Важная роль семьи в формировании личности ребенка

Как только ребенок появляется на этот свет, он начинает обучаться, а значит, накапливать знания и умения. О том, что роль семьи в формировании личности ребенка является основополагающей и фундаментальной, споров нет и быть не может. Этот факт доказан научно и неоднократно был подтвержден не только экспериментами, но и самой жизнью. Дети с младенческих лет впитывают в себя энергетику и атмосферу, которая их окружает, они на подсознательном уровне все понимают и дают ответную реакцию.

Литература.

  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи. Хрестоматия: для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Бахрах-М, 2002.

  2. Андреева Т.В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.

  3. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): для вузов. М., 1998.

  4. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М„ 1990.

  5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2004.

  6. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Под М.В. Кларина. М.: Прогресс, 1990.

  7. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьей в Англии. М.: Центр общественных ценностей, 1993.

  8. Белое В.И. Лад: очерки о народной эстетике. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1989.

  9. Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.

Стили воспитания ребенка

Метод, который родители используют в воспитании своего ребенка, будет влиять на то, каким он станет в будущем:1. метод отстраненного воспитания, когда в семье только один родитель, и все обязанности по воспитанию ребенка возлагаются на учителей или воспитателей. В такой семье ребенка не ориентируют на успех – он с большей долей вероятности вырастет неуверенным в себе человеком, не способным извлекать опыт из сложных ситуаций;2. контролирующий метод воспитания, когда личность ребенка формируется под строгим контролем родителей. Благодаря такому стилю воспитания ребенок вырастет волевым и будет хорошим исполнителем, стремящимся к успеху и достижениям. Но если это чувствительный ребенок, такой метод может повлечь за собой неосознанные негативные реакции: в будущем он может стать исполнителем, но будет подвержен нервным срывам из-за своей импульсивности;3. метод воспитания отверженного в большой семье, когда на фоне общей доброжелательности родители не понимают ребенка и предпочитают ему его сестер и братьев. Такой стиль воспитания формирует человека, умеющего разрешать конфликтные ситуации;4. метод снисходительного материнского воспитания, который ведет к подавлению волевых качеств ребенка. Человек вырастает пассивным, не умеет соотносить свои желания с возможностями;5. свободный стиль воспитания, когда ребенку дается возможность максимально проявлять свои желания. Такому человеку в будущем будет трудно разрешать проблемы без конфликтов, поскольку у него нет понятия «нельзя»;6. метод телесных наказаний. В будущем такой человек станет пассивным и управляемым другими более сильными личностями.

Оптимальный способ воспитания

Не во всех семьях получается наладить доверительные гармоничные отношения с ребенком – одни родители прибегают к наказаниям и обвинениям, другие постоянно хвалят ребенка, делают все за него и не дают ему учиться на своих ошибках и получать собственный опыт. Такие взаимоотношения с ребенком не дадут ему вырасти самостоятельным и уверенным в своих силах. Поэтому правильный выбор делают те родители, которые в воспитании своего чада используют дружественное взаимодействие и не навязывают ему свое мнение, а дают ему свободу выбора, наблюдают за его внутренним миром, недостатками и талантами и способствуют его развитию как личности, объективно оценивая, что у него получается хорошо, а что – плохо.

Если у родителей доверительные отношения с ребенком, когда он может спокойно делиться с ними своими переживаниями и знает, что его не будут осуждать, а поддержат и дадут хороший совет, это поможет уберечь его от чувства одиночества и не позволит остаться наедине со своими проблемами. Такие родители следуют принципу «золотой середины» – поощряют, если ребенок ведет себя правильно, и делают обоснованные замечания, если он ошибается. С одной стороны, ребенок должен получать в семье любовь, заботу и защиту, а с другой – правильные наставления, ведь без поддержки со стороны более опытных людей он не сможет видеть свои ошибки и справляться с трудностями, возникающими на его пути.

Таким образом, от стиля воспитания ребенка зависит то, каким человеком он станет в будущем, поэтому важно установить с ним доверительные отношения и дать свободу выбора, предварительно объяснив, как лучше всего поступать.

