Нормы развития: как развивается речь ребенка от рождения до 6 лет

Вопрос: «Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития дома», — волнует многих родителей неговорящих детей. На какие параметры стоит обратить внимание, что является наиболее важным залогом успешного занятия?  С чего надо начинать?

Нормы развития речи малышей

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

Когда ребенок заговорит? Спросите у себя!

Нормы развития речи малышей

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

Нормы развития речи малышей

Эти ужасные двухлетки: как уживаться с непоседой

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

Нормы развития речи малышей

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

Что влияет на развитие детской речи

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Есть детки, которые, как попугайчики, стараются все повторить за родителями, братишками и сестренками, прочими родственниками. А есть такие, которые и умеют и могут, но просто не хотят — характер такой.

И все же, имеются факторы, влияющие на развитие речи у детей, рассмотрим и их:

Что влияет на развитие детской речи
  1. Физиологические особенности. Чтобы ребенок научился говорить, у него должен быть хороший слух, нормальное функционирование определенных участков мозга, подрезанная уздечка (если после рождения на то была необходимость).
  2. Комфортное социальное окружение. Если в семье много общаются, есть старшие детки, то и малыш научится говорить быстрее. Важно показывать крохе свою любовь, не игнорировать его призывы с самого рождения, списывая все на то, что «проплачется, успокоится» — лялечку не игнорируют и как можно больше с ней общаются.
  3. Мультилингвистическая среда. То есть, с ребенком разговаривают на нескольких языках. Да, все они становятся для малыша родными и понятными, но, как правило, детки начинают говорить немного позже сверстников.
  4. Прочие факторы — стрессы, заболевания.

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Читайте также:  Калькулятор определения пола будущего ребенка

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца? Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультации

Секрет виммельбухов

Вы замечали, с каким любопытством дети тянутся к мелким предметам? В самой природе детского восприятия заложен интерес к мелочам. Возможно, что именно в этом таится невероятный успех этих книг! У меня порой кружится голова от изобилия деталей и сюжетных линий, а ребёнок спешит рассмотреть и найти все скорее. Магнетизм виммельбухов я, конечно же, использую для развития речи и других важных функций (восприятие, внимание, память, мышление).

Виммельбухи развивают, расширяют и уточняют словарный запас. На страницах книг обычно множество героев и предметов — это существительные; они все чем-то заняты — это глаголы; они что-то чувствуют, как-то выглядят — это прилагательные. Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. В книгах всегда несколько сюжетных линий, на каждом развороте с героями происходят интересные, радостные, грустные, удивительные события.

Несмотря на то что большинство виммельбухов — книги без слов, они очень хорошо развивают речь. Надо признать, что небольшие тексты, подсказки с заданиями выручают. На каждом развороте «Курьера» есть описание сюжета, которое помогает быстро сориентироваться и задаёт задачки для поиска ключевых персонажей. Отдельно вынесены списком слова, что стоит поискать на развороте, и предлагается посчитать что-нибудь. Получается, что ребёнок учится не только рассматривать и рассказывать, но и слушать и пересказывать. Зачитайте сразу весь список слов для поиска, так развивается внимание и память. При пересчете попросите каждый раз называть, что считает: одна мышь, две мыши… пять мышей. Так развивается грамматика.

Читайте также:  Диспансеризация – первичный патронаж новорожденного

В «Курьере» есть задания на поиск предметов, героев

Секрет виммельбухов

Дети, которые ещё не умеют читать, готовятся к этому: тренируются ориентироваться на листе, прослеживать направление слева направо, замечать детали, сравнивать. А начинающие читатели смогут понять забавные надписи и улыбнуться, например, на футболке у таксы на одном из разворотов написано «хот-дог».

Виммельбухи можно «перечитывать» снова и снова, каждый раз находя что-то новое и интересное. Это книги без ограничения по возрасту и растут они вместе со своими читателями. Чем больше ребёнок может заметить, тем больше покажет ему книга. Чем больше ребёнок хочет сказать, тем больше ему эта возможность будет дана.

Обложка поста:

Нормы речи детей разного возраста

Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

Что говорит ребенок до 12 месяцев

Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

Нормы речи для детей 1-1,5 года

Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

Как должны говорить дети 2-3 лет

В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

Что ребенок должен говорить в 3-4 года

Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

Что дети говорят в 4-5 лет

Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

Читайте также:  Записки успешных мам: как привить любовь к чтению?

Речь ребенка 6-7 лет

Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Развитие речи ребенка перед школой

Подготовка к школе предполагает высокие требования к развитию речи. В первом классе умение пересказывать прочитанный материал, устно отвечать на поставленные вопросы определяет успех в обучении.

В случае отсутствия такого навыка учитель может решить, что ученик не усваивает материал, а малыш, в свою очередь, может думать, что его необъективно оценивают. Поэтому родители за год до школы должны помочь ребенку научиться выступать перед слушателями, пересказывать прочитанное, вести диалог.

Если у ребенка имеются дефекты произношения, заикание, необходимо устранить их до начала обучения в школе.

В этом возрасте основным инструментом развития речи по-прежнему остается постоянное общение с малышом. Важно обсуждать в семье, как ребенок провел день, что нового он узнал. Большую роль в речевом развитии играют книги. Если в домашней библиотеке книг не много, можно посетить городскую. Атмосфера, царящая в ней, может способствовать развитию интереса к самостоятельному чтению.

В этом возрасте следует развивать ораторское искусство. С этой целью с ребенком разучивают стихотворения, совместно придумывают истории, играют в слова.

Речь ребенка от до лет

Речь дошкольника уже полностью сформирована, хотя еще допускаются ошибки в построении сложных фраз и предложений, которые ребенок исправляет самостоятельно. 6-летки уже могут составлять рассказ по картинке или объяснить свое понимание конкретных ситуаций. Фантазия развита невероятно – рассказы о вымышленных приключениях могут быть очень красочными и эмоциональными (не путайте, пожалуйста, их с ложью). Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

  • Запас слов определить сложно и он заметно различается у детей, выросших в разных условиях.

Burda Media