Нормы развития: как развивается речь ребенка от рождения до 6 лет

Почти каждая мама точно знает, когда малыш должен начать сидеть, переворачиваться, стоять и ходить. Но вот с речью все не так определенно. Когда же все-таки ребенок должен сказать первое слово? Понимает ли он, что мы ему говорим? Чем отличается гуление от лепета? Давайте разбираться.

От рождения до месяцев: крик

Как же развивается речь у ребенка по месяцам? Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении — это крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться, но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Со временем (к 2–3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различия крика в зависимости от состояния малыша (голода, боли и т.д.). Главное на данном этапе — эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой.

ПРАКТИКУМ

1. Вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение

  • Мамино лицо — любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.

  • Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку — лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.

  • При общении с младенцем задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

Читайте также:  Как отвлечь ребенка от телефона: методы, которые работают

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Как создать развивающую среду?

    Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

    Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

    Читайте также:  Ваш ребенок двоечник, что делать в этой ситуации?

    .

    Как создать развивающую среду?

    внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д.

    Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

    Монологическая речь

    Высказывание одного человека обращенное к слушателям называют монологической речью или монологом.

    Признаки подобной формы речи:

    • продолжительность;
    • объем;
    • структура;
    • легко изменяемая тема высказывания.

    Существуют два типа связного монолога:

    • адресованный слушателям (доклад, лекция, выступление на публике);
    • обращенный к себе, т.е. не предполагающий ответной реакции.

    Владение монологической речью предполагает определенные умения:

    • использование речевых конструкций для толкового выражения своих мыслей;
    • повествовательные и описательные сообщения по теме, используя сюжетные картинки;
    • составление описательных текстов соответственно плану.

    Методика развития монологической речи

    Методика обучения связной монологической речи предполагает:

    • формирование у обучаемых определенных навыков выражения своих мыслей с помощью усвоенных материалов;
    • совершенствование навыков с помощью опорных упражнений.

    Любые виды монолога – рассказ, описание, пересказ – предполагают некую опору.

    Под опорой понимают:

    • ситуации;
    • подготовленный материал (вопросы, описания);
    • готовые тексты;
    • наглядные ситуации;
    • готовые конструкции;
    • логические схемы.

    Развитие речи ребенка перед школой

    Подготовка к школе предполагает высокие требования к развитию речи. В первом классе умение пересказывать прочитанный материал, устно отвечать на поставленные вопросы определяет успех в обучении.

    В случае отсутствия такого навыка учитель может решить, что ученик не усваивает материал, а малыш, в свою очередь, может думать, что его необъективно оценивают. Поэтому родители за год до школы должны помочь ребенку научиться выступать перед слушателями, пересказывать прочитанное, вести диалог.

    Читайте также:  Развитие ребенка — методики для домашнего обучения

    Если у ребенка имеются дефекты произношения, заикание, необходимо устранить их до начала обучения в школе.

    В этом возрасте основным инструментом развития речи по-прежнему остается постоянное общение с малышом. Важно обсуждать в семье, как ребенок провел день, что нового он узнал. Большую роль в речевом развитии играют книги. Если в домашней библиотеке книг не много, можно посетить городскую. Атмосфера, царящая в ней, может способствовать развитию интереса к самостоятельному чтению.

    В этом возрасте следует развивать ораторское искусство. С этой целью с ребенком разучивают стихотворения, совместно придумывают истории, играют в слова.

    Когда нужно обращаться к врачу

    Хоть нормы развития речи очень относительны, есть некие маркеры, которые должны насторожить родителей, возможно, показать специалисту и успокоиться. Либо вместе с врачом помочь малышу развиваться в нужном темпе. Вопросами речевого развития детей занимается логопед, иногда, если есть такая необходимость – невролог, а к кому обратиться и стоит ли, подскажет педиатр.

    • К 9 месяцам не произносит слоги, не лепечет
    • В 1,5 года не произносит простые слова, не реагирует на обращение к нему и на свое имя
    • 2-летний малыш не проявляет интереса к новым словам, произносит всего несколько, хотя понимает почти все (соотношение активного и пассивного словарного запаса)
    • В 3 года у ребенка очень маленький словарный запас, не пытается составлять предложения и фразы
    • К 5 годам ребенок так и не освоил шипящие звуки, не произносит Р, или не может воспроизвести другие буквы.

    Разговаривайте с ребенком, читайте книги, учите стихи и песенки – это все основа речевого развития малыша.

    Когда нужно обращаться к врачу

    10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