Проблемы в воспитании ребенка лет

Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.

Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:

  • Детские страхи. Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.
  • Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. Можно поиграть в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
  • Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.

Структура образовательного проекта

I. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта: Сведения об учащихся, на которых рассчитаны представляемые материалы; Объем в часах, продолжительность курса; Сведения об апробации проекта (где, как долго апробировался курс, система и т.п.). 2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. 3) Цель и задачи проекта. 4) Ожидаемые педагогические результаты.

II. Теоретическое обоснование проекта

1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта. 2) Основные принципы, лежащие в основе проекта. 3) Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен данный проект (в контексте заявленной проблемы).

III. Методический модуль (на примере изучения конкретных разделов, тем в объеме не менее 20 ч)

1) Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, формы, средства обучения). 2) Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).

IV. Модуль результативности

1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирование, контрольные срезы, зачеты, семинары, экзамены и т.д.). 2) Анализ результатов работы (за последние 3 года) по теме проекта. Оценка уровня усвоения материала учащимися: Соответствует стандарту; Выше стандарта (углубление, расширение, дополнение и др.).

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

Как семья воспитывает малыша

Особенно велико, значимо влияние семьи на формирование личности ребенка младшего возраста. Авторитет мамы, папы для малыша непререкаем. Несмышленыш не будет учить своих родных, какие правильные или аморальные поступки те совершают. Всему этому родные учат своего кроху. Обучение моральным принципам не должно сводиться к голословным объяснениям, следует собственным примером показывать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Процесс воспитания часто идет двумя параллельными потоками:

  • Карапуз наблюдает, копирует поведение родных людей;
  • Мама, папа, бабушки, дедушки целенаправленно воспитывают чадо, иногда по заранее подготовленной программе.

В собственном доме у несмышленыша формируются отношения к окружающим и к самому себе. Постоянные нотации, упреки, наказания вызывают у непоседы ожесточение, злость, формирует чувство неполноценности. У маленького человечка возникает реакция противодействия: ругаете, что я плохой и непослушный, значит не буду вас слушаться.

Не стоит перехваливать чадо, все ему позволять. Воспитывая таким образом, можно создать у крохи чувство вседозволенности, собственного величия. Играя среди других ребят такой избалованный карапуз может стать изгоем, поводом для насмешек.

Большая роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста основана на физическом, культурно эстетическом воспитании детей, на привитии навыков чистоплотности, соблюдении правил личной гигиены.

Физическое воспитание. При правильном семейном развитии большое место должно уделяться физическому развитию детишек, привитию любви к физическим занятиям, упражнениям, спорту. Физические упражнения начинаются с момента обучения грудничка ползанию, вставанию, ходьбе.

С детьми старше 3 лет родители могут уже совершать небольшие пробежки по утрам: 10 — 15 метров, доступны карапузам. Эти пробежки будут укреплять уверенность малыша в своих силах, а также способствовать большему эмоциональному сближению всех членов семейства.

Игровая форма занятий — это лучший метод приучения дошколят к физкультурным упражнениям. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста не должна сводиться только к физическим упражнениям, заботой о физическом здоровье. Необходимо заниматься также интеллектуальным развитием маленьких человечков.

Культурно эстетическое воспитание. Совсем маленькому карапузу мама уже прививает чувство прекрасного: читает стишки, книжки, показывает красочные картинки. Когда несмышленыш подрастает ему в руки дают карандаши, краски, пластилин, чтобы кроха мог проявить свои способности к творчеству.

Дошколят уже можно водить в театр на представления, на кукольные спектакли. Детишки с радостью устраивают потом дома для домашних собственные представления. Ребятню можно водить и в картинные галереи на небольшие экскурсии, с обязательным обсуждением в кругу родных, рисунков и картин увиденных на выставке. Такие мероприятия пробуждают у подрастающего поколения любовь к искусству, творчеству, еще больше сближают с родителями.

