Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш?

На протяжении всего первого года жизни ребенок растет и постоянно меняется. Когда ему исполняется 6 месяцев, — развитие достигает первой значимой отметки. Родителям важно следить, правильно ли развивается малыш, нет ли отклонений от норм, и следует ли что-то предпринимать.

Физиологические изменения

  • Мускулатура спины и плеч к 6-месячному возрасту уже укрепилась настолько, что кроха может сидеть без наличия посторонней поддержки. Сидя, малыш удерживает равновесие и свободно управляет своими руками. Также развитие мышц важно для начала ползания.
  • Ребенок свободно перекатывается в любую сторону и очень подвижный, что требует повышенного внимания со стороны взрослых.
  • Зрение 6-месячных детей полностью развито и функционирует, как у взрослых. Ребенок с легкостью следит за предметами, которые двигаются, а также взглядами других людей.
  • У многих детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Они появляются на нижней челюсти. В связи с этим выделение слюны у шестимесячного ребенка усиливается.

Вес, рост, питание

Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки. Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается — в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см. Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы — 43-44 см.

Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже. Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки. В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.

Особенности развития ребенка в месяцев

Первая половина первого года жизни младенца характеризуется пассивностью к миру, сменяющейся рецептивным интересом. Со второй половины малыш начинает изучать и осваивать окружающий мир и свои возможности в нем. Ребенок в 6 месяцев вступает в период активного интереса ко всему, что находится рядом. Изменения в развитии детей наблюдаются практически каждый день.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Ребенок в 6 месяцев, развитие которого проходит в нормальных условиях, становится заметно активнее и требует от родителей гораздо большего внимания. Ему уже недостаточно ласковых улыбок, прикосновений и поглаживаний. Наступает пора новых впечатлений, знакомства с окружающим миром и исследования предметов.

ВАЖНО. В этот период для развития социальных навыков и интеллекта ребенка взрослым необходимо организовать интересное «деловое» общение с ним, используя игрушки и окружающие предметы.

К 6 месяцам переживания детей становятся разнообразнее. Если раньше у малыша наблюдалось два основных состояния – «хорошо» и «плохо», то теперь в гамме эмоций появляются «удовлетворен», «недоволен», «насторожен», «испуган», «печален». Ребенок в полгода быстро учится проявлять переживаемые чувства через лепет. Теперь с помощью мимики и звуков он проявляет свои эмоции и выражает желания, прося посадить, взять на руки, дать игрушку. В лепете появляются согласные звуки «с», «з», «ф», «в».

С этого возраста дети начинают более тонко чувствовать интонации, с которыми к ним обращаются. Подолгу занимаются одной игрушкой: рассматривают, отодвигают, сжимают, трясут, стучат ею и тянут в ротик.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода у малышей активно формируются и развиваются новые навыки. Как правило, в 6 месяцев ребенок уже умеет:

  • уверенно держать головку, поворачивая ее и контролируя свои движения в любом положении;
  • менять положение тела, довольно ловко переворачиваясь с животика на бок, на спинку и обратно, а также крутиться на месте в разные стороны;
  • долгое время наблюдать за перемещением игрушки;
  • не только держать игрушку в руках, но и перекладывать ее из одной в другую, а также захватывать раскачивающиеся предметы;
  • ползать на животике по ровной поверхности на небольшие расстояния (может доползти до заинтересовавшего предмета);
  • подолгу лежать на животике, опираясь на ладошки выпрямленных рук, некоторые могут подниматься на четвереньки, раскачиваться взад и вперед;
  • пытаться согнуться вперед из положения лежа на спинке;
  • практически без напряжения сидеть, имея опору для спинки (в коляске, в детском стуле, «в подушках»);
  • лепетать, повторяя звуки (первый признак, что малыш учится говорить);
  • проявлять пищевой интерес.
Читайте также:  Основные правила купания новорожденного ребенка

ВНИМАНИЕ. Нельзя оставлять без присмотра шестимесячного ребенка на поверхности, не имеющей бортиков. Он способен довольно быстро добраться до края и упасть.

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

В этот период пропорции младенцев начинают напоминать телосложение взрослого человека. Развитие ребенка 6 месяцев, мальчика и девочки, уникально и зависит от наследственности, питания и условий жизни. Однако существуют нормы, на которые следует ориентироваться.

Нормы роста, веса, окружности головы для мальчика и девочки

По данным отечественных педиатров нормы веса, роста и окружности головы для шестимесячных деток находятся в границах следующих значений:

  1. Вес: мальчики – от 6 кг 600 г до 9 кг; девочки – от 6 кг 300г до 8кг 300г.
  2. Рост: мальчики – от 63 до 69 см; девочки – от 62,5 до 68,8 см.
  3. Окружность головы: мальчики – от 42 до 45,5 см; девочки – от 41,5 до 44,2 см.
  4. Окружность груди: мальчики – от 41,4 до 47,6 см; девочки – от 41,6 до 45,8 см.

