«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

«Однажды ты станешь взрослым настолько, что снова начнешь читать сказки». Знаменитый британский и ирландский писатель Клайв Стейплз Льюис оказался прав. Ведь сказка может не только развлекать или развивать воображение, а еще и менять нашу жизнь, лечить. Уникальный метод сказкотерапии подходит и детям, и взрослым.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Сегодня родители меньше читают ребенку сказки, что сильно снижает развитие воображения. Дети больше смотрят мультфильмы, слушают аудиосказки. Это сказывается на дальнейшем восприятии школьного материала на слух. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте больше читать малышу.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Суть метода лечения сказкой

Вымысел, метафора, волшебные превращения, которые несет в себе сказка, вызывают у слушателя множество самых разнообразных эмоций: негодование, радость, удивление, восторг, гнев, страх, жалость, восхищение. Рассказывая ребенку сказку, мы погружаем его в удивительный мир, полный необыкновенных происшествий.

Проживание происходящих с героями событий, наблюдение за поведением, реакциями, последствиями слов и поступков и составляют основу терапии. Решение внутренней проблемы слушателя происходит на глубинном, подсознательном уровне, передача «послания» — ценностей, истин, способов выхода из сложной ситуации – происходит естественным путем.

Проблемы, при которых применяется сказкотерапия для детей, разнообразны и могут быть достаточно глубокими и серьезными:

  • страхи: темноты, врачей, насекомых, чужих людей и другие;
  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • расстройства поведения, связанные с физиологией: переедание или отказ принимать пищу, трудности с дефекацией;
  • развод родителей, появление младшего ребенка;
  • потеря значимого взрослого или любимого питомца.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показ другой стороны происходящего.

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  • Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
  • Собственно терапия – решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
  • Прогностика – помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии используется психологами, врачами, педагогами разных направлений, поскольку является синтезом достижений всех этих наук и воздействует на глубоком эмоциональном уровне, то есть задействована мощная и эффективная работа подсознания.

Кроме собственно сказки широко распространено использование специалистами других жанров: притч, легенд, басен, былин, мифов, анекдотов, саг, фэнтэзи, детективов. Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере имеющихся у него трудностей. Важно, чтобы в рассказываемом произведении была корректно подобрана метафора – именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Сказкотерапия

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.
Читайте также:  Особенности безопасной перевозки новорожденных в автомобиле

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

Как именно идет работа со сказками?

Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и  многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее. И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент. Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента. Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок.  С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз — «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет. Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым.  Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо. И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками. На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали. В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Ценность сказки в том, что она раскрывает те чувства и эмоции, которые мы сами можем прятать от себя. Сказка может помочь мягко и бережно связаться с нашим бессознательным и убрать те блоки, которые мешают счастью. Ваша жизнь давно идет по какому-то неправильному сценарию? Хорошая новость в том, что в любом возрасте его можно переписать. Сказкотерапия актуальна и эффективна и для детей, и для взрослых.

Справиться с настроением

Девочке три года, в целом она послушная, но в возбужденном состоянии (когда с чем-то не согласна, не хочет спать), бьет по лицу и маму, и папу, и бабушку. Доводы, что человеку больно, пока не воспринимает. Как реагировать?

Денис, Москва

– Так ребенок осваивает идею конфликта, столкновения интересов. Малыш в этом возрасте уже может объяснить, чего он хочет. Но когда он объясняет, а родители настаивают, чтобы он делал что-то другое, ситуация для ребенка становится непонятной. Он возмущается, брыкается, пинается, кидается игрушками…

Читайте также:  Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Не надо этого пугаться, не забывайте, что ребенок еще мал. Но надо учить его сдерживать сильные чувства. Как? Так же, как мы учим его всему остальному, есть, например. Сначала сами кормим его с ложки, потом он начинает держаться за ложку вместе с нами, потом сам держит ложку. Точно так же постепенно надо его учить справляться с гневом.

Сгребаем ребенка в охапку, чтобы он не мог драться, обнимаем его, показывая, что мы его защищаем от его гнева. Он побрыкается, поплачет и успокоится, мы таким образом помогаем ему перевести гнев в слезы, в грусть по поводу того, что надо ложиться спать. После этого наступает расслабление.

Вы видели, как шестилетние дети пытаются успокоиться? Они сами себя обхватывают руками и так сидят. Воспроизводят движение родителя.

Когда малыш успокоился, важно установить с ним контакт. Проблемы начинаются, когда родитель после конфликта обижается на ребенка, отталкивает его от себя. Этого не должно быть. Ребенок не виноват, он просто маленький. Вы помогли ему справиться со своими чувствами, он побуянил, поплакал, расслабился, теперь покачайте его, поцелуйте. Главный вывод, который должен сделать малыш, что конфликт не разрушает отношения, можно поссориться, но продолжать друг друга любить и быть вместе.

Сказкотерапия для лечения агрессивности ребенка

Давайте разберемся, что же такое сказкотерапия и зачем она нужна. А главное — кто ее использует. Не совсем понятно, правда?

Сказкотерапия — терапия, как способ «лечения» сказками. Используют такой метод в основном психологи в работе с проблемными детьми.

Родители часто сталкиваются с трудностями воспитания детей. Они бывают разной направленности:

  • Нестандартное поведение:
    • Истеричность;
    • Агрессия;
    • Плаксивость;
    • Эгоистичность;
    • Игнорирование взрослых;
  • Страхи:
    • В младшем дошкольном возрасте до 4-х лет — боязнь темноты, выдуманных персонажей или сказочных героев; высоты и глубины; животных, насекомых …
    • От 5-ти до 7-ми лет возможны страхи катастроф, катаклизмов — эти страхи свойственны и в более позднем возрасте, до 9-ти лет.