Малышам можно прививать правила поведения в обществе. Крохи с удовольствием машут ручками, когда здороваются, прощаются. Родители также учат своих чад правилам общения со сверстниками, знакомыми взрослыми или незнакомыми людьми. Взрослые прививают любовь к книге, учат новые слова, подсказывают как надо правильно говорить.

Правила личной гигиены. Уже к годику карапуз умеет подставлять ручки под струю воды, чтобы умыться. Вытирает личико, ручки полотенцем. Детской зубной щёткой с очень мягкой щетиной пробует чистить зубки. Родным стоит поощрять желание непосед самостоятельно соблюдать правила гигиены, чтобы не возникла проблема в 3-4 годика, что дошколенок не умеет чистить зубки. Чистоплотность, опрятность — все это сразу характеризует несмышленыша, а также тех, как его воспитывает.

Как воспитывать в разном возрасте

Прививать навыки морали нужно уже с младенчества, а продолжать это делать до того, как человек повзрослеет. При этом важно учитывать возрастные особенности индивида, его способность воспринимать информацию.

  • До года. В этот период он ощущает себя центром Вселенной, купается в любви, ласке родителей. У него происходит формирование чувств, эмоций, на которых будет строиться дальнейшее воспитание.
  • От года до трех. Малыш начинает понимать, что кроме него существуют другие люди, имеющие свои потребности и желания. Он уже не может делать то, что хочет, также учится выполнять правила, принятые семьей.

    Годовалый малыш еще не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому слушается родных. Этот этап очень важен: именно сейчас закладываются основы воспитания и морали человека. Малыш радуется положительной оценке родителей, расстраивается, когда его ругают.

  • Дошкольник. С двух лет многие дети начинают посещать детский сад, расширяется их круг общения. На них уже воздействуют не только родители, но и воспитатели, другие дети.

    Малыш черпает информацию из телевизора, иногда отрицательную. Поэтому огромную роль играет общение с родственниками, которые прививают семейные ценности, помогают отличить плохое от хорошего. Дети полностью копируют поведение родителей, воспринимают его за норму.

  • Школьник. У школьников начинает вырабатываться свое мнение, которое не всегда совпадает с мнением взрослых. В этом возрасте дети сами устанавливают правила поведения в коллективе, следят за их соблюдением. Младших школьников отличает повышенное чувство справедливости, протест против ущемления их прав.

    Огромный авторитет имеют для ребенка родители и учителя. Взрослые должны обсуждать вопросы нравственности со школьником, давать оценку поступкам. Легче всего это делать на примере литературных героев.

  • Подростки. Для подростка важно быть популярным, уважаемым сверстниками. На первый план выходит мнение друзей, а не учителей. Подросток очень легко попадает под влияние окружающих. Поэтому родителям необходимо сохранить доверительные отношения с сыном или дочкой, остаться им другом, а не авторитарным наставником.

к оглавлению ↑

Что важно для младенца?

В этот период более важного чем мамина любовь и забота, ничего не существует. Для крохотного создания важно чувствовать тактильно, видеть, слышать и ощущать мамино присутствие и тепло. Вроде бы это всем понятно, но суть кроется именно во внутреннем, глубоком чувстве, что малютка нужен и любим. Конечно, младенцы этого не осознают рационально, но зато на уровне чувств они все прекрасно понимают. Первое влияние семьи на формирование личности ребенка начинается с этого периода. В копилку личностных качеств уже начинают закладываться позитивно влияющие чувства и эмоции, которые передаются родительской любовью и заботой.

На протяжении всего первого года жизни младенца маме необходимо постоянно выполнять следующие рекомендации:

  1. Как можно чаще разговаривать со своим малышом. Рассказывайте ему стишки, пойте песни, ведите веселые беседы. Выполняя каждодневные и обязательные процедуры, объясняйте ему, что сейчас происходит. Мягкий и нежный мамин голос творит чудеса.
  2. Тактильные прикосновения, частые объятия, поглаживания — все это неотъемлемая часть общения с младенцем.
  3. Папа не должен оставаться в стороне, его присутствие тоже очень важно для гармоничного развития ребенка. Малыш должен знать и угадывать голоса своих родителей.

