Развитие в период младенчества с 3 месяцев до 1 года

В двенадцать месяцев ребенок может прибавить в весе около 200 г (в среднем с момента рождения до года ребенок увеличивает свой вес в 3 раза), а рост увеличится на 1 см (за первые 12 месяцев жизни ребенок может вырасти в среднем на 25 см).

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Мозг ребенка

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Читайте также:  Вакцинация недоношенных детей: мнение врача и опыт мам

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Мозг ребенка

⚜ Правила питания

Важно не только грамотно подобрать тип вскармливания, но и придерживаться основных правил.

Можно выделить следующие принципы питания детей первого года жизни:

  • частый прием пищи;
  • полное удовлетворение в пищеварительных веществах;
  • сбалансированность всех питательных веществ;
  • соответствие физиологическим изменениям и метаболическим функциям организма;
  • биологическое и химическое качество пищи;
  • разнообразие рациона;
  • кулинарная и технологическая обработка продуктов по возрастным требованиям;
  • соответствие возможностям жевательного аппарата.

Режим питания детей первого года жизни зависит от многих факторов. Есть дети, которые больше спят, а есть непоседы, готовые играть часами. Под эти природные биоритмы и нужно подстраиваться, составляя график кормления.

Пример приведен в таблице ниже.

Эмоционально-социальное развитие ребенка месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве своего жилья и в ближайшем окружении. Он целенаправленно выбирает направление своего движения, стимулирует взрослого идти по его желанию. Ребенок активно подражает действиям взрослого — пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, стирать, разбирает и ставит вещи на место, держит чашку и самостоятельно пьет из нее, пытается пользоваться ложкой и т.д.

Знакомство со своим телом

Продолжает развиваться интерес к своему лицу, голове, половым органам.

Эмоции

Становятся разными формы проявления ребенком внутренних переживаний, они становятся более глубокими, расширяется арсенал внешних проявлений своего положительного и негативного отношения к окружающим.

Ограничение взрослыми личного поведения ребенка, запреты, вызывает недовольную реакцию. Радуется не только одобрению взрослого, но и самому выполнению поставленной задачи. Малыш проявляет нетерпение, может топнуть ногой, если чем-то недоволен.

Социализация

Расширяется круг взрослых и детей, с которыми приходится встречаться ребенку. Он терпимее относится к чужим людям, проявляет к ним интерес, сохраняя при этом определенное расстояние. Малыш все чаще замечает среди окружающих детей, всматривается в лицо, наклоняется к ним, пытается прикоснуться. В незнакомой обстановке ведет себя очень осторожно.

Общение

У ребенка накапливается арсенал средств общения, который он интенсивно использует во взаимодействии со взрослыми, формы, приемы, средства общения становятся более разнообразными.

Годовалый малыш проявляет повышенный интерес к незнакомым людям, наблюдает за ними, сидя на руках у матери, указывает пальцем на тех, кто его заинтересовал, эмоционально отчетливо реагирует на приятных и неприятных людей.

Задача развития: — содействовать развитию подражательного поведения годовалого ребенка, одобрять не только правильное выполнение им показанных взрослым несложных предметных действий, но и попыток обнаружить элементы инициативы; — поддерживать попытки ребенка самостоятельно выполнять простые действия и поручения взрослого; — спокойно и адекватно реагировать на проявления ребенком позитивных и негативных эмоций, упражнять в умении запоминать реакцию матери и отца на типичные проявления его эмоционально-социального поведения; — обогащать впечатления малыша от совместных сюжетных игр и предметных действий.

Читайте также:  Развитие новорожденного в первый месяц жизни (0-1 месяц)

Организация жизнедеятельности

Взрослые организуют жизнь годовалого ребенка таким образом, чтобы совместные игры и занятия чередовались с краткосрочными самостоятельными играми. На протяжении них родители предоставляют ребенку возможность действовать по собственному усмотрению, незаметно обогащают предметно-игровую среду, без нужды не вмешиваются в ход его игры, не прерывают ее словесными указаниями и эмоциональными реакциями.

Родители становятся активными наблюдателями за поведением и деятельностью ребенка, с пониманием относятся к попыткам участвовать в действиях взрослых.

Время от времени обращайте внимание ребенка на свое отражение в зеркале, поддерживайте его желание улыбнуться ему, поиграть с ним. Во время общения с ребенком не только выражайте ему свою привязанность, улыбайтесь, но и вместе играйте, занимайтесь несложной предметно-практической деятельностью.

