От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Возраст 3-7 лет является важнейшим этапом развития малышей-дошкольников. В этот период происходит закладка фундамента личности: развивается память, психика, появляются новые эмоции, формируется отношение к самому себе. Мамам и папам важно понимать, что происходит с ребенком, и помогать ему раскрывать свои способности и умения.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Что такое сенсорное развитие и зачем оно ребёнку

Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения». Подразумевает собой способность получать представление о различных окружающих объектах, явлениях, воспринимать получаемую от них информацию. От точности восприятия ребёнком предметов и возможности оперирования полученной информацией зависит, насколько успешным будет дальнейший процесс обучения. Развитие сенсорных способностей начинается с получения представлений о предмете: его формы, цветовых и вкусовых качеств, запаха. Для этого ребёнку необходимо прикоснуться к предмету, попробовать его на вкус, понюхать, пощупать и т. д. Только таким способом он может получить информацию, характеризующую объект, часто ещё не зная определения этим характеристикам: гладкость или шероховатость предмета, горький или сладкий вкус, резкий или приятный запах и т. д. Особенности воспитания сенсорных способностей у детей заключаются в следующем:

  1. Сенсорика является основой для дальнейшего роста интеллекта.
  2. Повлияет ребёнку упорядочить информацию, получаемую им из внешнего мира.
  3. Подготовит детей к дальнейшему развитию в условиях реальности.
  4. Позволит узнать и закрепить в памяти сенсорные эталоны и принятые всем миром понятия.
  5. Способствует развитию внимательности и наблюдательности у малыша 3–4 лет.
  6. Положительно влияет на способности всех видов памяти. Это может быть зрительная, слуховая, моторная, образная память и пр.
  7. Развивает у малыша чувство эстетики, что положительно сказывается на воображении и фантазии.

Позволяет ребёнку познавать окружающий мир при помощи новых способов. Оказывает положительное влияние на процесс дальнейшего обучения. Занимаясь с детьми от 3 лет различными упражнениями, направленными на развитие сенсорных способностей и восприятия, родители помогают ребёнку лучше понять окружающий мир, закладывают в него основы, способствующие тому пониманию. Ведь первое представление об окружающих предметах всегда основывается на чувствах, и от умения ребёнка определять свойства вещей зависит уровень его умственного, психологического и эстетического роста. По достижении 3 лет ребёнок уже должен уметь определять цвет предметов, их формы и размеры, отличительные признаки. Также он уже должен понимать различия между цветами и формами вещей, различать предметы, основываясь на их величине (уметь делить их на большие и маленькие).

Сензитивный период развития речи: от до лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

Читайте также:  Записки успешных мам: как привить любовь к чтению?

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Что такое методика раннего развития

Самостоятельное засыпание ребенка до года — методики

Методика раннего развития – это комплекс методов, приемов и упражнений, направленных на быстрое обучение ребенка до 1 года. Важно понимать, что ни одна подобная техника не способна сотворить чудо и заставить ребенка говорить в 4 месяца. Некоторые родители слишком увлекаются методиками раннего развития, вгоняя малыша в крайний стресс.

Стоит помнить! В первые месяцы жизни информационная перенасыщенность наступает очень быстро (особенно у детской психики до годика), из-за чего могут возникать проблемы со здоровьем, сном, потеря интереса к разным видам деятельности.

Сенсорное развитие младших дошкольников

информацияОт 2 до 4 лет ребенок направляет свой интерес на изучение формы, объема, размера, свойств, соотношения между собой предметов и явлений.

Это маленький почемучка, которого интересует абсолютно все, что происходит вокруг, с обязательным приставанием к маме или папе с расспросами «почему?», «зачем?», «где?» и т.п.

Зрение

Зрительное восприятие у малыша все больше зависит от подачи образов взрослыми, характеристик и эмоциональной составляющей. Тогда чадо понимает, что именно он видит и уже знает, что от него хотят родители. В 4 года ребенок уже знает названия всех цветов, умеет их отличать, а особо развитые детки отличают еще и оттенки. Более правильной становится координация движений, привязанная к зрению, благодаря чему ребенок может складывать легкие паззлы, башни из кубиков, конструкторы и пирамиды.

