, а некоторые дети начинают ходить. Игры становятся более разнообразными. На этом этапе полезно заниматься пирамидкой, собирание которой преследует сразу несколько целей.

Хорошо развивает моторику рисование. В таком возрасте используют пальчиковые краски. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на бумаге, увлекателен весь процесс, во время которого нужен строгий контроль родителей.

Следует продолжать занятия с пластилином, но постепенно их можно разнообразить. Можно налепить пластилин на кусок картона или плотной бумаги и выкладывать узоры из различных круп или бусин. В этом процессе должны активно участвовать родители, иначе ребенок быстро потеряет интерес.

Еще одно полезное занятие – разрывание бумаги. Необходимо использовать тонкий материал, лучше газетную бумагу. При этом надо следить, чтобы ребенок ее не жевал.