В принципе влияние родителей на формирование характера, личностных особенностей и нравственного ориентира детей уже происходит с первых минут общения друг с другом. Важно не только, как обращаются с самим новорожденным, но и какое общение, эмоции и чувства окружают его в целом, какие взаимоотношения в самой семье между мамой и папой. Интонация, слова, высота звуков — это все факторы, влияющие на общую атмосферу в этом микросоциуме.

Как воспитать в ребенке характер

Для этого необходимо сформировать у него идеалы, убеждения и, конечно же, мировоззрение. Благодаря последнему можно развить жизненные цели, стремления и правила в области морали. Становление мировоззрения должно происходить одновременно вместе с воспитанием поведения. И только тогда трудовая, игровая и учебная деятельность, воспитывающая в ребенке черты характера, дадут свои плоды.

Как воспитать в ребенке характер

Итак, переходим к 5 способам формирования характера:

  1. Планирование     дня – дети тоже могут. Когда ребенок знает, что ему предстоит сегодня или завтра, у него вырабатывается дисциплина. Как можно    воспитать дисциплинированного и обязательного ребенка? Ответ довольно прост: начните с себя. В воспитательных целях научите его вести ежедневник или блокнотик, объясните, что всему свое время, главное, не сдавайтесь, если ваше чадо забросит этот блокнот, кладите его на видное место и результат не заставит себя ждать
  2. Добиваться     поставленных целей.     Учите ребенка не сдаваться, если что-то не получилось, не бросать на полпути и доводить все дела до конца. Именно это характеризует  ребенка как ответственного, целеустремленного человека, с чувством долга.
  3. Постоянная занятость. Труд – важнейший принцип воспитания. Помните, как школьников отправляли на картошку или заставляли 20 дней отрабатывать на благо родной школы в летние каникулы в воспитательных целях? В ежедневном домашнем или общественно полезном труде, который связан с преодолением препятствий и решением сложных задач, можно заложить     лучшие черты. Главное, чтобы цели семьи и школы были едины.
  4. Дисциплина     без драм или как помочь ребенку воспитать характер. Книга     Дэниела Сигела, рассказывает какой     у ребенка бывает характер, как справляться с истериками и бороться с проблемами дисциплины, отражает новый подход в воспитании. Также в книге говорится о том, как не стать врагами с детьми. Дэниел Сигел очень реалистично показывает на ситуациях, как привить детям     дисциплину, не наказывая их. Доктор Комаровский о написал дисциплине также целую статью. Он считает, что отсутствие ее – это проявление     ненависти к ребенку, а присутствие,     наоборот, синоним любви. Он говорит, что бывают дети,     не знающие понятие «дисциплина» и от этого их развитие, происходит не естественно.
  5. Доброта – главная добродетель. И это на 100% правда. Ведь образы героев из сказок, мультиков оказывают большое влияние на становление характера ребенка,     особенно в школьном возрасте. Занятия театром, музыкой, прочтение сказок и классической литературы, в купе с родительскими     рассказами о великих людях, способны обогатить характер вашего ребенка такими качествами как милосердие,     сочувствие, искренность, честность.
Как воспитать в ребенке характер

Мы много поговорили о темпераменте и характере и надеемся, что вы поняли для себя в чем разница. Если с первым мы рождаемся, то второй еще можно изменить, если работать над целенаправленно. Также советуем для прочтения работу Дэниела Сигела, описывающую как не стать жестоким воспитателем и надеемся, что вы в своем ребенке сможете воспитать только хорошие черты.