Слуху трехлетки уже подвластны и тональность, и голоса, и фоновость. Он с удовольствием разучивает песенки, узнает любимые мелодии, подпевает, подтанцовывает, выбивает в ладоши ритм.

Метод Марии Монтессори для развития сенсорики у ребенка

В Украине в последнее время одной из наиболее популярных методик развития сенсорики можно назвать метод Марии Монтессори.Смысл метода — создать вокруг ребенка активную развивающую среду с практическими материалами, которые максимально помогут в развитии имеющихся навыков и с легкостью обучат новым. Так, в развитии тактильных ощущений, зрения, слуха и обоняния ребенка помогут:

  • рамки-вкладыши,
  • наборы для рукоделия,
  • игрушки со шнуровками и застежками,
  • геометрические фигурки,
  • буквы из шероховатой бумаги и множество других предметов.

С их помощью ребенок научится различать высоту, длину, вес, цвет и другие свойства окружающих его предметов.

Сенсорное развитие четырехлетнего ребенка

К 5-му году жизни малыш уже освоил много навыков и теперь может занять себя, а не просто подражать взрослому. У крохи окончательно сформировались все органы чувств, происходит совершенствование головного мозга.

важноПроцесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен включать в себя развитие сенсорики.

Развивать ее у детей 4 лет можно, опираясь на те умения, которые присущи малышам такого возраста:

  • появляется прочная связь между названием цвета и представлением о нем (т.е. говоря о каком-то цвете, кроха ясно себе его представляет);
  • дети начинают чувствовать темп и ритм музыки;
  • детки хорошо усвоили понятие «большой-маленький», и теперь они начинают чувствовать разницу между понятиями «далеко» и «близко»;
  • восприятие формы обычно связано с уподоблением каким-то предметам. Говоря о чем-то круглом, карапуз скажет «как солнышко», а о чем-то прямоугольном – «как телевизор».

Зрение детей

Помимо развития остроты зрения у малышей развивается тонкое восприятие оттенков. Обычно к моменту поступления в школу малыши различают основные цвета, но у дошкольников 4-5 лет все еще остается несовершенным улавливание различий между сходными оттенками.

  • Чтобы стимулировать развитие восприятия цветов у вашего малыша, предлагайте ему игры, направленные на выкладывание цветных узоров, игры с мозаикой, рисование красками.
  • Можно улучшить остроту зрения, если правильно проводить упражнения с крохой, направленные на различение приближенных и удаленных объектов.
  • При этом родителям лучше учесть, что кроха не должен перенапрягать глазки, рассматривая объекты при слабом или мерцающем освещении.

Возможные отклонения от нормы

советИногда, ссылаясь на недостаточное развитие остроты зрения, характерное многим деткам, можно оставить без внимания близорукость или дальнозоркость. Так, если вы замечаете, что малыш не обращает внимания на детали картинки, проявите бдительность и проконсультируйтесь у окулиста.

Достаточно редко, но все же у детей бывает нарушение восприятия цветов. Малыш может не видеть оттенков зеленого или красного, поэтому путает их, гораздо реже нарушается различие оттенков синего и желтого. Очень редко можно столкнуться с полным отсутствием восприятия цветов. То есть кроха не ощущает их, а только различает светлоту изображения.

Слух ребенка 4-5 лет

Начав свое формирование еще в раннем детстве, слух продолжает развиваться и в дошкольном возрасте. О правильном и достаточном его развитии может свидетельствовать то, что ребенок хорошо говорит.

В процессе общения у крохи происходит совершенствование слуха. В возрасте 4-5 лет он имеет большие различия, заложенные индивидуально.

Некоторые малыши будут иметь очень тонкий слух, у других же слуховая чувствительность может быть очень низкой, но в пределах нормы.

Вы можете способствовать развитию слуховой чувствительности крохи, регулярно занимаясь музыкой. Давайте ему постоянно слушать разную музыку. Также можно наигрывать малышу легкую мелодию и просить его, чтобы он напел то, что услышал.

Нормы и отклонения

важноТо, что взрослые могут описать как рассеянность и невнимательность ребенка, на самом деле может быть вызвано снижением слуха.