Развивая у ребенка первого года жизни познавательную активность, направленную на ознакомление с собственным «Я», предлагайте ему время от времени рассмотреть собственные руки, ноги, одежду, пристально вглядеться в зеркало на свое лицо, прическу, детали туалета, разным тоном называйте его имя, используйте относительно малыша ласкательные и сдержанные высказывания.

Одобряйте малыша за его умелые действия, стимулируя желание повторить их, усовершенствовать, расширить собственный опыт. С пониманием относитесь к попытке малыша освободиться от неудобной одежды, добиться желаемого, достичь комфортного состояния.

Показатели эмоционально-социального развития двенадцатимесячного ребенка: — выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили); — радуется своему отражению в зеркале, улыбается и играет с ним; — после показа взрослого подражает его простым действиям; — общается со взрослыми, используя различные средства и приемы; — дифференцирует понятия "можно" и "нельзя", "хороший" и "плохой", "красивый" и "некрасивый".

Эмоционально-социальное развитие ребенка от рождения до 1 года

Опорно двигательный аппарат

Навыки ребенка:

  • Ребенок начинает активно передвигаться, его движения становятся более уверенными. Ему практически не нужна опора, он становится самостоятельным и без нее.
  • Для игры использует положение сидя. Однако при этом ребенок может подниматься, за что-нибудь придерживаясь. Малыш начинает понимать, как использовать конкретные вещи, например, карандаш — писать, ложка – кушать, телефон – разговаривать. Умеет передвигаться как ползком, так и шагами, преодолевать ступеньки, носить с собой некие предметы или игрушки. Может собрать предметы одного вида в коробку.
  • Повышаются рефлексы схватывания предметов. Теперь обе руки задействованы в процессе, определяется ведущая рука – правая или левая.
  • Ребенок может самостоятельно пользоваться наполненной чашкой, проделывая при этом все действия. Подражая родителям, малыш начинает усваивать технику мытья рук. По требованию взрослых приносит названные ими вещи во время одевания.
  • Опорно двигательный аппарат

    Действия родителей:

  • Ребенок должен больше двигаться. Поэтому ему необходимо создать для этого наиболее комфортные условия. Малоподвижность может вредить здоровью малыша.
  • Нужно учить ребенка самостоятельности. Для этого придумывают различные игры, в которых ребенок сможет больше внимания уделять для своего передвижения ради достижения цели.
  • Проделывать упражнения, которые формируют моторику пальцев. Предлагать ребенку распознать предметы по форме и по материалу. Проводить игру перекладывания игрушек с одного места на другое.
  • Малышу 23-месяца — развивающие игры и игрушки

    Теперь малыша можно познакомить с пластилином и глиной. Показать, как делать фигурки. В этом возрасте ему уже будет интересна эта игрушка. Он с упоением будет мять пластичную глину в ручках и уже вряд ли потянет в рот, чтобы попробовать на вкус.

    Читайте также:  Почему родители отказываются от прививок своим детям?

    Многие малыши уже осваивают на улице беговел и даже самокат. Можно приобрести и то и другое

    Но стоит обратить внимание, что малыш быстро устает и гулять лучше все-таки с коляской, а беговел или самокат взять с собой как дополнение

    Хорошая игрушка — домик или надувной бассейн в виде домика и куча легких пластмассовых шариков. Малыш с восторгом будет играть в свой персональный домик и сам найдет применение разноцветным шарикам. Вам останется только наблюдать.

    Чтение книжек все больше увлекает малышей. Они просят снова и снова читать знакомые сказки.

    И напоследок несколько советов:

    Старайтесь к играм привлекать папу. Пусть он не сидит в сторонке, а активно играет со своим чадом. Особенно это важный аспект в отношениях отец-сын.

    Давайте больше пространства и свободы своему чаду. С каждым месяцем он все больше способен занять себя сам: будь то это игра с передвижением табуреток по кухне или нанизыванием бус на ниточку.

    Не старайтесь придумывать забавы для малыша, когда ни сил нет и ни желания. Обычные заботы по дому тоже способны увлечь малыша. Например, протирание тряпочкой пыли или складыванием одежды в шкаф.

    На улице показывайте ребенку как много больше предметов флоры и фауны. Например, пусть нюхает цветы, собирает в корзинку созревшие каштаны или топает по сухим осенним листьям.

    На этом у меня все. Добра и здоровья вам и вашим детям!!!

    Сохранить рецепт

    • 14Поделились

    Окт 12, 2017 03:03

    Кризис первого года

    В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

    Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.