«В семье, как и в обществе, нужны такт и умение держать себя. Качества эти приобретаются воспитанием, а за недостатком этого последнего, часто подсказываются сердцем; но, к сожалению, иногда сердце молчит, а легкомыслие позволяет считать семью местом, где все позволено, где смешно стесняться, где не нужны уважение, вежливость, любезность, оставляемые исключительно для посторонних».
Что такое вежливость и ее значение?
Из определения, данного в нашем уважаемом издании Википедии, мы можем видеть, что вежливость — это специфическая черта, характеризующая человека как личность образованную, склонную к добрым делам и хорошим манерам. Вежливость предполагает, что человек умеет уважительно общаться с окружающими его людьми.
Другие источники трактуют вежливость как некий эквивалент нормального поведения в людях. При этом большое внимание здесь уделяется такту и деликатности. Речевой этикет, среди всего прочего, занимает ведущее место и является основой вежливости
Существует очень большое количество форм вежливости, позволяющих нам демонстрировать правила хорошего тона в речевой деятельности и общении людей друг с другом.
- Как научить детей хорошим манерам …
- Как научить ребенка хорошим манерам
- Совет отцов Приморья — Как научить …
- Как научить ребенка хорошим манерам и …
Для вежливого общения есть ряд устойчивых фраз, относящихся к речевому этикету. Знание и владение данными фразами, или формами, делает человека успешным и уверенным в социуме, помогает непринужденно общаться и говорит о его культуре поведения.
Быть вежливым не значит лишь здороваться и говорить «спасибо». Можно вообще не употреблять данные фразы, но при этом выглядеть достаточно вежливым. Само поведение человека также показывает, насколько он обладает этим качеством. Манеры двигаться, обращаться, и просто смотреть — эти составляющие также могут сказать о человеке многое, о его вежливости, в частности.
Как воспитать спокойного ребенка с рождения
Есть 5 правил, которым нужно следовать, если вы хотите понимать, как воспитывать ребенка с рождения:
- Сформулируйте систему ценностей. В нее нужно включить все, что важно для всех членов семьи. На этом этапе придется подумать о вещах, которые формируют вас и, вероятно, будут оказывать столь же большое влияние на малыша. Для кого-то главная ценность – личное пространство, для других – материальные вещи. Учитывайте все вплоть до продуктов питания. Если ребенок отказывается есть – это нормально. Не нужно принуждать кушать с фразой вроде: «Пока не поешь, из-за стола не встанешь». На фоне такого отношения в сознательном возрасте вполне может развиться расстройство пищевого поведения (РПП). Когда пренебрежение определенными вещами задевает вас или ребенка, нужно проговаривать это вслух. Именно говорить, а не внимать в вину.
- Определите личные границы и помогите малышу очертить его границы. О воспитании детей можно говорить часами и даже сутками. Вот только в этом нет смысла, если каждый из родителей и их малыш – это не самостоятельные личности. Простой пример: ребенок 3-5 лет тянется к смартфону мамы. Та начинает ругаться и требовать вернуть вещь на место. Естественно, малыш взбунтуется. Если вы вовремя объясните, где «ваше», а где «его», ситуация решится коротким диалогом: «– Солнышко, ты же знаешь, что это мамин смартфон. – Да, знаю. – Тогда положи его и возьми свои игрушки». На этой позитивной ноте проблема решится сама собой и ребенок отправится за игрушечным телефоном или любимым конструктором.
- Умейте сказать «нет». Это особенно важный момент, когда сыну или дочери уже исполнилось 4-6 лет. Психология ребенка 6 лет часто устроена таким образом, что он старательно вызывает родителей на конфликт. Если после первого отказа малыш продолжает настаивать на своем, родители, особенно мамы, часто сдают позиции. В итоге ребенок начинает чувствовать свою власть и вседозволенность. Умейте настоять на своем. Причем делайте это без криков. Находите понятные аргументы и объясняйте, почему решение не может оспариваться.
- Защищайте взгляды, ценности, мнение и принципы ребенка перед другими. Он должен чувствовать поддержку со стороны семьи. Даже если взгляды малыша вам непонятны, а иногда и вовсе кажутся неуместными, высказывать это при посторонних не нужно.
- Дети есть дети, нарушения чужих границ не избежать. Нужно заранее обсудить, что вы будете делать в случае выхода за намеченные пределы. Частая ситуация: желание играться не своей игрушкой. Если вы наблюдаете такую склонность за своим ребенком, договоритесь, что сначала он будет спрашивать разрешения взять чужую вещь у ее владельца. Компромисс можно найти всегда.
Психология воспитания ребенка предполагает неустанную работу над ошибками. Работать должны обе стороны – и малыши, и их родители. Люди ошибаются и это нормально. Позволяйте ребенку совершать ошибки, думать над ними, делать выводы и исправлять.