Ребенок может плохо слышать, но это остается незамеченным, потому что компенсируется тем, что к 4-5 годам дети уже могут различать интонации и понимать смысл сказанного, глядя на выражение лица и движение губ того, кто к нему обращается.

Читайте также:  Логопедический массаж: эффективность в сочетании техник

Двигательные и кожные ощущения

Двигательные ощущения играют важную роль в осуществлении разнообразных движений и участвуют в процессах отражения всего, что окружает малыша.

Дети в 4 года умеют правильно оценивать ощущения, поступающие от разных органов чувств:

  • они начинают более точно чувствовать разницу в массе предметов;
  • у них появляется представление о предметах или явлениях благодаря ощущениям, которые они получают одновременно от нескольких органов чувств, работающих вместе.

Эстетическое восприятие детей в 4-5 лет

Это качество не дается малышам от рождения, а проявляется в процессе становления личности.

К четырем годам маленькие ценители искусства начинают воспринимать эмоциональную окрашенность сказок, сопереживают их героям.

Развитие художественного восприятия сказывается на умении давать оценку услышанному или увиденному. Правильно подобранное музыкальное сопровождение дает возможность деткам ближе воспринимать художественный образ.

Может ли навредить раннее развитие?

Все методики обучения ребёнка чтению можно классифицировать по трём направлениям:

  • обучение сразу по словам;
  • чтение сразу по “складам”;
  • буква – слог – слова.

Рассмотрим и проанализируем каждый из них.

Обучение чтению сразу по словам

Основоположник этого знаменитого метода – Гленн Доман. Знаменитый врач-физиотерапевт и великолепный учёный внёс огромный вклад в направление развития детей. Обучение чтению с рождения – всего лишь одна из многочисленных методик. Суть

Как только ребёнок учится фокусировать взгляд на одной точке (это происходит в 2-3 месяца), ему начинают показывать карточки с рисунками и словами (например, рисунок дома и подпись – дом), а родители громко озвучивают рисунок. В итоге малыш учится воспринимать слова целиком, сопоставляя с картинкой.

Отрицательные факторы метода

Методика разработана на английском, а русский язык во много раз сложнее и богаче.

Например, есть английское слово cat, означающее кот. Но в русском языке есть ещё слово кошка женского рода.

Очевидно, что для обозначения кота и кошки в английском языке используют одно слово – cat. Таким образом, два определения привязаны к одной карточке.

Кот и кошка – слова с очень разным написанием. А когда речь заходит о склонениях данных существительных, то получаем уже новые слова: кота, коту, коте, котом; кошку, кошке, кошки, кошкой. То есть вместо одного слова cat в методике Домана ребёнку нужно показывать десять слов!

С учётом многообразия русского языка количество слов, которые необходимо показать ребёнку, становится просто фантастическим. Усилия, требуемые на распечатку карточек, превышают все мыслимые пределы.

Вдумайтесь, что мы хотим сделать, используя этот метод! Попросту заставляем ребёнка выучить сотни тысяч слов, даже не объяснив, что слова состоят из букв, которых 33.

Может ли навредить раннее развитие?

Для красочного представления такого учебного процесса представьте, что вам будут каждый день показывать картинки и обозначающий их иероглиф, при этом не объяснив принцип написания иероглифов.

И это лишь малая толика того, что вам необходимо выучить и смочь потом идентифицировать и читать. Задумайтесь, как быстро вы возненавидите обучение и человека, который учит таким способом.

Детям нравится узнавать мир и рассматривать яркие картинки. При этом важно учитывать, что малышу полезнее изучать мир через тактильные ощущения: трогать, грызть, облизывать, кидать и совершать всевозможные манипуляции с физическими предметами.

При использовании этого метода ребёнку отводится роль пассивного участника процесса. Но после 3 лет интерес ребёнка к данным карточкам, по заявлениям родителей, сильно падает. Об этом свидетельствуют записи родителей на многочисленных форумах.

Нет подтверждённых научных доказательств работоспособности методики на русскоязычном пространстве (на английском их, кстати, тоже нет).

Может ли навредить раннее развитие?