Развитие ребенка в восьмой месяц жизни

Дети в 8 месяцев – очень интересные маленькие человечки. Совсем недавно только ели, плакали и спали, а вот уже играют любимыми игрушками и зовут маму. Все родители переживают за своих крошек, хотят дать им самое лучшее. Как убедиться, что вы достаточно занимаетесь с малышом?

Особенности

Малютка, родившийся на 8 месяце беременности это 34 – 37 неделя беременности, относится к 1 степени недоношенности (всего их 4). Вес такого пупса должен быть более 2 килограмм.

Внешне недоношенный младенец отличается от своих сверстников цветом кожи, у него практически отсутствует подкожный жир. Внутренние органы хоть и сформированы, но еще не совсем готовы к полноценной работе.

Случается так, что у 8 месячных деток:

Особенности
  • отсутствует сосательный рефлекс (редко)
  • Проблемы с легкими, которые еще не готовы для первого вздоха.В таких случаях малышам помогают доктора
  • Проблемы со стулом. Пищеварительная система не готова к приему пищи, поэтому малыши, родившиеся раньше положенного срока, страдают от дисбактериоза
  • Вероятность развития рахита, в несколько раз выше, чем у доношенных пупсов

Вышеперечисленные особенности редко встречаются у 8 месячных детей, они скорее относятся к 3 – 4 степени недоношенности.

Физическое и двигательное развитие

Развитие здорового ребенка в 8 месяцев обусловлено сменой питания и повышением двигательной активности, что отражается на весе и росте. Малыши уже растут не так быстро, как раньше, много энергии уходит на движения.

К этому возрасту у мальчиков:

  • вес составляет от 6,9 до 10,7 кг;
  • рост – от 66,2 до 75 см.

У девочек:

  • вес составляет от 6,3 до 10,2 кг;
  • рост – от 64 до 73,5 см.

Для определения того, на сколько гармонично растет ваш ребенок, нужно сравнить его показания роста и веса с графиком. Также вы можете получить консультацию по этому вопросу у вашего педиатра, который точно скажет, правильно ли растет ребенок.

Двигательное развитие малыша в 8 месяцев происходит ударными темпами.

Некоторые крохи уже умеют, а некоторые как раз учатся выполнять определенные действия:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно через левое и правое плечо;
  • ползать по-пластунски или даже на четвереньках;
  • сидеть;
  • ложиться из положения сидя;
  • держать игрушки обеими руками;
  • брать мелкие предметы двумя пальчиками – большим и указательным;
  • перекладывать игрушку из правой ручки в левую и наоборот;
  • подниматься на ноги и стоять, держась за опору;
  • падать из этого положения на попу;
  • ходить за ручку.

Если ваш ребенок чего-то не умеет – это не страшно. С вашей помощью он обязательно научится!

Изменения в развитии 8-месячного ребенка происходят и в физиологических показателях:

  • продолжается или начинается период прорезывания зубов;
  • в связи с введением прикорма, меняется частота и характер дефекаций;
  • замедляются темпы роста, активно развивается мускулатура;
  • развивается память, ребенок узнает знакомые песенки и потешки;
  • развивается восприятие, малыш способен изучать и повторять движения взрослых.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 8 месяцев в развитии малыша происходит несколько очень важных стадий – он учится произносить не только гласные, но и слоги и даже слова, а также начинает обращать внимание на мелкие предметы, детали и особенности окружающих вещей. Еще активнее идет социализация ребенка, которая в этом возрасте может принять несколько неудобные для родителей формы.

Так восьмимесячный малыш переживает несколько первых кризисов – он начинает с особенным недоверием относиться ко всем незнакомым или малознакомым людям или категорически отказывается расставаться с мамой, при этом игнорируя папу или других родственников. Такое поведение ребенка связано с тем, что он учится взаимодействовать с окружающим миром, если до этого возраста дети обращают внимание, в основном, только на себя и свои потребности, то теперь он понимает – именно мама обеспечивает ему безопасность и комфорт и предпочитает всегда находиться рядом с ней. Родителям стоит помнить о том, что это абсолютно нормальные этапы развития ребенка и, наоборот, нужно забеспокоиться, если малыш в 8-9 месяцев одинаково относится к своим родным и посторонним людям или не проявляет особой любви к маме. Нельзя пытаться «перевоспитать» ребенка, оставляя его одного надолго или заставляя идти на руки или общаться с людьми, которых он плохо знает – это может привести к утрате доверия к родителям или появлению страхов.

Читайте также:  Имена для детей рожденных в августе 2019

В 8 месяцем ребенок умеет не только брать и держать игрушки одной или двумя руками, он изучает их свойства – разбирает и собирает пирамидку, открывает и закрывает крышки, вкладывает мелкие детали в крупные, а также с удовольствием мнет, рвет, кусает, стучит и бросается игрушками.

В этом возрасте дети уже не гулят, а произносят слоги и отдают предпочтение согласным звукам, причем многие звуки уже имеют определенное значение – «би-би», «ням-ням», «ав-ав» и так далее.