Этикет за столом
Как только ребенок начинает кушать самостоятельно, нужно начинать обучать его правильному поведению за столом. Обязательно научить малыша пользоваться тем или другим столовым прибором, необходимым в данном случае. Воспитывайте сдержанность при употреблении пищи. Объясняйте, что нельзя хватать еду руками, тем более разбрасывать. Научите пользоваться салфеткой. Если за столом ведется беседа, нужно прожевать, а не говорить, с полным ртом.
Регулярность воспитания и собственный пример, постепенно выработают привычку поведения за столом. Если дома ни на шаг не отступать от правил, то рано или поздно он автоматически будет вести себя за столом культурно, в любом другом месте.
Правила этикета для детей дошкольного возраста: За столом, в гостях
Правила этикета для детей это волшебные правила поведения, зная и соблюдая которые вы никогда не попадете в неудобную ситуацию, и всегда будете выглядеть вежливым и воспитанным. В современном цивилизованном обществе не обойтись без применения правил детей этикету следует с самого рождения объяснение и демонстрация должна быть на своем примере.
Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок будет вести себя как попало. Рассказ о правилах этикета лучше всего проводить в игровой форме. Малыша нужно заинтересовать. Попробуйте на примере кукол обыграть какую-нибудь ситуацию, предположим, вы пошли в театр, или к вам приходят гости и ребенок играет роль гостеприимного хозяина.
Основные правила этикета для детей дошкольного возраста
Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя малыш -это уважение ко всем людям и взрослым в частности.
Из этого правила выходят все остальные, ведь, по сути правила этикета — это правила уважительного отношения к другим людям в различных ситуациях.
С первых дней, как только малыш начинает кушать с взрослыми его надо приучать к определенным правилам, конечно, не следует забивать голову с малолетства для чего тот или иной бокал, или вилка, но основные правила ему должны быть знакомы.
Правила этикета детей за столом
- садится за стол, и приступать к еде вместе со всеми
- есть молча
- нельзя на стол класть локти
- нельзя ковыряться руками в тарелке
- нельзя чавкать и плеваться едой
- вставать из-за стола вместе со всеми, и обязательно поблагодарить
Эти правила должен знать каждый малыш.
Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Не привитые с детства правила этикета за столом, будет трудно культивировать в более старшем возрасте. Не бойтесь постоянно дублировать правила.
Правил этикета великое множество, маленьким деткам до 3-5 лет достаточно знать основы это речевой и гостевой этикет.

Видео «Правила этикета детей за столом»
Правила речевого этикета
- всегда здороваться со знакомыми людьми
- пользоваться при необходимости волшебными словами-спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
- не следует, ябедничать и обижаться
- к взрослым следует обращаться на — «Вы»
Правила поведения ребенка в гостях
- нельзя приходить в гости без приглашения
- нельзя засиживаться допоздна
- нельзя напрашиваться на чай или угощение
- идти следует только с хорошим настроением
С 5-6 лет у ребенка наблюдается самый коммуникативный период, именно в это время следует продолжить приобщение к этикету. В принципе правила этикета для дошкольника ничем не отличаются от правил для взрослого.
Правила этикета для детей в общественном месте
Ребенок должен четко знать и применять правила поведения в общественных местах и транспорте, вот основные среди них:
- в транспорте следует уступать место старшим
- перед тем как зайти в транспорт или магазин, следует сначала предоставить дорогу выходящим
- неприемлемо громко кричать, петь песни
- соблюдать чистоту на улице
- нельзя заходить в транспорт с едой или напитками
- ни в коем случае не тыкать пальцем
- при разговоре не перебивать других людей
В этом возрасте ребенок активно готовиться к школе и знания правил хорошего тона ему очень пригодятся. Грубый и невоспитанный ребенок ни когда не будет иметь авторитет у сверстников, его не поставят в пример взрослые, а для нормального развития личности все это крайне важно. Соблюдать правила поведения нужно не только в театре, гостях или транспорте, но и дома наедине с собой.
Главное помните, что поведение вашего ребенка целиком и полностью зависит от вас, ведь у воспитанных и культурных родителей редко бывают грубые и невоспитанные дети.
Когда прививать правила хорошего тона?
Учить детей правилам поведения можно уже с младшего возраста, хотя осознание придет гораздо позже – после 5 лет. Малышей нужно знакомить с правилами поведения за столом с 2 лет. Ребенок уже вполне может кушать сам, а значит, самое время начать объяснять, как можно и как нельзя себя вести во время еды.
Дошкольников этикету обучают родители дома и педагоги в детском саду. Малыш находится в обществе взрослых и детей, ежедневно вокруг него складываются ситуации, требующие проявления вежливости, уважения к старшим, умения взаимодействовать со сверстниками.
- Воспитание хороших манер — Мама и Я
- Уроки вежливости — Радость и Веселье
- Как научить ребенка хорошим манерам …
- Воспитание хороших манер — Мама и Я
Когда ребенок повзрослеет и пойдет в школу, уровень его свободы повысится, контроля со стороны взрослых станет меньше. Все упущения родителей в воспитании будут видны как на ладони, а исправлять поведение школьников нелегко. Именно поэтому правила этикета и этики (основы нравственности и морали) должны закладываться с малых лет.