Развитие ребенка что должен уметь ребенок по годам

В этот период малыш стремительно взрослеет. Его физические и умственные способности растут в геометрической прогрессии. Именно на этом этапе многие родители сталкиваются с быстрыми переменами в настроении и постоянными капризами своего чада. Нужно запастись терпением и стойко пережить «трудный» возраст.

Особенности физиологии младенца

Новорожденный ребенок 1 месяц уже не испытывает дискомфорта гипертонуса мышц, который сжимал кулачки крохи и заставлял прижимать ручки к телу. Они движутся свободно и неосознанно, так как младенец еще не научился управлять ими.

Пупочная ранка полностью зажила, превратившись в настоящий пупочек. А сон ребенка в 1 месяц столь продолжительный, что позволяет маме, наконец, почувствовать чуть больше свободы в выполнении домашних дел. В течение дня кроха будет спать не менее 6 раз, общее время отдыха составит 6-7 часов. Еще часов 8-10 малыш поспит ночью, возможно даже не потревожив вас для ночного кормления. Даже самые активные крохи месячного возраста бодрствуют лишь 6 часов в сутки, а настоящие сони отдыхают все 20 часов.

Стул ребенка в 1 месяц крайне индивидуален. Одни крохи могут радовать маму грязным подгузником хоть после каждого кормления, до 10 раз в сутки. В среднем же количество каканий составляет 4-6. Есть и совсем сдержанные малыши, которые опорожняют кишечник через день (особенно это актуально для искусственников). Но если кроха чувствует себя хорошо, его не беспокоит животик, который абсолютно мягкий, значит столь редкие испражнения для него норма.

Вес ребенка в 1 месяц также индивидуален, как и показатели роста, окружности головы.

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 3,2-5,5 49,8-57,6 34,2-38,9
Мальчики 3,4-5,8 50,8-58,6 34,9-39,6

Первое взвешивание в кабинете педиатра в 1 месяц жизни ребенка покажет динамику набора веса и его роста. Его показатели растут, значит, физическое развитие ребенка 1 месяца жизни проходит нормально.

Особенности развития детей лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Особенности развития детей лет

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

Читайте также:  Гидроцефалия у детей: симптомы, лечение, последствия

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Физическое и психическое развитие девочек в пять месяцев

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Читайте также:  Главные принципы плавного отлучения ребенка от груди

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Развитие интеллекта

Касаемо умственного развития, что должен знать ребенок в 4 года? Ответом на этот вопрос будет сразу несколько факторов. В 4 года у крохи интеллект работает более точно, он помогает ребенку взаимодействовать с окружающим миром, и делает упор на развитие коммуникативных навыков и памяти. Поэтому родителям необходимо использовать форму диалога с ребенком, отвечать на 1000 «почему». вопросы маленьких почемучек.

В 4 года словарный запас насчитывает до 2000 тыс. слов. Однако за год он достаточно быстро расширяется, в отличие от предыдущих лет. Кроха запросто может назвать имя и фамилию, возраст, адрес, имена родителей, должности. Сказать сколько времени, что надо сделать утром, в обед и вечером. Четырехлеткам подвластна тема времен года и погоды.

Еще в 4 года ребенок: 

  • Может рассказать сказку, рассказать заученный наизусть стих;
  • Согласовываются предложения по родам, падежам и числам;
  • Основные слова и буквы произносятся правильно (проблему могут составлять шипящие и сонорные);
  • Используются в речи союзы и предлоги;
  • Выговаривание сложных слов;
  • Умение ответить быстро на вопрос, ответ которого известен и понятен;
  • Может описать изображение, рассказать о делах людей, их работе и профессиях (таких как пожарник, полицейский, секретарь и т.д.);
  • Знание основных музыкальных инструментов;
  • Прослеживаются различные интонации и ребенок может их различить в речи взрослых;
  • Большие знания о животных, фруктах, ягодах, птиц;
  • Имеет понятие о насекомых (пчелка жужжит, бабочка летает).
Развитие интеллекта

Касаемо математических навыков:

  • Может посчитать от 5 до 10, знать, как правильно их написать;
  • Известно что такое «много» и «мало»;
  • Умеет сравнивать по количеству и широте;
  • Знакомы основные геометрические фигуры и цвета радуги (7).

Так стоит в 4 года покупать ребенку конструкторы, так как именно эта игра помогает развить математические знания.

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Как развивается малыш в месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Читайте также:  Выпечка для детей аллергиков:как подсластить жизнь малышу

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Развитие речи

В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине.

Развитие речи

Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

Чтобы малыш научился как можно быстрее понимать речь, маме рекомендуется проговаривать все свои действия, которые она совершает в течение дня. Даже простые вопросы, например: «Где мама?», «Где папа?», «Где кроватка?», способствуют развитию пассивного словаря малыша. Обычно девочки осваивают речевые навыки немного раньше мальчиков, у которых развитие в этом плане идет немного медленнее.

Бытовые навыки

Постепенное совершенствование моторики, координации, созревание головного мозга позволяют крохе приобретать первые навыки самообслуживания. Это возможно при условии, что взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка, позволяют ему выполнять простые действия самостоятельно. Так, между 12 и 15 месяцами карапуз может уметь:

  • пить из чашки, придерживая ее двумя руками;
  • хорошо жевать твердую пищу, откусывать кусочки от хлеба, печенья;
  • использовать правильно и по назначению ложку;
  • во время одевания подставлять ручку и ножку;
  • приносить одежду для прогулок по требованию;
  • умываться проточной водой, вытирать лицо полотенцем;
  • в отсутствии подгузника реагировать на мокрые или грязные штаны, проситься на горшок.

Появление первых бытовых навыков у малыша – важный элемент созревания психики и формирования личности ребенка. Рекомендуется стимулировать выработку базовых умений у крохи, предлагая ему выполнять простые действия самостоятельно. Любая попытка обслужить себя со стороны крохи должна вызывать только положительную реакцию взрослых, при неудачной попытке не нужно кроху ругать или выражать недовольство. Общий позитивный настрой, радость от попытки крохи стать взрослее помогут малышу преодолеть первоначальные сложности и быстро научиться всем основным операциям. В случае негативной реакции со стороны мамы или другого близкого родственника у малыша может пропасть желание выполнять действия самостоятельно, что может затормозить общую скорость развития, снизить любознательность.