СПРАВКА. В возрасте 6 месяцев у большинства детей прорезаются первые молочные зубы – нижние центральные резцы.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Прикорм

Если ребенок на искусственном кормлении, то прикорм необходимо было ввести в 4,5-5 месяцев, для грудничков время подошло только сейчас. Педиатры рекомендуют детям на грудном вскармливании вводить прикорм не раньше 6 месяцев, так как до этого периода питательных и полезных веществ в молоке хватает для правильного развития.

Лучше начинать с овощных пюре, рекомендованная последовательность введения выглядит так: кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква, морковь. Будьте аккуратнее с цветной капустой, от нее может болеть животик, на тыкву и морковку у некоторых деток появляется аллергия.

Если у малыша недовес, начинайте с безмолочных каш. Обычно вводят гречневую, кукурузную, пшенную, овсяную, если ребенок не страдает запорами, пробуйте рисовую кашу. Сначала половинку или одну ложку в день, затем две ложки и так увеличивайте до 100 грамм, пока не замените одно кормление грудного молока или смеси новой пищей.

Прикорм

Не спешите быстро вводить прикорм, чем старше ребенок, тем менее опасны для него эксперименты.

Полезные советы:

Во многих источниках пишут, что в этом возрасте необходимо вводить желток куриного яйца. Повремените, желток сильный аллерген и может нарушать стул. Лучше его ввести ближе к 10-11 месяцам.

Коровье молоко вводить до года не желательно, оно может привести к развитию рахита, аллергии, задержке роста и развития. В нем много белка и минеральных солей, в то же время полинасыщенных жирных кислот, необходимого количества железа, витамина C и Д3 оно не содержит, их дефицит пагубно отражается на здоровье ребенка. Не используйте его при приготовлении каш, готовьте их лучше на воде.

Питание шестимесячного ребенка

Питание в этом возрасте меняется. С 6 месяцев большинство младенцев получают свой первый прикорм. Это идеальное время для его введения в рацион крохи. Затраты энергии малыша велики, и грудное молоко не обеспечивает полного насыщения, равно как и молочная смесь.

Нормативы объема прикорма таковы:

  • овощное пюре – от 10 до 100 грамм;
  • фруктовое пюре – от 5 до 60 грамм;
  • немолочная каша (рисовая, гречневая или кукурузная) – от 10 до 150 мл.

Любой прикорм начинают давать ребенку с четверти чайной ложки, понемногу увеличивая объем.

Для склонных к запорам детей педиатры рекомендуют овощные пюре, например, детское питание из кабачка. Другой продукт для борьбы с запорами – слива. Можно вводить в рацион сливовое пюре или пюре из чернослива.

Детское питание не обязательно покупать в магазине. Можно изготовить его самим при помощи блендера. Чтобы полученная смесь не была слишком густой, в блендер добавляют немного воды или отвара, в котором варились овощи. В результате вы должны получить немного жидковатую массу без комочков.

Питание деток, которые недобирают в весе, может включать в себя каши, отваренные на воде без добавления соли и сахара. Не забывайте только о том, что начинать введение этого прикорма нужно с очень маленькой порции.

Читайте также:  Как приучить ребенка к порядку и чистоте

Вводить прикорм лучше в первой половине дня. Первое время необходимо давать чуть-чуть прикорма, а затем докармливать грудным молоком или смесью.

Постепенно количество прикорма возрастает. В результате один из приемов пищи будет состоять полностью из прикорма.

Важное правило – все вводимые в рацион крохи продукты должны быть однокомпонентными. То есть в составе прикорма лишь один продукт: яблоко, или слива, или кабачок, или кукурузная каша. Не стоит смешивать ингредиенты, например, давать яблочно-сливовое пюре. Желудок малыша пока не готов к этому.

Кушать пюре и кашки ребенок должен уметь из детской ложечки. Не приучайте его есть прикорм из бутылочки, иначе впоследствии будет сложно переучить. Вся еда, которую вы предлагаете малышу, должна быть комфортной температуры – около 37 градусов. Нельзя кормить его горячим или предлагать холодную пищу из холодильника.

У 6-месячного младенца обычно начинают резаться зубки. При этом грудничок становится капризным, просыпается ночью. У него обильно текут слюни и чешутся десны. Может даже подняться температура или появиться жидкий стул. Чтобы облегчить жизнь ребенка, купите ему специальные прорезыватели для зубов. Возьмите сразу несколько разной формы, тогда малыш сможет выбрать для себя самый удобный.

