Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Все родители хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, образованными, ответственными людьми. Для этого родители стараются обучать своих детей с юного возраста.

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов – рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад. Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Этапы формирования памяти

Память – психический процесс, помогающий сохранять и воспроизводить необходимую информацию. Различают несколько видов:

  1. По периоду сохранения информации — память кратковременная и долговременная.
  2. По регулированию запоминания – произвольная и непроизвольная.
  3. По объекту – образная (наглядная, зрительная), смысловая (слуховая), эмоциональная, двигательная.

При взрослении и развитии ребенка происходит и развитие его памяти, один вид сменяет другой, меняется их взаимодействие. Важным в процессе запоминания (особенно произвольного) является стимул, то есть то, ради чего это запоминание происходит. В большинстве случаев ставку делают на заинтересованность, именно поэтому с рождения и до старших классов главным способом подачи информации остается игра.

Что такое память

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит? Всё дело в том, какую именно память мы используем.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно

ВИДЫ ПАМЯТИ Все виды можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек — задействуется двигательная, эмоциональная, словесно-логическая или образная память.
  2. Как он это делает (случайно или намеренно) — работает произвольная или непроизвольная память.
  3. Сколько хранится воспоминание — оно отправляется в кратковременную, долговременную или оперативную память.

Двигательная (или моторная) память — всё, что связано с движением. Ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки. Если мы чему-то научились однажды, то дальше это происходит как бы “на автомате”. У детей этот вид памяти возникает уже в первые месяцы жизни.

Что такое память

Эмоциональная память помогает сохранять чувства и эмоции, пережитые в разных ситуациях. Чем ярче окрашено событие, тем лучше оно запомнится.

Словесно-логическая (по-другому — вербальная) память есть только у человека. Выражается в запоминании мыслей, суждений и неразрывно связана с речью. Мы не помним начало своей жизни как раз потому, что не умели говорить.

Образная память соответствует пяти органам чувств. Слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная — у каждого из нас они развиты неравномерно.

Складывая воспоминания в произвольную память, человек прилагает определённые усилия и приёмы. Непроизвольно же мы запоминаем то, что нам интересно. Этот процесс происходит сам собой.

Кратковременная память хранит информацию или события от нескольких секунд до нескольких минут. Дальше воспоминания либо переходят в долговременную память (и хранятся там месяцы, годы или всю жизнь), либо забываются. Оперативная же нужна для конкретных действий, для совершения одной “операции”.

Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях

  • Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
  • Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
  • Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
  • Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
  • Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.

Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:

  • Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
  • Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
  • Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
  • Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.
Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях

Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения в домашних условиях

Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.

Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.

Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.

Также существует деление на произвольную и непроизвольную память. Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).

Упражнения на развитие памяти

Тренировка двигательной памяти

Это упражнение на развитие памяти в дошкольном возрасте предназначено для небольшой группы участников. Ведущий (ребенок или взрослый) становится «кукловодом». Он проводит малыша, желающего принять участие в игре, с завязанными глазами по несложному маршруту, например, в пределах комнаты или детской площадки. «Кукловод» должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. Последовательность действий может быть различной. Например, «кукла» делает 3 шага вперед, приседает, 2 шага назад, встает на одну ногу и подпрыгивает. Затем с глаз ребенка снимают повязку и предлагают повторить только что проделанный путь, совершая те же движения.

Тренировка зрительной памяти

Чтобы выполнить это упражнение на развитие памяти у детей дошкольного возраста, потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала малышу показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, что на ней изображено (на запоминание дается полминуты). Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.

Тренировка слуховой и ассоциативной памяти

Занятие на развитие памяти у детей дошкольного возраста проходит в игровой форме. Взрослый называет разные слова, а ребенок должен мысленно представить образ, описать внешний вид, свойства, особенности или действия, которые можно совершить с названными предметами. Например, шампунь – душистый, скользкий, может щипать глаза.

Тренировка ассоциативного мышления

Взрослый называет слово, а ребенок перечисляет все возникшие у него ассоциации к этому понятию. Например, если названо слово «автомобиль», ребенок может назвать следующие ассоциации: дорога, колесо, водитель, руль и т. д. В этом упражнении на развитие памяти в дошкольном возрасте взрослый может помогать придумывать как можно больше слов.

Тренировка логического и ассоциативного мышления

Взрослый называет ребенку пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя данными понятиями не должно быть очевидной логической связи. Примерами таких пар могут быть «кувшин-цветок», «ковер-чай», «балкон-велосипед», «рубашка-дождь». Ребенку представить себе эти два предмета и подумать, что их может связывать. Малыш может рассказывать любые ассоциации, которые приходят ему на ум. Например, для пары «рубашка-дождь» можно придумать такую историю: на прогулке мальчик попал под дождь, его рубашка и штанишки промокли, и дома мама повесила их сушить, а малышу дала сухую одежду. Ребенку можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.

Тенотен Детский улучшает память и внимание вашего малыша.

Как развивать ребенка в 7-лет

  • Физическое развитие. Включает в себя ежедневную зарядку, прогулку на улице, посещение спортивной секции. Идеально, если вы сможете устраивать семейные мероприятия, связанные с физической нагрузкой (прогулки на велосипедах, лыжах, по лесу, семейные спортивные соревнования, совместные игры);
  • Интеллектуальное развитие. Предлагайте малышу решать различные ребусы, кроссворды, читайте вместе энциклопедии, рассказы, обсуждая сюжет, интересные события и предметы, проводите домашние опыты, знакомьте с секретами кулинарии и т. д. На развитие интеллекта ребенка влияют не только знания, которые он получает в школе, но и опыт, знания о бытовых предметах, интересных событиях.
  • Эстетическое развитие. Музеи, театры, цирк, выставки и т. д. В 7-8 лет важно развивать в ребенке любовь к прекрасному, показать ему красоту картин и скульптур, познакомить с театром, оперой, балетом, привить стремление познавать свой внутренний мир через соприкосновение с искусством.
  • Эмоциональное развитие. В 7-8 лет ребенок уже хорошо различает многие эмоции, но не всегда может правильно понять иронию, сарказм, скрытые чувства. Учите сына и дочку видеть разницу между разными эмоциями, смотреть на любую ситуацию с разных точек зрения, находить “правильный” вариант действий. В этом вам помогут детские фильмы, мультики, книги, где на примере главных героев можно разобрать множество похожих ситуаций из жизни ребенка.

Все статьи по теме