Правильный уход и развитие ребенка в 5 месяцев

На 5 месяце своего развития малыш уже настолько активен, что ему недостаточно просто лежать в кроватке, ему необходимо держать в поле своего зрения кого-то из взрослых или яркие игрушки.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Крохе почти полтора. Он вполне самостоятелен, и всё чаще проявляет себя как кормить маленького человека? К какому режиму сна приучать? Как стимулировать его физическое и интеллектуальное развитие? Сейчас всё выясним.

Ещё чуть-чуть — и можно заказывать праздничный торт на полтора года. А пока у вашего малыша есть немного времени для того, чтобы порадовать маму с папой новыми умениями. Развитие малыша — каким оно должно быть, если ребёнку исполнился 1 год и 5 месяцев? Предлагаем вам основные ориентиры по нескольким позициям: умения крохи, занятия, игры, питание и сон в этот период.

Что должен уметь

По достижению года и 5 месяцев говорить о том, что должен уметь ребёнок, можно долго. Поэтому перечислим основное. Ваш малыш уверенно кушает сам, без помощи взрослых. Он способен отличить большой предмет от маленького. Знает практически все цвета и без проблем собирает разобранную пирамиду.

Он знает, для чего предназначен тот или иной предмет. Умеет пользоваться расческой и в курсе, что чашка создана для питья, а фен — для того чтобы сушить волосы. Кроха нередко копирует родительские действия, провоцируя маму с папой на безудержный смех. Он рисует палочки и линии — коряво, но всё-таки.

Вполне возможно, что в этом возрасте чадо самостоятельно ходит на горшок. А если иногда промашки всё же случаются, не ругайте его. Формирование ответственного за позывы мозгового центра происходит до трёх лет.

Поэтому поблагодарите своего малыша за то, что в столь раннем возрасте он уже экономит подгузники.

Занятия

Вряд ли кто-то задаётся вопросом, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 5 месяцев. В этом возрасте маленькая личность способна самостоятельно выбрать себе дело. Ваша задача — следить за тем, что делает кроха, и в случае надобности помогать или корректировать. Не удивляйтесь, если любимые игрушки малыша — кастрюли и пульты от телевизоров и кондиционеров.

Дитя познает окружающий мир посредством предметов, которые попадаются ему под руку. Непременно гуляйте с малышом. Гуляйте как можно чаще и дольше. Набегавшийся на свежем воздухе ребёнок отличается от своих “домашних” собратьев отменным аппетитом и крепким сном. Будет просто отлично, если занятия с малышом, переступившим порог 1 года и 5 месяцев, будут проходить на улице.

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев.

Книжки — лучший объект игр в этот период. Но внимание: игра зиждется не на уничтожении печатного издания, не на вырывании страниц и порче фолианта. Для “книжной” игры с крохой в возрасте 1 год 5 месяцев необходимо взять красочную детскую книжку.

Развитие ребёнка в год и месяцев: умения, питание, сон, игры, занятия

Внимательно рассмотрите картинки, привлеките ими внимание маленькой личности, дайте ей рассмотреть всё, что изображено. А после начните задавать вопросы и побуждения к действию: “Где здесь девочка?”, “Покажи лошадку!”, “Отыщи цветок”. Если кубики и пирамидки для вас пройденный этап, обратитесь к сортерам и паззлам.

Позволяйте малышу хоть иногда забавляться в песке. Идеально — смастерить песочницу возле дома и наполнить ее чистым песком.

Питание

Несмотря на то, что питание ребёнка в возрасте год и 5 месяцев ничем не ограничено, не стоит кормить его с родительского стола. Жареная куриная ножка — не лучшее решение. А вот молочно-крупяная каша — то, что нужно.

Читайте также:  Подростковый возраст: кратко о переходном возрасте

Не забывайте, что меню малыша, достигшего возраста 1 год и 5 месяцев, должно содержать кисло-молочные продукты. Желательно, ежедневно. Отучая от груди, целесообразно давать молочную смесь, предназначенную для этого жизненного периода.

Чтобы разнообразить рацион ребёнка в 1 год и 5 месяцев (особенно в случае, если он плохо ест), добавляйте в супы “весёлые” макаронные изделия. Можно предложить крохе яйца. Недельная норма — полтора яйца. И что бы там ни говорили бабушки, как бы они ни протестовали, пытаясь всучить в детскую ручку кусок сала или солёного огурца, вы должны знать: описанного выше чаду вполне достаточно.