Психоэмоциональное развитие

В основе поведения ребенка лежит желание изучать окружающий мир. В этом возрасте начинают проявляться характер и темперамент, эмоции выражаются ярче. Ребенок понимает, как добиться внимания мамы, сердится, если у него что-то не получается.

Умственное развитие и новые игры

Мозг ребенка стремительно развивается. Его вес равняется половине мозга взрослого человека. Самое важное интеллектуальное достижение шестимесячного ребенка – переход от гуления к лепету, можно различить некоторые слоги. Главным инструментом изучения окружающего мира является игра.

Малыш стремится изучить игрушку, хватает её руками, стучит, трясёт и тянет в рот. Ребёнок с интересом рассматривает руки и ноги, прислушивается к ощущениям. Появляются первые признаки самосознания, ребенок смотрит на себя в зеркало и улыбается.

Малыш способен запоминать предметы и замечать их исчезновение. Он радостно реагирует на спрятавшегося родителя и с удовольствием прячется сам.

Интересные игры для умственного развития:

  • Понадобится 3 игрушки. Две из них нужно дать, чтобы у ребенка оказались заняты обе руки. После этого предлагается третья. Ребёнку нужно понять, как взять игрушку и что для этого необходимо освободить руку.
  • Игрушка прячется под одеяло так, чтобы была видео её часть. Сначала ребёнок вытаскивает предмет, потом учится приподнимать край одеяла.
  • Родитель двигает игрушку к краю стола и даёт ей упасть. После нескольких повторений ребёнок запоминает момент падения и заранее смотрит на пол.

Что малыш умеет?

Малыш шести месяцев уже научился сидеть без поддержки. Однако многие детки этого возраста пока еще не могут сесть самостоятельно. На кухне малыш уже может сидеть в специальном стуле, наблюдая, как мама готовит обед.

Еще одним очень полезным умением полугодовалого младенца становится ползание. Одни малыши активно передвигаются по-пластунски на животике, помогая себе ногами, а другие встают на четвереньки.

Не менее важные навыки 6-месячного малыша:

  • Малыш также начинает вставать на ножки, ухватываясь руками за какую-либо прочную опору. Если взрослый возьмет кроху за обе руки и немного подтянет к себе, то увидит, как младенец встанет на прямые ножки. Мало того, придерживая карапуза за грудь, можно заметить, как кроха начинает переступать ногами.
  • Ребенок отлично управляет своими ручками. Если кроху заинтересовал какой-либо предмет, малыш будет тянуться руками к нему. Выпавшую из руки игрушку ребенок с легкостью поднимет. Подержав предмет в одной руке, карапуз ловко может переложить его в другую ручку.
  • Ребенок уже может связать свои действия и результат, например, если дернуть рукой, игрушка с колокольчиком зазвенит, а если выбросить ее из кроватки, то упадет на пол.
  • Кроха по-прежнему изучает предметы, пробуя на «зуб». Это абсолютно нормальный способ познавать мир для полугодовалых деток, который нельзя воспринимать, как вредную привычку.
  • Ребенок уже отлично знает свое имя и отвечает на него улыбкой и оживлением. Малыш внимательно слушает речь взрослого. Если ему сказать о каком-либо знакомом крупном предмете, кроха сразу же найдет его глазами.
  • Речь 6-месячного младенца меняется. Кроха связывает звуки в слоги, но пока они не несут какое-то смысловое значение. Количество произносимых слогов становится больше с каждым днем. Такую речь называют лепетом.
  • Карапуз 6 месяцев относится к незнакомым людям с опаской и весьма насторожено. При этом полугодовалые младенцы более благосклонны к другим деткам. Они наблюдают за ними и нередко копируют их действия. С близкими малыш может проявлять нежность, например, прижиматься к маме.
  • Шестимесячные дети уже могут снимать еду с ложки губами.

Как оценить развитие малыша в 6 месяцев, смотрите в видеосоветах для мам канала «Супермамы».

Не нужно переживать, если ваш 6-месячный младенец пока не научился лепетать, сидеть без поддержки, дотягиваться до желаемого предмета, вставать на ножки, различать знакомых и незнакомых людей или есть твердую пищу – все эти навыки могут появиться чуть позже.

Читайте также:  Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни?

Но есть умения, отсутствие которых у малютки должно насторожить. К ним относят:

  • Перевороты с живота и на спинку и обратно.
  • Подъем верхней части туловища в положении лежа на животике.
  • Умение сидеть с поддержкой.
  • Повороты головы, чтобы рассмотреть окружающий мир.
  • Гуление.
  • Изучение игрушек с помощью рук (малыш стучит ими, трясет, ощупывает).
  • Изучение разных предметов с помощью рта.

