Все про аналитическое мышление: определение и развитие

Хорошо развитое воображение — полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Но даже одаренным детям нужно регулярно заниматься упражнениями для развития воображения, чтобы не разучиться мыслить и фантазировать.

Какие навыки развиваются

Если у дошкольника логическое мышление подключалось постепенно, то у младших школьников уже начинает лидировать абстрактно-образное мышление. Ребенок воспринимает информацию на слух, обрабатывает ее и усваивает. Но на этом этапе требуется стимуляция. И в этом на помощь родителям приходят учителя и специальные занятия, которые можно проводить дома. Для этого должны быть задействованы следующие навыки:

  • Сосредоточенность. Нужно стараться удерживать фокус внимания ребенка с помощью глубокого погружения в игровой процесс.
  • Проектирование. Здесь активируется комплекс мыслительных процессов. Ребенок учится визуализировать результат, выстраивать план для его достижения и последовательно осуществлять.
  • Критическое мышление. На этом этапе ребенок учится самостоятельно анализировать события и явления.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления. Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика — это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

Что нужно знать о процессах логического мышления?
Что нужно знать о процессах логического мышления?
  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.
Что нужно знать о процессах логического мышления?
Что нужно знать о процессах логического мышления?

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Игры для логики в 6-лет

Для начала стоит использовать популярные игры, развивающие логическое мышление у детей. Широко известна игра “Лишний предмет”:

Игры для логики в 6-лет
  • пусть ребенок закроет глаза;
  • перед ним нужно выложить несколько предметов;
  • ребенку надо быстро найти лишние.

Лишний предмет может быть один. Со временем такие логические задачи усложняются – родитель предлагает предметы, которые надо разложить на две группы. Хорошо развивает у детей дошкольного возраста логику игра “Найди общее”. Нужно подготовить 2 и более предметов, у которых есть общие характеристики. Ребенку необходимо найти этот общий признак:

Игры для логики в 6-лет
  • груша и яблоко – фрукты;
  • карандаш и линейка – деревянные;
  • книга, тетрадь и газета – бумажные;
  • счетные палочки и калькулятор – предназначены для счета.
Читайте также:  Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше?

Развитие логического мышления у детей стимулируют различные последовательности. Например, родитель может сделать узор из бусин, распределив несколько цветов по очереди. Ребенку надо найти закономерность и продолжить узор. Это не отнимает много времени и вызывает интерес. Развитие мышления таким методом готовит к более сложным задачам. Задач для дошкольников довольно много, все они отличаются предельной конкретностью. При развитии логики у таких детей надо оперировать материальными предметами. Можно предложить ребенку разложить предметы по определенному алгоритму: размерам, цветам, диаметру. Это одновременно помогает развивать логическое мышление и связано с реальными предметами, а не с абстракциями.

Игры для логики в 6-лет

В 6-7 лет отлично развивается воображение, которое можно связать с логикой. Давайте ребенку ощупывать предметы и угадывать их на ощупь. Также есть одна интересная игра, в которой ведущий игрок загадывает предмет, а другой должен угадать его, задавая наводящие вопросы. Детям нравятся такие задачи, которые они воспринимают как игры. Они были специально придуманы для развития дошкольников и младших школьников. В дошкольном возрасте уже можно использовать домино и тримино для изучения счета. Домино – это не только игра, которой увлекаются дедушки. Оно полезно и для детей, изучающих счет и осваивающих логику. Счет и логика тесно связаны, и этому стоит обучить ребенка. В случае с домино предмет счета будет не абстрактным, а привязанным к костяшкам. Дошкольник должен понять, что при сложении двух единиц можно получить двойку, а не тройку или пятерку. В младшем школьном возрасте ребенку нужно объяснить, что логическое мышление оперирует доказательствами. Благодаря доказательствам можно установить истину.

Игры для логики в 6-лет

Как проверить если ли у Вас креативность?

Если существуют тесты определения креативности, значит, можно выяснить, есть ли она у вас вообще.  Давайте проверим.

О прекрасном развитии вашей креативности свидетельствуют:

  • беглость мысли: количество интересных идей, возникающих у вас в единицу времени (даже если в этот момент вы лежите на диване);
  • оригинальность мышления: ваши идеи необычны, они отличаются от стандартных;
  • гибкость ума: способность использовать разные способы при решении проблем;
  • восприимчивость: способность заметить необычные детали, противоречия и неточности и быстро переключиться с одной идеи на другую;
  • непредвзятость: готовность придумывать и действовать в непривычных условиях, умение увидеть в простом сложное, и наоборот;
  • удовлетворенность: умение получать удовольствие и от работы мысли, и от процесса ее воплощения, и от полученного результата.

Разумеется, в полной мере такими навыками с рождения обладают только выдающиеся личности, о которых не зря говорят: «талантливый человек талантлив во всем». Они щедро проявляют свои дарования в разных областях, даже если, как Альберт Эйнштейн, специализируются на физике или, как Леонардо да Винчи, на изобретательстве. И к тому же получают от жизни немалое удовольствие, невзирая на политическую обстановку или общественное мнение. Человек не только успешный, но и счастливый — не это ли мечта любого родителя?

