Нужна ли детям продленка: советы родителям

Почему важно учитывать мнение ребенка? В детстве мне часто приходилось слышать от родителей странную фразу: «Нам лучше знать». Моим мнением интересовались редко и только по праздникам.

Особенности современной группы продленного дня

Что такое продленка в школе? Понятия «группа продленного дня» нет сейчас нет. Пять лет назад она была переименована в группу социально-педагогического развития согласно Закону, об образовании РФ. Такие группы существуют для организации времени школьников младших и средних классов после уроков. Администрация школы имеет право решать открывать ее ли не нужно. Если родители считают, что продленка нужна, то администрация идет навстречу. Если нет, то дети после уроков сразу идут домой.

Помощь в приготовлении уроков, которая оказывалась ранее, теперь не обязательна. Формат «продленки» зависит от того, собирается ли школа включать обучение в продленные часы. Возможно, что родителям будет предложен только присмотр за детьми. То есть ваши дети будут находиться под наблюдением педагога, их покормят, с ними погуляют, поиграют и все.

Особенности современной группы продленного дня

Еще один нюанс, о котором родителям необходимо знать. Как правило, в одну группу собирают детей из параллельных классов. Но не исключены варианты разновозрастных коллективов.

«Тихий час» в школе, по примеру детского сада, для младших школьников, обычно, не делают. В школах для этого нет необходимых помещений.

Не думайте о времени

Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time — качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.

Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.

Читайте также:  Агрессивное поведение детей в школе и дома

Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine» советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.

Не думайте о времени

Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми, когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете — надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой».

«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».

Чего нельзя делать?

Маленькие дети по своей натуре собственники и очень не любят, когда кто-то берет их вещи. Исхожу исключительно из личного опыта. Мой сын был научен, что чужое брать без разрешения нельзя. Нужно спросить разрешения, чтобы поиграть чужой игрушкой. Соответственно и его вещи не должны брать без спроса. Он был уверен, что все дети такие. Но реальность его сильно разочаровала.

Чего нельзя делать?

Как-то раз мы с сыном играли на площадке, к его велосипеду подошел чужой мальчик и взял из корзины мяч. Мой ребенок был в шоке. На тот момент сыну было чуть больше двух лет, а «самостоятельному» мальчику примерно четыре года. Сынок подошел к нему и спокойно сказал: «Отдай, это мое, нельзя брать чужое». Я стояла рядом и молча следила за ситуацией, мальчик развернулся, оттолкнул моего сына и убежал вместе с мячом. Я взяла сына за руку и пошла за ним, спокойно попросила вернуть мячик. Мальчик развернулся и убежал.

Читайте также:  Влияние социума на развитие личности ребенка

Тогда я подошла к его маме. Объяснив маме (которая в этот момент пила пиво с подругой) ситуацию, я потребовала вернуть мяч сыну, на что она сказала: «Ой, разбирайтесь сами, идите, заберите у него мяч, делов-то». Мяч мы естественно забрали, я даже попыталась объяснить этому мальчику, что брать чужое без спроса нельзя, но он меня слушать не стал. Убежал «делиться» игрушками с другими детьми. Ну и как этот ребенок будет знать, что хорошо и что плохо, если его маме всё безразлично?

Чего нельзя делать?

Мой сын никогда не жадничал, и давал игрушки другим детям, но либо знакомым, либо если его попросили.

Если же ваш ребенок, не любит делиться игрушками, то вам следует запомнить несколько важных правил:

Чего нельзя делать?
  1. Не стоит ругать ребенка и называть его «жадиной». Это обидно и унизительно.
  2. Никогда не отбирайте игрушку у своего ребенка, чтобы отдать чужому только потому, что чужой ребенок так хочет. Ваш ребенок расценит это как предательство. И будет, кстати, абсолютно прав.
  3. Не позволяйте другим взрослым негативно высказываться в адрес вашего ребенка.
  4. Не вызывайте у своего ребенка чувство вины потому что другой малыш плачет. Ваш ребенок в этом точно не виноват. Пусть мама чужого ребенка объясняет, что это чужая игрушка и принадлежит этому мальчику, и он может ее не давать.
  5. Не запрещайте малышу забирать свою игрушку, которую он дал ранее. Объясните, что он, конечно же, может забрать свою вещь обратно, но сделать это нужно вежливо. Если не получается – не стоит драться, нужно попросить маму чужого ребенка, чтобы она забрала и вернула (хотя вспоминая нашу историю, без применения физической силы это было сделать невозможно).

В любой конфликтной ситуации, возникшей между детьми, нужно сначала дать возможность детям разобраться самостоятельно. Если таким образом конфликт не разрешить, попробовать объяснить чужому ребенку, что нельзя брать игрушки других без разрешения.

Чего нельзя делать?

Как вариант, можно предложить временный «равноценный» обмен: лопатку на лопатку, ведерко на ведерко. Подключить того взрослого, который пришел с ребенком. Если и так вопрос не решается, просто собрать все свои игрушки и уйти с места конфликта.

Читайте также:  Как подстричь ногти новорожденному ребенку первый раз комаровский

Не забудьте, сразу же объяснить своему ребенку на конкретном примере, как можно себя вести и как нельзя, кто поступил правильно, а кто нет. Поверьте, дети всё отлично запоминают и понимают.

Свежий ремонт

Важно учитывать мнение ребенка в решении вопросов, касающихся его среды обитания. Делая ремонт, обязательно спросите, какого цвета он хочет шторы или обои. Пусть сам решит, где будет стоять его стол, а где – кровать.

Его выбор может вас удивить. В этот момент закройте рот на ключ и не произнесите слова, срывающиеся с языка: «Какие еще бабочки, ты же мальчик! Я лучше куплю тебе обои с самолетами». Купите с бабочками. Ему, в конце концов, здесь жить.

Возможно, именно сейчас он желает постигать красоту природы, а в дальнейшем станет видным биологом или маститым художником.

Это касается и выбора своего стиля в одежде, прически и даже цвета волос. Детям с 10-12 лет не чужда страсть к экспериментам. Им хочется выделяться в школьной толпе, и они шокируют родителей просьбами покрасить волосы в зеленый цвет или проколоть пупок.

Разумеется, татуировку на лбу делать не разрешайте. Но отчего бы не поощрить детскую тягу к самоидентификации? В этом возрасте можно проколоть уши или купить клипсы, покрасить пряди волос яркой тушью или купить оттеночный бальзам с временным эффектом. А татуировка хной выглядит красиво и солидно, но не наносит никакого вреда и исчезает через 3 недели.

Поверьте, ребенок быстро наиграется или же сменит желания на противоположные, такой уж период. Зато вы прослывете либеральным родителем, который «супер» во всех отношениях.