Каждый ребёнок в год и 5 месяцев спит по-разному, и то, сколько он спит, зависит лишь от его потребностей. Если соседское дитя спит трижды в день, а ваше всего раз, не страшно. При ближайшем рассмотрении вдруг окажется, что дневной сон вашего чада длится более трех часов, а ребёнок соседки спит трижды, но по сорок минут.

Считается, что в этом возрасте “сонные” часы варьируются между двенадцатью и тринадцатью часами в день. Если малыш, которому исполнился год и 5 месяцев, тревожно и плохо спит ночью, попробуйте сдвинуть время ночного сна. А если перед тем, как укладывать кроху спать, вы дадите ему вдоволь поплескаться в ванной, проблемы со сном словно рукой снимет.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Физическое и психическое развитие девочек в пять месяцев

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Читайте также:  Как избавиться от диатеза у грудничка

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Психическое развитие ребенка

Умение различать тон вашего голоса

Пятый месяц жизни ребенка очень важен для установления эмоционального контакта с ним. Малыш, как правило, начинает улыбаться при виде родного лица, зато грубый или повышенный тон может вызвать испуг или даже плач, поэтому никогда не нужно ругаться в комнате, где находится грудничок.

Получает удовольствие от гуления

Более разнообразным становится гуление младенца. Он может «подпевать» вашим стишкам, потешкам или песенкам, которые вы адресуете ему. Иногда он будто бы разговаривает сам с собой: сначала произносит какие-то звуки, потом прислушивается и пробует произнести что-то другое. Он словно понимает, что сам является источником этих звуков.

Вообще, звучание взрослого – песенка, любая аудиозапись, просто какое-то приговаривание, например, во время одевания — действует успокаивающе, а иногда даже усыпляюще на ребенка. Важно, чтобы ваш голос все время звучал, даже если вы находитесь в какой-то другой комнате, тогда малыш будет спокоен.

Малыш пробует все на вкус

Познание окружающего мира у ребенка в этот период происходит в основном через рот, то есть все, что он видит, сначала осматривает, а потом берет в рот и обсасывает. Поэтому игрушки должны быть из материалов, которые хорошо моются. Не нужно давать мягкие игрушки, а также игрушки из мелких деталей, которые можно случайно оторвать и проглотить. Можно в это время давать обычные засушенные сухари или сухое печенье: ребенок получит большое удовольствие, обмусолив их со всех сторон. Это также способствует развитию челюстных мышц, а в дальнейшем правильному формированию прикуса.

Расширения кругозора

Для расширения его кругозора нужно чаще брать на руки и подходить к окну, чтобы понаблюдать за происходящим на улице. Можно понаблюдать за движущимся транспортом, за проходящими по двору людьми, раскачивающимися ветками деревьев, конечно, если вы живете на нижних этажах. В ином случае эти наблюдения придется отложить до прогулки на улице. Если малыш сразу засыпает на улице, то мучить его экскурсиями пока нет необходимости. Также важно помнить, что прогулки лучше осуществлять подальше от дорог с движущимся транспортом, ведь любой резкий звук или гудок машины может испугать вашего ребенка.

Психико-эмоциональное развитие в месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Психико-эмоциональное развитие в месяцев

Уход за месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

Уход за месячным малышом
  • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
  • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
  • использование детских присыпок при кожных высыпаниях;
  • смена подгузников во время туалета и в течение дня;
  • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Что должен уметь недоношенный ребенок

Недоношенным считается младенец, появившийся на свет раньше 36-37 недель гестации. Недоношенность может быть глубокой (новорожденный при этом имеет вес меньше 1,5 кг), средней или незначительной. Развитие детей, рожденных раньше срока, отличается от развития остальных младенцев такого же возраста. В темпах роста большое значение имеет вес, с которым ребенок родился. Если вес младенца составлял менее 2 кг, овладевать основными физическими и речевыми навыками он будет немного позднее. Например, такие дети могут к 4-5 месяцам удерживать голову в вертикальном положении, а переворачиваться на живот и с живота на спину некоторые из них начинают лишь к 6-7 месяцам.

