Ребенок с 1 года до 2 лет психическое развитие

Взрослых, воспитывающих первенца, тревожит проблема — что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев, как помочь любимому чаду развить навыки. Полуторагодовалый мальчик или девочка уже не просто усваивают нужную информацию, но и делают выводы, пробуют анализировать увиденное. Ошибка взрослых — внимание обращают на навыки физической активности, забывая о том, что не менее важно способствовать развитию характера, личности.

Физиология. Какие изменения допустимы?

Вес и рост

У малыша к первому году жизни, чаще всего, вес становится больше в три раза того, который был при рождении. Теперь увеличение веса и роста ощутимо замедляются. За двенадцатый месяц карапуз поправляется ориентировочно на 350 г. и вырастает на 1-1,5 см.

Голова и грудь

Увеличение окружности головы и окружности груди в данном возрасте происходит примерно на 0,5 см.

Ножки

Стопы все еще остаются плоскими, свод не заметен. Если кроха только начинает осваивать навык самостоятельной ходьбы, на его стопах еще будут видны жировые подушечки. Со временем они исчезнут, у ступней появится заметный изгиб.

В среднем, к первому году у детей уже имеется восемь молочных зубов. Но если у вашего крохи их уже двенадцать-тринадцать или, наоборот, лишь пара штук — это тоже вариант нормы. Паниковать и бежать к врачу нет необходимости. Консультация нужна в том случае, если у ребенка в год совсем нет зубов.

Помните, что каждый ребенок развивается со своими особенностями. Нет универсальных показателей для всех детей. Существуют лишь примерные данные, на которые можно ориентироваться.

Особенности физического, социального и психологического развития

Индивидуальность становления детей не дает возможности достоверно предсказать все изменения, которые произойдут к этому моменту.

Но основные подробности представить, что должен уметь ребенок к этому сроку вполне предсказуемо: — Быстро ползать — Понимать имя и проговаривать его — Смело ступать без посторонней помощи.

Особенности физического, социального и психологического развития

Кстати, мальчики неторопливее девочек и начинают ходить позже.

Это уникальность психического и эмоционального фона — Подыматься и опускаться по лесенкам, удерживаясь за перила — Залезать на невысокие кресла и диваны — Садиться на стульчик без опоры — Менять положение туловища — Держать в руках мячик или неваляшку — Искать и различать названия

Особенности физического, социального и психологического развития

— Указывать на объект (пальцем показать на погремушку, лежащую высоко, и попросить «дай») — Делать нетрудные маневры с вещицами (открыть и закрыть дверки ящиков, нажимать на кнопки) — Выполнять безошибочно небольшие просьбы, потому что увеличивается пассивный словарный запас, например, «принести куклу», «подойти к столу» — Произносить краткие слоги, которые обозначают слова («ба», «па») — Повторять звуки, что импровизируют животных (кошка «мяу», корова «му») — Определять голосок своих и чужих людей — Просить, чтобы покачали на спине или покатали на шее — Воспроизводить повадки и манеру поведения родных (разговор по мобильному телефону) — Пытаться: сходить на горшок, пить из чашки и орудовать ложкой

Читайте также:  Польза и вред арбузов для организма человека

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.
Читайте также:  Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа) — психология

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Задания, способствующие развитию речи

В 2 года не все малыши умеют разговаривать. Но если они реагируют на обращение, при разговоре смотрят в глаза, могут выполнять родительские просьбы, это не является причиной для беспокойства. Они заговорят — всему свое время. Для ускорения этого процесса важно читать им, петь понятные песенки. Интеллектуальное развитие также поддержит тренировка мелкой моторики.

Читайте также:  Единоборства для детей: какой вид выбрать

Физическое развитие также играет роль в формировании речи. Занятия для мелкой моторики важно сочетать с подвижными действиями. Полезная для развития детей игрушка-сортер. В процессе игры называйте фигуру, позволяйте малышу ощупывать ее контур, помогайте вставлять в предназначенное для нее отверстие.

Согласно психологии ребенка в 2,5 года, нельзя запрещать ему специфические игры, такие как пересыпание предметов или переливание воды из одной емкости в другую. Но важно создать удобные для всех условия (в частности, выбрать для игры место, несложное в отношении последующей уборки). Поддержат развитие малыша такие занятия, как лепка, вырезание, формирование из пластилина.

Развитие речи ребенка в два с половиной года

Ребенок 2,5 лет уже обозначает себя: «Я», «Я сам». Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает и называет имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр. Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Использует предложения из нескольких слов (трех и более). Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.

Малыш двух с половиной лет легко подражает незнакомым словам. Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. Может рассказать историю по картинке в двух-трех предложениях.

Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).

Малыш быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.

Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо. А что умеет ваш малыш в 2,5 года?

Чем отличается развитие мальчика и девочки в месяцев?

Особых отличий у полуторагодовалых девочек, мальчиков нет. Особенности темперамента и характер практически не отличаются — разница полов, более резко появляющаяся в грудном возрасте, сглаживается.

Чем отличается развитие мальчика и девочки в месяцев?

Единственное, что нужно помнить взрослым — мальчики в этом возрасте требуют большего внимания, чем девочки. Придется чаще играть, посвящать больше времени. Девочки наоборот — привыкают с грудного возраста к повышенному вниманию, рекомендуется незаметно отучивать малышек от привычки постоянно быть под контролем родителей.