Увы, мы с вами сами не можем претендовать на мировую славу. Но наши малыши, несомненно, гениальны. И проявить свои дарования самым приятным образом им поможет креативность, которой мы их можем научить. А учиться, как известно, вместе веселее. В наших силах вместе тренировать умение выходить га привычные рамки и шаблоны мышления, поощрять в себе и в ребенке смелость двигаться дальше. А начать стоит с малого.

Читайте также:  Как пережить летний отдых с детьми — советы психолога

Что влияет на развитие воображения у детей?

Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.

Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.

Делаем вывод: прожитые годы — не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.

Как проявляется бедное воображение у ребенка?

Что влияет на развитие воображения у детей?
  1. Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
  2. Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
  3. Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие — скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
  4. Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.

Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?

  1. Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
  2. Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
  3. Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
  4. Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность — враги воображения.
  5. Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
  6. Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
  7. Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.

Кто хочет стать миллионером

Отдельно хочется отметить необходимость развивать финансовую грамотность, ведь ее значение сложно переоценить. Можно зарабатывать сотни тысяч рублей и оставаться ни с чем при неумении грамотно распоряжаться бюджетом. Детям можно подарить то, что поможет им стать миллионерами как можно раньше, — знания о том, как управлять деньгами. Информационное пространство пестрит заголовками, обещающими помочь избавиться от долгов или накопить на автомобиль. Весомое преимущество в жизни есть у людей, которые уже сейчас живут без кредитов, точно знают, сколько зарабатывают и тратят, имеют планы достижения финансовых целей, а ведь всему этому можно научиться точно так же, как чистить зубы по утрам и собирать портфель в школу. Можно говорить о базовых стратегиях поведения родителей, которые помогут в становлении финансовой грамотности ребенка:

· Помогать ребенку адекватно воспринимать реальность. Родители часто ошибаются, следуя принципу «все лучшее детям»: детские комнаты могут быть завалены новыми игрушками, притом, что родителям может не хватать средств на более необходимые вещи. Стоит изначально показывать ребенку реальную картину жизни, ведь запрос на новые игрушки со временем сменится ожиданием обновленных версий гаджетов, личного авто и недвижимости. Даже если финансовая ситуация в семье позволяет обеспечить детей всем вышеперечисленным, необходимо серьезно подумать над тем, что именно и в каком возрасте действительно необходимо ребенку.

· Разумное потребление. Можно научить ребенка рационально подходить к вопросу приобретения новых вещей. Существует множество лайфхаков на эту тему, например, откладывать покупку на некоторое время. Возможно, те самые наушники, без которых жизнь была черно-белой еще вчера, сегодня потеряют свою актуальность. А также очень действенными способами контроля покупок являются списки для похода в магазин, списки подарков для родственников и друзей и другие виды фиксации предстоящих затрат, которые помогут заранее их спланировать и оценить актуальность.

· Карманные деньги — важнейший инструмент финансового обучения, который призван помогать детям получать опыт в управлении собственными средствами. В семье необходимо установить правила, на какой период и какую сумму родители будут выдавать ребёнку, и придерживаться их, не увеличивая выплату по запросу. Так ребенок быстрее научится планировать свои расходы. Не стоит деньгами мотивировать детей хорошо учиться или поддерживать порядок в комнате, ведь это имеет мало общего с реальной жизнью, в которой платят далеко не за мытье посуды на собственной кухне.

· Ведение бюджета. Каждый человек, в том числе ребенок, должен иметь реальное представление о своих доходах и расходах. Стоит выбрать вариант, который покажется ребенку самым удобным: ведение ежедневника, использование специальных приложений на смартфоне или программ на компьютере, неважно, как и в каком формате, главное, фиксировать все финансовые операции и анализировать их. Ребенок должен понимать, что на билет в кино, например, ему может не хватить, если он будет каждый день покупать в буфете сладости.

· Создание капитала. Вне зависимости от размера бюджета стоит откладывать часть средств из него. Объясняя ребенку, как накопить на новые джинсы или скейт, родители могут передать инструмент, который в будущем поможет купить квартиру и машину.

Максимально полезны и необходимы детям не новые телефоны, компьютеры и иные блага, а знания о том, как заработать деньги, сохранить их, приумножить и самому купить все необходимое. Самостоятельность и ответственность, которые нужны во всех сферах жизни, должны наиболее острым образом проявляться в финансовых вопросах. Безусловно, намного проще освоить азы управления деньгами в том случае, если близкие могут объяснить их на живом примере. Если родители чувствуют, что отличной оценки по финансовой грамотности они еще не заработали, то можно вместе с детьми расширять свои знания, используя множество доступных на сегодняшний день ресурсов.

Библиография

  1. Под редакцией А.А. Ивина. Аналитические и синтетические суждения (рус.) // Философия: Энциклопедический словарь.. — М.: Гардарики, 2004.
  2. , Аналитические и синтетические суждения (рус.) // Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  3. В. С. Швырев. АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ (рус.) // Новая философская энциклопедия: В 4 тт.. — М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина, 2001.

Мнение экспертаЭта статья была проверена нашими экспертами, практикующими врачами с многолетним вопросЕсли вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Отличная статья 2Наверх