Читайте также:  Портит имущество ребенок — психология

Таблица прибавок в весе и росте у недоношенных детей

Степень недоношенности
IV (800-1000 г) III (1001-1500 г) II (1501-2000 г) I (2001-2500 г)
Вес, г Длина, см Вес, г Длина, см Вес, г Длина, см Вес, г Длина, см
+ 650 + 3,7 + 750 + 3,6 + 800 + 3,3 + 700 + 2,3

Это все считается вариантом нормы и не должно сильно тревожить родителей, если врачи не видят других проблем в развитии и здоровье ребенка. Врачебная практика показывает, что большинство таких детей к году догоняют своих сверстников и ничем не отличаются от малышей, рожденных в нормальные сроки.

Если младенец был рожден на сроке до 36 недель, в 5 месяцев он должен обладать следующими навыками:

  • повороты и удерживание головы в любом положении;
  • попытки дотянуться за яркими предметами, привлекающими внимание, и схватить их;
  • эмоциональные проявления при общении со знакомыми людьми (гуление, улыбка);
  • активность при появлении мамы или другого близкого человека;
  • перевороты со спины на живот.

Важно! Если масса тела при рождении была меньше 2 кг, темпы развития могут быть гораздо медленнее. Оценивать состояние здоровья и наличие отклонений в росте и развитии у таких детей должен только врач с учетом индивидуальных особенностей и возможных сопутствующих диагнозов.

Развитие ребенка – важный показатель физического и психического здоровья младенца, который необходимо контролировать каждый месяц. Если у ребенка появляются признаки каких-либо отклонений, родителям необходимо сразу обратиться к специалистам. Многие расстройства успешно поддаются коррекции лишь в младенческом возрасте, и если вовремя не принять меры, это может привести к тяжелым последствиям и трудностям с социальной адаптацией в будущем.

Чтобы быть спокойными за своего ребенка, родители должны регулярно проходить плановые осмотры и строго следовать рекомендациям участкового врача и узкопрофильных специалистов и не отказываться от предложенного лечения, если в этом возникнет необходимость.

Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!

В 6 месяцев у малыша появляется четкая ориентировочная реакция, ребенок рассматривает окружающие предметы и людей. Ребенок захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку. Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки. Посаженный ребенок удерживает позу с опорой на две руки, свободно поворачивается со спины на живот и обратно. В лепете уже четко проявляются отдельные слоги! И дети начинают реагировать на свое имя!

Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!
Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!
Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!
Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!

Рекомендации родителям

Теперь вы знаете, что умеет ребенок в 5 месяцев и как развивать ребенка в 5 месяцев. Если малыш научился быстро переворачиваться стоит помнить и позаботиться о безопасности. Нельзя впредь оставлять его на диване или кровати без присмотра, он может просто упасть. Надо позаботиться об удобном месте на полу, приобрести игровой коврик или приспособить теплое покрывало, на котором расположить игрушки. Самое время спуститься с кровати, на которой провели последние 4 месяца.

Очень опасно оставлять ребенка на пеленальном столике, падение с него произойдет в большинстве случаев, это самая распространенная травма у детей этого возраста.

Игрушки можно не только подвешивать, но и располагать вокруг ребенка. Он будет стремиться доставать их и хватать. Для развития тактильных ощущений игрушки надо подбирать из разных материалов. Они могут быть и разной формы с различной поверхностью. Ребенка обязательно должны привлекать яркие цветные предметы. В период бодрствования, в хорошем настроении он может их просто рассматривать и не совершать особых манипуляций, но если он не обращает на них внимания, стоит рассказать об этом педиатру.

Также вам поможет видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев — это будет хорошей возможностью закрепить полученную информацию в статье про развитие ребенка в 5 месяцев.

Развитие речи и мелкой моторики

К пяти месяцам малыш легко справляется с удерживанием некоторых предметов, но также важно и начать его обучение тому, чтобы он брал игрушки, не только находясь в руках у родителей, но и просто лёжа рядом с ними. Помимо этого, стоит обратить внимание на то, развиваются ли его пальцы.

  • 4-5 месяцев – это тот период, когда малыш начинает издавать непонятные звуки. Чаще всего это просто гласные, вроде «а» или «и», но для ребенка они становится своеобразной песней, которая активно развивает его дыхание и речь. Кроме того, аканье – это признак хорошего настроения малыша.
  • Вместе с попытками разговора дети активно жестикулируют, двигают ногами. Всё это называют «комплексом оживления», который свойственен этому периода.
Развитие речи и мелкой моторики

Для того, чтобы помочь малышу с дальнейшим развитием, нужно задавать ему вопросы о том, что он любит. Например, «где машинка?», «где куколка?». Безусловно, важно и просто разговаривать с ребенком.