К этому возрасту можно отнести и страх не разрешенных конфликтов в детском саду или в семье.

  • В школьном возрасте, до 12-ти лет, доминируют страхи о смерти близких родственников или самого себя.

Не всегда хочется обращаться за помощью к специалистам, поэтому родители ищут пути преодоления детских страхов собственноручно. В вышеописанных проблемах может помочь сказкотерапия.

Методы и приемы реализации сказкотерапии

ВАЖНО:

  • Перед проведением сказкотерапии подготовьте зону (комнату или место);

Будет это множество игрушек, мягких подушек или воздушных шаров — решать вам.

  • Ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно;
  • НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ его участвовать в сказке, которую ВЫ выбрали! Дайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе сюжета;
  • Реже используйте произведения уже написанные кем-то. Придумайте «лечебную» сказку сами. В ней у Вас больше возможностей менять ситуацию.

Пример сказки для решения проблемы агрессивности:

Сказкотерапия для лечения агрессивности ребенка

«Далеко в жарких тропических леса жила обезьяна по имени Маня. Она была капризной, не хотела делиться бананами с другими жителями тропиков, обзывалась обидными словами; обижала всех, толкалась и рушила чужие замки из песка.

 Слонята, львята и другие детеныши просили Маню не ломать их труды, не мешать играть. Даже приглашали ее к ним в команду. Но Маня была не исправима — она придумывала планы еще хуже предыдущих. Однажды забралась на дерево и стала бросаться оттуда палками.

Детеныши заплакали, обиделись на Маню и ушли в другое место играть. Туда, куда Маня никогда не ходила.

Вот ходит обезьянка одна, никто больше не играет у нее на виду, безобразничать не с кем… Заскучала она…. Так прошел не один день. Зверушки не хотели с ней дружить. Маня долго думала, почему так все происходит? Почему у нее нет друзей?

Однажды мимо песочницы, в которой сидела обезьянка, проходил детеныш бегемота Том. Он был добрый, никого не обижал. Жаль стало ему Маню.

— Давай дружить! — предложил он обезьянке.

— А это как? — спросила Маня.

— Это значит вместе играть, веселиться, никого не обижать и приходить на помощь другу! – объяснил Том.

Тогда Маня поняла из-за чего с ней никто не дружит! Она приняла предложение Тома, извинилась перед детенышами и больше не обижала никого. Ведь теперь у Мани много друзей, а друзей – не обижают!»

После подобной сказки можно обсудить с ребенком поведение героев. Выявить положительные и отрицательные моменты. Сопоставить поведение главного героя с поведением самого ребенка.

Подобную сказкотерапию можно и нужно проводить. Тем самым Вы не навязываете свою точку зрения и нормы ребенку. В данной методике ребенок самостоятельно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы лишь помогаете ему сделать правильный выбор.

Обратите внимание

При регулярном использовании в коррекции поведения метода сказкотерапии происходят психологические изменения. Ребенок становится открытым, отзывчивым, дружелюбным.

Главное — не бросать начатое. Если после первого «занятия» ничего в малыше не изменилось, не отчаивайтесь! Продолжайте. И положительные результаты обязательно будут.

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Примеры небольших сказок для коррекции различных психологических проблем

Много интересных сказок с терапевтическим эффектом есть в книге доктора философских наук в области психологии, практикующего психолога Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Несколько сказок из этой книги приведены ниже. Одна из них поможет ребенку избавиться от страха, а другие — преодолеть проблему недержания мочи.

Сказка для преодоления страха

«Мой друг – дракон (Почти правдивая история)»

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка. Год назад, когда Дарья была совсем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно. Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

Сказки для преодоления проблемы с недержанием мочи

«Поливальные машины»

Ты знаешь, что раньше поливальные машины работали только по ночам? Каждую ночь на улицы городов выезжали такие машины и поливали асфальт. Но многим людям это не нравилось, потому что они просыпались среди ночи, когда чувствовали влагу. Поэтому улицы перестали поливать ночью. С тех пор все люди спят спокойно.

Послание: спать лучше в сухой постели.

«Полные ведра»

Ты, когда был в деревне, видел, как люди носят ведра с водой? А видел, что происходит, если воды набрали слишком много? Правильно, вода выплескивается. И так происходит всегда: если воды налили больше, чем можно, она выливается.

Послание: не пей много жидкости на ночь.

«Обманутый мочевой пузырь»

«Одна моя знакомая девочка мочилась в постель, потому что спала на одной кровати с бабушкой. Хотя сама девочка знала, что она уже большая и ей стыдно мочиться в постель, ее мочевой пузырь думал, что она еще маленькая, раз спит с бабушкой.

Послание: ты сама ответственна за сухие ночи».

Читайте так же:

  • Что подойдет для чтения на ночь детям 4-6 лет — советы и список сказок
  • Раскраски для малышей — распечатать бесплатно!
  • Что читать перед сном маленьким детям 2-3 лет — список сказок и историй
  • Самые добрые и полезные аудиосказки для детей 3-6 лет онлайн
  • О проекте

Поделитесь с друзьями:

Сказкотерапия для взрослых: подведём итоги

Теперь вы знаете, что сказкотерапия для взрослых актуальна не меньше, чем для детей. Она позволяет рассмотреть свои проблемы со стороны и найти правильный выход, помогает расслабляться и полноценно отдыхать душой, развивает творческий потенциал и учит проживать свои эмоции. Таким образом, можно сказать, что это удивительное и крайне эффективное направление в психотерапии, которое может помочь каждому сделать жизнь ярче, красочнее и насыщеннее!

На нашем сайте вы можете записаться на консультацию к Ирине Бадановой или любому другому психологу со скидкой 10% на первый сеанс, озвучив промокод МирВнутриТебя.