Обучение чтению детей 4 5 лет — этапы освоения навыка

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Когда ребенок готов к учебе?

Итак, рассмотрим, как правильно и хорошо научить ребенка читать по слогам.

  • шепелявить или присвистывать,
  • проглатывать звуки или заменять их другими,
  • заикаться, говорить с придыханием,
  • общаться «мультяшной» речью.

Если вышеперечисленные проблемы существуют (хотя бы одна), то нужно срочно находить грамотного логопеда. В противном случае произойдет наслоение трудностей не только с чтением, но и с правильным написанием слов.

Опытные педагоги и психологи советуют осваивать чтение с 5 – 5,5 лет. Именно в этом возрасте малыш (морально и физиологически) чаще всего бывает готов к обучению азам грамотности.

Важными признаками готовности ребенка к обучению являются:

  1. Любопытство ребенка и его желание изучать новое.
  2. Обучающийся должен хорошо разбираться в пространстве и не путать понятия влево – вправо, вверх – вниз.
  3. Если ребенок мало-мальски ориентируется в алфавите и большое количество разнообразных букв (гласных и согласных) не вызывают у него неподдельное чувство растерянности или паники, то можно подумать о переходе к чтению по слогам.
  4. Немаловажное значение имеют навыки анализа и синтеза. Малыш должен быть уверен в том, что перед ним находится не изображение, а буква, передающая конкретный звук.

Родителям крохи следует отмести от себя советы некоторых умников, настаивающих на том, что обучать ребенка чтению следует с 2 или 3 лет, и забыть о знаменитой фразе «после трех уже поздно». Не нужно отнимать детство у малышей и лучше периодически напоминать себе, что нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать и писать. Как говорил мудрый царь Соломон: «Всему свое время, и есть время всякому делу под небом».

Азбуку и букварь нужно открывать в том случае, если малыш более-менее усидчив и может сосредоточиться на одном деле в течение 10 – 15 минут. В противном случае обучение будет пустой тратой времени, сил и нервов.

Алфавит в стихах

Чтобы познакомить ребенка с буквами русского языка, можно воспользоваться красочным алфавитом в стихах.

Распечатанные карточки алфавита в стих, получаются достаточно яркими, сочными и привлекательными.

Перейти

Смотреть подробно

Азбука в стихах .

Наиболее популярный и эффективный метод, чтобы помочь ребенку запомнить буквы русского языка, это воспользоваться Азбукой. Чтобы у детей была заинтересованность в чтении азбуки, книга должна быть красочной, живописной и понятной ребенку. Буквы должны быть большими и привлекать внимание малыша, стишок должен быть коротким, а картинка должна подсказывать ответ ребенку.

Перейти

Смотреть продолжение

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

С чего начать?

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

С чего начать?

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

Читайте также:  Первый прикорм: с чего начать, рецепты, правила введения

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

С чего начинается обучение чтению? подготовительный этап

С чего начинается обучение чтению? Многие  думают, что с изучения букв. И ошибаются.  Изучение букв —  это далеко не первый этап в обучении чтению.

Для успешного обучения чтению совершенно недостаточно желания родителей. Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и функции головного мозга, которые и станут основой чтения. Поэтому  обучение чтению надо начинать с подготовительного,  добуквенного,  периода.

  • В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:
  • фонематического слуха  (различение звуков речи на слух),
  • зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство  предметов и знаков),
  • развитии  артикуляции (правильное и четкое произношение),
  • развитии  речи ребенка (умение говорить  предложениями, согласовывать слова между собой,  выражать свою мысль предложением, а не одним словом).

Нельзя перескакивать через подготовительный этап,  если вы хотите избежать проблем при обучении чтению.  К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.

Если ребенку 2-3 года. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат.  Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста  значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.

Если ребенку 4-5 лет. В это время у ребенка уже начинает формироваться умение анализировать  свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове  отдельные звуки.

  Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданную букву, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове).

Совершенно нет необходимости знакомить ребенка с гласными и согласными звуками, делать звуковой анализ слов – все это ребенок научится делать в школе. Ваша цель – научить читать. А читать можно совершенно спокойно, и без знания  о разделении звуков на согласные и гласные.

В этот период  надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.

Если ребенку 6-7 лет. Это наиболее благоприятный  период для обучения чтению традиционным звуковым способом.

В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.

  Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса.

Хочу  напомнить, что не все то — золото, что блестит. Далеко не всегда раннее обучение чтению  приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, не на умения соседских детей, а на возможности самого ребенка.

 Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие  ребенка надо проводить в игре.

Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать  без проблем.

Более подробное описание  этапов  подготовительного периода обучения чтению  читайте в следующих статьях.

А пока предлагаю посмотреть мультик «Откуда берутся дети» . Классный мультик. Сразу понятно, почему наши дети такие непослушные.

Читайте также:  Автокресло для новорожденного – как выбрать

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Присоединяйтесь к нам на канале !

Мнение логопеда: «С чтением родителям нужно быть осторожными»

Логопед Юлия Романовская считает, что сейчас многие родители участвуют в гонке. Соревнуются, чей ребенок раньше других начнет читать, научится писать, заговорит по-английски. Но с чтением нужно быть осторожными. Начинать процесс обучения лучше ближе к 5-5,5 годам, то есть примерно за год до школы. И вот почему.