Дети наблюдают за мимикой и эмоциями взрослых и охотно подражают им, а также могут сами «предложить» родителям поиграть в определенную игру, протягивая игрушки, издавая звуку или пряча лицо в ладошках.

Особенности психического развития месячного малыша

В психическом развитии тоже происходят значительные изменения:

  1. Ребенок понимает смысл некоторых слов и может даже показать на знакомые предметы.
  1. Общается со знакомыми и незнакомыми людьми при помощи лепета.
  1. Отзывается на собственное имя.
  1. Различает знакомых людей и близких родственников. Теперь у него уже есть чувство определённой привязанности. Однако эмоционально он привязан больше всего к матери и ее уход или отсутствие может вызвать слезы. Это связано с тем, что у малыша нарушается чувство защищенности, и возникает тревожность. Если при этом проявляется страх расставания у семимесячного ребенка, то данный факт говорит о большом продвижении в его психическом развитии.
  1. Малыш уже догадывается по определенной мимике и жестам взрослого человека, о тех чувствах, которые он испытывает. Хорошо отличает интонации в голосе (строгость, злоба, доброта, нежность).
  1. Он способен испытывать чувство вины, в том случае, когда его ругают.
  1. Многие дети в этом возрасте уже умеют проявлять свои чувства. Ребенок трогает за лицо, гладит волосы, прижимается или отталкивается.
  1. Его попытки разговаривать и общаться становятся все более осмысленными.
  1. Если мама называет какой-нибудь объект, то малыш активно поворачивает голову в его сторону.
  1. Ребенок уже умеет обращать на себя внимание при помощи произнесения некоторых слогов.
  1. У ребенка возникает потребность в дружбе, но на данном этапе инициативу он не проявляет.
  1. Как утверждают неврологи, правое полушарие у семимесячного малышам, которое отвечает за работу левой стороны тела, развивается несколько быстрее чем левое. По этой причине становится заметно, что он чаще всего используют левую руку. Но это совершенно не означает что он левша.
  1. В 7 месячном возрасте маленький человек уже начинает бояться очень близких и громких звуков, поэтому желательно не включать поблизости с ним пылесос, фен или другие шумные бытовые приборы.

Возможности шире — проблемы тоже

Восьмой месяц — поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно — необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать — одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц — самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Читайте также:  Как отличить друг от друга аллергию и потницу у грудничков

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно — просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок — они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора — этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку — обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка — дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили — совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью…

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?

В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».

У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.

«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.

Зрение как важный аспект в формировании памяти

Память ребенка в восьмимесячном возрасте уже способна удерживать огромное количество информации, поэтому именно в этот период малыши с легкостью могут повторять некоторые действия взрослых, запоминать игрушки. Не факт, что ребенок в 8 месяцев должен уметь делать кувырки или разговаривать, но в педиатрии известны случаи, когда к началу 9 месяца жизни малыши начинают осознанно называть слова, ассоциируя их с предметами или людьми. Кстати, именно зрение формирует детскую память, оставляя в ней кусочки пазла, который со временем формируется в полноценную картинку.

Британские ученые утверждают, что, рождаясь на свет, все люди без исключения ничего не способны видеть. Точнее, они могут различать лишь свет от темноты, причем это нельзя назвать картинкой — то, что видят новорожденные малыши, всего-навсего пятно серого цвета. Через некоторое время зрение немного меняется: ребенок способен фокусироваться, выделяя из общей картины лишь крупные предметы. К восьми месяцам малыши разделяют цвета, формы по структуре. Зрение становится гораздо четче, и наряду с крупными предметами дети способны улавливать и другие: мелкие или находящиеся на заднем плане. В целом к тому, что должен уметь ребенок в 8 месяцев (касательно зрения и памяти), можно отнести его легкое указывание на картинки или игрушки определенной принадлежности. То есть, когда просят малыша показать лошадку в книге, он должен без труда найти ее в многообразии других картинок.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста — обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Режим дня в месяцев

Возросшая активность ребенка сказывается на его суточных ритмах. Дневной сон может быть не более 1,5 часов дважды в день. Ночью большая часть детей спит по 8 часов без пробуждения.

Ребенок способен бодрствовать по 5 часов подряд, режим его дня обязательно включает две прогулки. Каждая в идеале длится более 2 часов.

Питание

Развитие физических навыков связано и с питанием. Грудное молоко уже не может обеспечить достаточное количество калорий, обеспечить все потребности ребенка в витаминах и микроэлементах.

В восьмимесячном возрасте прикорм должен присутствовать три раза в день.

В рацион ребенка должны входить:

  • безмолочные каши;
  • фруктовые, овощные пюре;
  • мясные пюре;
  • кефир;
  • сухарики, детское печенье.

Часть педиатров рекомендует начать вводить рыбу. Но детям со склонностью к пищевой аллергии ее можно давать только после года.