Как воспитать в ребенке характер

Похожие публикации: Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума? Психология 15 летних подростков – что нужно знать родителям Особенности кризиса семилетнего возраста и возможности его преодоления 16 летние подростки. Как им помочь

Советы психолога

Специалисты рекомендуют при воспитании мальчиков прислушаться к простым советам:

  • Научите сынишку хорошим манерам: употреблять вежливые слова «спасибо» и «пожалуйста», предлагать помощь, подавать руку женщинам, уступать место в общественном транспорте и т.п. Эти навыки сделают мир вокруг вашего мальчика немного лучше и добрее;
  • Научите сына проговаривать словами свои чувства. Маленький ребенок может прятать лицо от смущения, кричать от отчаяния, плакать от страха или кусаться от волнения. Ваша задача — объяснить ему, что это нормальные эмоции. Они диктуют телу, как надо себя вести. Очень важно обсуждать с мальчиком свои собственные эмоции. Однажды он вырастет, и благодаря вашей помощи будет знать и чувствовать разницу между смущением и злостью, горем и разочарованием. Он научится нормально справляться со своими эмоциями, грамотно их выражать, при этом не испытывая стеснения или чувства вины;
  • Приучите сына к порядку: научите его убирать за собой, стирать носки, готовить, гладить рубашки. Да, вполне может быть, что такие умения ему никогда не пригодятся, но в какой-то момент его будущая жена будет вам очень благодарна;
  • Приобщите ребенка к чтению. Читайте ему книги, читайте вместе с ним. Делитесь с ним тем, что вы читаете. Рассказывайте ему о ваших любимых героях и книгах, объясняйте, почему так важно каждому человеку читать книжки. Вместе с сыном обсуждайте прочитанное, фантазируйте, додумывайте, рисуйте его любимые сказки;
  • Дайте сыну ориентиры — примеры умных, хороших, сильных, смелых, честных и талантливых людей. Рассказывайте ему о великих художниках, писателях, путешественниках, ученых, исследователях, космонавтах, артистах, фотографах. Вместе изучайте их жизнь и истории достижения успеха;
  • Дайте ему возможность во что-нибудь верить. Не раз вашему мальчику придется испытывать тревогу или страх, горе или боль, или просто нуждаться в маме тогда, когда ее не будет рядом. Так дайте ему то, к чему он всегда сможет обращаться, когда чувствует себя плохо, чтобы он знал — он никогда не будет одинок;
  • Научите его проигрывать. Как бы вам ни хотелось, ваш малыш не сможет быть всегда победителем. Объясните ему, что люди иногда выигрывают, а иногда проигрывают. Но это не значит, что надо сдаваться и бросать начатое дело. Ошибки открывают дальнейшие возможности. И тогда поражения станут шагами к победе;
  • Научите мальчика тому, что порой надо – и это совсем не стыдно — быть очень нежным – например, к маленьким детишкам, цветам, животным, чувствам других людей;
  • Объясните сыну, что в достижении совершенства очень помогает практика. И это относится не только к музыке или спорту, но и ко всем делам в жизни. Помогите ему выработать правильные привычки, которые смогут помочь уже взрослому мужчине легко и без проблем справляться с задачами в жизни;
  • Отвечайте на вопросы: «Почему?». Ищите вместе ответы. Покажите сыну, где можно найти ответ (например, спросить папу, дедушку или бабушку, посмотреть в энциклопедии или в Интернете). Задавайте встречные вопросы, чтобы побуждать мальчика думать самостоятельно;
  • Предоставьте возможность папе научить сына самым главным вещам. Со временем у мальчика сформируется правильное мнение: папа знает и умеет все на свете. Конечно, вы навсегда останетесь для сына любимой мамой, но для мальчика папа – особенный человек, который точно знает ответы на все вопросы;
  • Дайте мальчику возможность помогать. Не заставляйте, а именно дайте возможность! Станьте сами примером для сына – помогайте друг другу и другим людям.

Кроме того, психологи настоятельно рекомендуют не стесняться целовать и обнимать маленьких мальчиков! Любая мама сынишек подтвердит, что в детстве они очень любящие и нежные. Поэтому не забывайте целовать и обнимать своего ребенка, особенно когда он шалит и капризничает. Не бойтесь, что мальчик вырастет неженкой – вы просто удовлетворите его естественную и острую потребность в любви.

Читайте также:  ДЛЯ ГАРМОНИИ И ЛЮБВИ В СЕМЬЕ РАЗМЕЩАЕМ ФОТОГРАФИИ В ДОМЕ ПРАВИЛЬНО