— Для успешного обучения чтению у ребенка должны быть сформированы базовые познавательные функции. Это внимание, зрительное восприятие, рабочая память, звукобуквенный анализ. И все эти способности созревают к 5-6 годам. До этого возраста у ребенка ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра. Дайте ребенку наиграться, а потом уже учите читать! Конечно, если ребенок уже с трех лет проявляет интерес к буквам, то жажду знаний стоит утолить, но очень аккуратно, чтобы не отбить охоту к чтению в будущем.

Прежде чем начинать обучение, логопед советует обратить внимание на речь ребенка. Она является своеобразным индикатором готовности ребенка к чтению.

— Важно, чтобы у ребенка к этому моменту сформировалась понятная и правильная речь без дефектов. Он должен выговаривать все звуки, не проглатывать их и не путать местами в словах. Если ребенок к примеру, заменяет звук «л» на «в», то у него может сложиться образ «ложного» звука, который будет закрепляться при чтении. Сначала нужно исправить речевые дефекты, а потом уже приступать в чтению.

Читайте также:  Как ухаживать за кожей новорожденного и что нужно о ней знать? 

Есть еще один нюанс, о которым забывают многие мамы.

— Ни в коем случае нельзя учить дошкольника называть буквы по алфавиту, то есть эм, эр, дэ. Пусть ребенок называет их так, как звучит звук — м, р, д. В противном случае ребенку будет сложнее научиться чтению. До школы детям вообще не надо знать, как называются буквы в алфавите.

Заниматься логопед советует по букварю Жуковой:

— В этой книге просто и рационально распределена информация о буквах и слогах. Чтобы учиться читать по ней, не нужно знать весь алфавит. Сначала идут такие буквы, как «а» и «у», после этого ребенку предлагается сложить их в слоги («ау»). То есть вам не нужно отдельно учить с ребенком алфавит, а потом обучать чтению. В книге все это дается параллельно и постепенно. Такая методика подходит многим дошкольникам.

Еще одним хорошим вариантом для обучения чтению можно назвать кубики Зайцева. Но чтобы заниматься по ним с ребенком, родителям нужно основательно разобраться в методике.

Когда ребенок освоит азы чтения, логопед советует не «перебарщивать» с объемами прочитанных текстов.

— Не заставляйте дошкольника читать много и не требуйте от него высокой скорости чтения. Гораздо важнее, чтобы он понимал смысл прочитанного и мог его пересказать. Читать на время дети будут в школе. А до этой поры пусть ребенок читает немного, но с удовольствием.

Быстрая связь с редакцией [email protected] Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Теги: Дошколята: особенности развития, Собираемся в школу

важных правил

Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, обязательно следуйте основным правилам, которые помогут вам лучше организовать процесс обучения. Приведём эти правила.

  1. Наиболее эффективными считаются короткие занятия, где в последовательной форме даётся новый материал. Вот чего-чего, а нудных инструкций нужно избегать – пояснения должны быть коротенькими и чёткими.
  2. Не заставляйте ребёнка заниматься насильно. Вам ведь нужно, чтобы маленький ученик любил эти занятия, чтобы он пристрастился к чтению. А насильно, как говорится, мил не будешь. Помните, малыш должен сам хотеть заниматься. Для этого вам нужно стимулировать его интерес: раскладывайте дома в разных местах красочные книжки, сами частенько читайте ему что-нибудь интересное.
  3. Будет лучше, если вы тоже любите читать – дети охотно подражают своим родителям. Если кроха часто видит папу или маму с открытой книгой (когда все дела по дому сделаны), он интуитивно захочет быть «как папа» или «как мама».
  4. Обучайте сначала только звукам. Т. е., показывая кубик или картинку с литерой, произносите не «эр», «эм», «эс», а именно звуки: «р», «м», «с». После уже можно будет дать ему понятие самих букв, и он поймёт, что «эр» и знакомое ему «р» — это одно и то же.
  5. Помните главное правило: повторение – мать учения. Вам не нужно никуда торопиться, у вас не должно быть никакого обязательного плана. Поэтому повторяйте и повторяйте всю доносимую до малыша информацию, не требуя, чтобы кроха после двух-трёх раз уже безошибочно всё запомнил.
  6. Чем больше в обучении элементов игры – тем лучше. Купите магнитную азбуку и раскладывайте с её помощью буковки слитно на доске, формируя из них готовые слоги и слова. Прикрывайте ладонью часть буквы, демонстрируя её малышу, и предлагайте догадаться по фрагменту, какая это буква. Пусть в «угадках» участвуют, к примеру, мама с малышом, а папа показывает. Угадывают оба (причём мама, конечно же, должна чуть-чуть поддаваться).
  7. Начинать нужно с простых и знакомых повторяющихся слов – па-па, ма-ма, имя ребёнка или имя домашнего любимца, если они несложные. Когда малыш освоит слоги, начните прикреплять к знакомым слогам слитно по одной новой букве. Например: до-м, со-н. Затем можно уже формировать простые предложения: мама дома, папа ест суп.
  8. Когда малыш начнёт уже сносно читать, приучайте его к быстрому чтению. Для этого в виде игры предлагайте читать отдельные фрагменты из книг и засекайте время по секундомеру. Успехи малыша в чтении отражайте в специальном дневничке, а также упоминайте о них вечером за общим столом в присутствии близких.