Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Каждый родитель знает, насколько важно работать над мелкой моторикой ребенка.

Варианты игры

Как и в любой другой игре, важно завлечь ребенка, и тогда ему станет интересно проделывать разные трюки со шнуровкой. Ниже мы представим несколько вариантов этой игры, которая создана для развития мелкой моторики и речевого аппарата малыша.

Если ребенок еще не знаком со «Шнуровкой», то покажите ему, что это, и продемонстрируйте, как ловко веревка (палочка) проскальзывает сквозь дырочки.

  • Предложите палочку или шнурок просунуть самостоятельно. На первых порах, возможно, ему понадобится ваша помощь. Но если заниматься с малышом постоянно, совсем скоро он сделает это самостоятельно своими руками. Это упражнение поможет ему очень быстро научиться координировать свои движения.
  • Если возраст малыша позволяет, и он знает начальные цифры (от одного до трех), то можно закрепить эти знания и предложить просунуть шнурок через две дырочки, три и т. д. Все это делает ребенок своими руками под контролем родителей.
  • Попробуйте найти дырочки одинакового размера, цвета и соединить их шнуровкой. Теперь вы не только работаете на совершенствование мелкой моторики, но и даете уроки развития и познания названий оттенков.
  • Для детей 4–6 лет развивающая игра «Шнуровка» может быть использована для обучения навыкам шнурования обычной обуви. Эти умения обязательно пригодятся малышу в будущем.

Такие занятия, проведенные минимум два раза в неделю, отлично способствуют общему развитию вашего малыша.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Читайте также:  Как справиться с насморком у новорожденного?

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Вы удивитесь, но развивать мелкую моторику рук у ребенка очень легко. Представляю вашему вниманию 5 простых шагов для «пробуждения» ручек и пальчиков у малыша.

Шаг 1. Массаж и самомассаж рук с предметами и без

Когда малыш еще совсем маленький, мама может делать простой массаж ручек. Легкими движениями помассируйте ладошку, пальчики, останавливаясь на каждой фаланге. Согните и разогните пальчики, прижмите ладошки друг к другу.

Очень полезно с малых лет проводить ручки по поверхностям с разной фактурой и температурой (дать подержать что-то мягкое, гладкой, холодное, теплое).

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Любые ощущения, полученные через прикосновения, пробуждают зону головного мозга, ответственную за умственное и речевое развитие.

Когда ребенок вырастет, можно предложить ему сделать массаж ладошек самому, повторяя за вами. Также малышам, освоившим хватание, будет интересно катать массажный мячик, игрушку ежика или карандаш в ручках.

Шаг 2. Пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика

Сейчас выпускается очень много интересных книг и пособий, где можно найти отличные игры для пальчиков. Детки всех возрастов очень любят и всегда с удовольствием откликаются на упражнения, в которых мама рассказывает стих и показывает интересные движения руками и пальчиками.

С возрастом пальчиковые игры можно усложнить и включить в них какой-нибудь интересный сюжет. Например, разыграть по ролям сказку, где главными героями будут пальчики. А если вы еще нарисуете на них забавные рожицы и превратите в настоящих персонажей, спектакль точно пройдет «на ура!». Перед сном можно показывать театр теней, составляя с ребенком из рук силуэты птиц и животных.

  • В общем, вариантов пальчиковых игр бесконечное множество.
  • Шаг 3. Игры с предметами и материалами
  • В качестве предметов для развития мелкой моторики могут выступать и купленные в магазине игрушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).
Читайте также:  4 истории, как отучить ребенка от плохих слов

Стоит отдельно остановиться на купленных игрушках. Многие мамы стремятся полностью обеспечить своего малыша новомодными развивающими игрушками, разработанные по специальным системам и методикам.

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Желание развивать своего ребенка похвально, при этом следует помнить, что обычные природные материалы, простые кубики, конструкторы, мозаика и другие игрушки «из нашего детства» развивают мелкую моторику ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем дорогие аналоги.

Вы удивитесь, как много игр можно придумать с тем, что под рукой.

Например, малыши с удовольствием ищут в крупах спрятанные маленькие игрушки, вылавливают предметы из тазика с водой, перебирают мамины украшения, играют с песком, прищепками, щетками.

Ребенку постарше можно предложить выложить контур рисунка спичками или скрепками.  Предметы обихода открывают огромный простор для проведения детских игр.

Задумайтесь, у наших бабушек и прабабушек не было специальных игрушек для развития мелкой моторики, однако ручки у малышей были развиты просто отлично. Почему? Потому что ребенок рос «рядом со взрослым». Что делает взрослый, то дают и малышу (естественно, в уменьшенном и более безопасном виде).

Любая интересная деятельность, в которой задействованы ручки малыша, отлично развивает мелкую моторику.  Поэтому  поощряйте природное любопытство ребенка и насыщайте окружающую среду разнообразными предметами (и специальными игрушками, и бытовыми устройствами).

Шаг 4. Игры на тренировку бытовых навыков и умений

Как развить мелкую моторику рук: простых шагов

Держать ложку, застегивать одежду, зашнуровывать обувь, выполнять нехитрые дела по хозяйству – вроде рядовые действия, а дают колоссальный толчок для развития мелкой моторики. Вы можете купить специальные приспособления для тренировки навыков самообслуживания, однако лучше освоить такие действия в быту.

Что касается дел по хозяйству, дети любят подражать взрослым. Уже годовалые малыши могут проводить тряпочкой по полу, как будто моют полы, и имитировать другую хозяйственную деятельность. Всячески поощряйте такую «помощь». Это развивает не только мелкую моторику, но еще и отзывчивость и самостоятельность.

  1. Шаг 5. Детское  творчество
  2. Лепка, рисование, аппликации и другие виды творчества, где ребенок руками соприкасается с различными материалами, развивают мелкую моторику.
  3. Рекомендую обязательно включать творческую деятельность в совместное времяпрепровождение с малышом.
  4. Творческие поделки, сделанные вместе, развивают мелкую моторику, умственные способности, речь, создают атмосферу любви и эмоционального контакта ребенка с мамой.
  5. Занимайтесь с детьми с удовольствием и поощряйте их любознательность!
  6. Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи