Основные стадии развития речи ребенка

В ДОУ мы много внимания уделяем речевому развитию деток. Ведь речь – основа для обучения и воспитания. Давайте рассмотрим, какие есть этапы развития речи у малышей с самого раннего возраста до окончания детсада. Уверена, многие моменты вас удивят. С вами снова Татьяна Сухих, и сегодня снова нескучная статья.

В два года…

В два года ребенок спокойно воспринимает нескладные рассказы, особенно если они иллюстрированы рисунками с разнообразными эпизодами из жизни.

Приблизительно в этом возрасте происходит «прыжок» в формировании речи у ребенка: каждый день от малыша можно услышать новое слово, а общее их количество может составлять до 200-300. Но не следует к этому относиться как к обязательному результату. Незачем волноваться, если в два года запас слов, который произносит ваш ребенок, — намного меньше, главное, чтобы приблизительно столько слов он понимал. В один замечательный день ваши общие усилия не пройдут напрасно и ребенок начнет разговаривать, вдобавок, возможно, сразу — словосочетаниями или предложениями.

Дошкольный период

По достижении ребенком четырех лет его речь становится не только средством отражения какой-то определенной ситуации, но средством общения со взрослыми и детьми. Большинство детей уже посещает детский сад, а значит, потребность выразить свое мнение, стремление утвердить себя в коллективе сверстников становится очень ценным для малыша.

Если окружение ребенка состоит из более старших детей или в семье часто случаются ссоры с использованием нецензурных выражений, то его словарный запас может «обогатиться» такими словами, которые ему и не нужно бы знать. Поэтому внимательным родителям нужно исключить из своего общения все «мусорные» и грубые слова. Если же ребенок «нахватался» чего-то на улице, то, конечно, не нужно пока объяснять, что это за слова и почему их нельзя употреблять.

Со временем интерес к ним пропадет, а если в семье будет почва для развития грамотной речи, то произойдет то, что и должно произойти: ребенок станет говорить красиво и грамотно. Так как в этот период многие дети уже проявляют интерес к письменной речи и даже знают многие буквы, то, безусловно, можно поддерживать это стремление.

Готовность к школе проявляется прежде всего не в математических умениях, а в умении связно и осмысленно рассказать о себе, своей семье, своих интересах. Как правило, способность к связной и грамотной речи развивается с 3-5 лет, при условии, если ребенка просят рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях от просмотренных фильмов, просят пересказывать услышанные или прочитанные произведения. Во многом это зависит от ближайшего окружения – от семьи.

© Тимошенко Елена,

Основные этапы развития речи в первые года жизни

Медики говорят, что совсем маленькие детки разговаривают на языке младенцев. И делают это одинаково во всем мире. Я не шучу. Первые «слова» языка младенцев – это телодвижения, выражения лица и плач. Так кроха сообщает о своих эмоциях и потребностях.

Читайте также:  7 главных параметров при выборе детской кроватки для новорождённого

До 3-х лет каждый ребенок проделает колоссальную работу. Первые настоящие слова дети произнесут в разном возрасте. Но есть определенные этапы, которые у всех проходят в одной последовательности. И на отклонения, странности стоит обращать внимание. И не успокаивать себя тем, что «у соседки заговорил после 3-х, а теперь все хорошо». Да, заговорит каждый. Но как – это другой вопрос.

Итак, возрастные этапы становления речи у малышей:

Основные этапы развития речи в первые года жизни
  • 2-3 месяца. Слышит голос, реагирует на звук, сам пытается выдавать первые звуки. Начинается гуление (произносит гласные, иногда вместе с «г»);
  • 6 месяцев. Издает звуки и произносит слоги, начинает откликаться на имя;
  • 7-9 мес. Лепет, иногда настойчивый («ма-ма-ма-ма» и т.д.);
  • 9 месяцев. Понимает простые слова («дай», «нет»), использует много звуков и интонаций;
  • 12-18 мес. Многие детки осознанно произносят слова («мама», «баба», «кака») и понимают простые обращения («Дай, пожалуйста, игрушку»);
  • 18 мес. Произносит много простых слов и пытается повторять последние слоги сложных. Например, говорит «бака» вместо «собака». Это нормально;
  • 24 мес. Связывает по 2-3 слова в простые предложения («Идем туда», «Мама, дай»). Развивается понимание абстрактного: ребенок понимает, что словами могут называться не только предметы, но и понятия;
  • 36 мес. Значительный прогресс словарного запаса. Развивается воображение, благодаря которому малыш может говорить об абстрактных вещах («сейчас, потом»), ориентироваться в пространстве («тут, возле»), выражать эмоции.

Раньше в статье «Нарушение речи у детей» я приводила таблицу, как определить нарушения речи с первых месяцев жизни. Взгляните, очень занимательно. Кстати, когда маленький ребенок произносит несколько слов, понимает он в 10 раз больше. Говорит 2-3 слова? Может понять 20-30. Одни делают это в год, другие позже.

Этапы развития речи у ребенка

С первого гуления до полноценного общения в школе, навыки речи у ребенка обычно развиваются в определенном порядке. Мы поможем вам составить представление о том, чего вам ждать, хотя, возможно, ваш ребенок пройдет тот или иной этап раньше или позже.

Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцевРебенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх».

От 2 до 3 месяцевРебенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал.

От 3 до 4 месяцевРебенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки.

От 5 до 6 месяцевРебенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица.

Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом.

От 7 до 12 месяцевРебенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

14 месяцевРебенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

16 месяцевРебенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х».

Читайте также:  Как развивать мелкую моторику у ребенка до 3 лет

18 месяцевУ ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы.

От 18 до 24 месяцевРебенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).

Этапы развития речи у ребенка

24 месяца Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

От 2 до 3 летРебенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов.

Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных.

Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 летРебенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было.

Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду.

От 4 до 5 летРебенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом.

Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»).

Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Этапы развития речи у школьника

От 6 до 7 летРебенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

8 лет К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь дошкольника должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в дошкольном возрасте – это одна из первостепенных задач педагогов.

В детском саду каждая программа, направленная на развитие речи у дошкольников, подразумевает коммуникацию, общение с ребенком. Ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них, учится вести диалог и высказывать различные просьбы.

В этом возрасте необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок научился свободно и легко высказываться. Для обучения языку в детских садах практикуется проведение различных тематических занятий. Эти занятия включают в себя разные методики по развитию речи у дошкольников. 

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Но одних только занятий в пределах детского сада недостаточно, развитие речи – это систематическая работа и только в повседневной жизни ребенок сможет накапливать словарный запас и набираться опыта в общении.

Литература по теме развития речи у дошкольника

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.;
  3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
  4. 4. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
  5. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.
  6. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.: Просвещение, 1983. – с. 32-35;
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение, 1983.– 144 с.;
  8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
  9. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  10. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ , , и др.; Под ред. , , – М.: Издательский центр «Академия», 1998
  11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.
  13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999.– 112 с.
  14. Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//№ 2.
  15. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1980.
  16. Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
  17. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- — М.: Теревинф, 2012.

Игровая деятельность позволяет ребёнку улучшить не только координацию движений во время игры с предметами, но и качество и количество слов в его активном словарном запасе, так как ребёнок даёт имя предмету/игрушке, придумывают ситуацию, в которой находится и поясняет свои действия.

Ю., выпускник курса «Профессиональная няня»