О том, что малыш должен уметь в 6 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Как играть с полугодовалым малышом?

Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев требует предоставления возможности заниматься «исследованиями», чему способствуют определённые предметы:

  • ёмкости с крышками, которые без труда можно открывать и закрывать;
  • интерактивные игрушки, издающие звуки после нажатия на кнопку;
  • погремушки;
  • развивающий предмет, способный растягиваться или сжиматься.

Важно учить ребёнка находить взглядом знакомую вещь. Для этого стоит задавать простой вопрос: «Где машинка?». Стоя с малышом перед зеркалом, спросите, где он, а где мама или папа, а затем покажите ему, где чьё отражение. Карапуз должен мочь показать где кто находится.

Надо не забывать об индивидуальных особенностях ребенка в 6 месяцев, что развитие одного крохи, может отличаться от способностей другого. Тем не менее, элементарный набор описанных выше навыков у него должен быть. Об их формировании следует тщательно заботиться. Это станет залогом его крепкого здоровья, нормального уровня интеллектуальных и физических способностей.

Есть некоторые критерии, позволяющие оценить развитие младенца. Не все дети осваивают определенные навыки в один и тот же срок. Каждый ребенок индивидуален. Если отсутствие умений настораживает, лучше обратиться к педиатру для контроля над ситуацией. Дети до года легко обучаются, в этом возрасте многое можно исправить и скорректировать. Поэтому ждать до последнего не нужно, лучше перестраховаться. Обращать внимание не только на физическое развитие малыша, но и нервно-психическое, эмоциональное, речевое, на слух и зрение.

Физическое развитие шестимесячного малыша

В возрасте 6 месяцев грудничок сидит с помощью родителей или самостоятельно, переворачивается со спины на бок, живот и обратно. Если ребенку дать руку и палец, он сможет подняться из положения лежа. Родителям не придется прикладывать усилий, малыш справится сам с этим упражнением. Пытается ползать, может перемещаться по-пластунски.

К этому возрасту исчезает тонус в мышцах ног и рук, который до этого считался нормой. Если этого не происходит, нужно пройти курс массажа. Движения становятся плавными и размеренными, ребенок берет необходимую игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую точным движением. Хорошо держит голову и поворачивает в нужную ему сторону. Может стоять, если держать за руки. При поддержке подмышками отталкивается от пола, может прыгать. Самые активные встают сами на ноги, используя опору.

Нервно-психическое развитие

Младенец в шесть месяцев реагирует на тон людей, которые с ним общаются. При ласковом и спокойном разговоре улыбается, хмурится, если на него кричат, ругаются. Может злиться, напрягаться, если что-то не получается достать, сделать. То есть ребенок активно проявляет радость, неприязнь, недовольство. Кричит или смеется, в зависимости от ситуации.

Малыш в этом возрасте произносит звуки, речь ребенка называют лепетом. Он должен стать более осмысленным. Малыш говорит громче или тише, может переходить на шепот. Произносит звуки быстро и медленно. Родители могут различить, что именно хочет ребенок: есть, спать или, чтобы его взяли на руки.

Психоэмоциональное развитие в 6 месяцев

Когда наступает полгода ребенку, он узнает близких людей, пугается незнакомых. Может отворачиваться от них, тянуть ручки к родителям и даже плакать. У ребенка есть любимая игрушка, к которой он привык, ищет ее, требует. Может найти взглядом предмет, о котором говорят, указать его, понимает смысл речи.

Начинает осознавать, что может воздействовать на предметы, например, что игрушка упадет, если он ее кинет, или зазвенит, если потрясет. Малыш следит за эмоциями родителей, дублирует их, они отражаются в его поведении и на лице. Может хмурить брови, грустить, широко улыбаться. Понимает связь между своим поведением и реакцией родителей. Например, что плач приводит к тому, что появляется мама и успокаивает.

Зрение, слух и речь малыша

Малыша интересуют звуки, которые издают предметы, игрушки, погремушки. Он трясет их, переворачивает, рассматривает, пробует на вкус. Дети любят стучать по предметам, бить их друг об друга. 6 месячный ребенок обращает внимание на звуки, раздающиеся вокруг. Определяет направление, откуда они распространяются. Воспринимает самые тихие, шепот или шуршание.

Лепет детей совершенствуется. Кроме воспроизведения гласных, могут повторять простые слоги. Комаровский обозначает, что в возрасте 6 месяцев ребенок должен имитировать звуки животных, кошки, собаки, коровы.