Какие развивающие игрушки нужны ребёнку?

На разных этапах развития ребенок познает мир по-своему. Чтобы из беспомощного малыша превратиться в полноправного члена социума, ребенку нужно покатать по полу не одну машинку, накормить куклу не одним блюдом и научиться множеству других игр. Об особенностях игры детей разных возрастов рассказывает Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Почему ребенок не хочет играть сам?

Но так происходит не со всеми малышами. Некоторые детки сами по себе играют, их никто не приучал. Они сами без чьей-то помощи находят себе занятия, другие напротив — не могут и пяти минут поиграть без вашего участия.

Как и в любых других случаях, это происходит в нашем ребенке по вине взрослых. Мы слишком много опекаем его, как орлица над орленком, не даем ему и шагу ступить без нашей помощи, вот и следствие подобного поведения: малыш теперь не может без вашего общения с ним.

Он конечно может увлечься чем-то, но быстро теряет интерес и вспоминает, что мама не рядом. Мамина позиция в совместных играх слишком яркая, она берет на себя все, не дает возможности ребенку раскрыться и проявить инициативу.

В игре берет на себя весь сюжет, а ребенок остается сторонним наблюдателем и поэтому один он уже играть не может, он так привык.

Играть по-настоящему

В игре мы можем научить детей

— навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду…);

— принципам (командный дух, честность, уважение к правилам);

— отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство).

Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно.

«Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», — говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает.

Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело.

Дети постарше ценят соревновательность — для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте.

Критерии выбора игрушек

При выборе игрушек для 3–летних мальчиков и девочек необходимо соблюдать несколько важных критериев.

  1. Эстетическая привлекательность

Игрушка должна воспитывать добрые чувства, формировать эстетический вкус. Ни в коем случае она не должна вызывать негативные эмоции: агрессию, жестокость, насилие.

Критерии выбора игрушек
  1. Полезность игрушки

Привлекательный внешний вид – это важный критерий. Но игрушку необходимо выбирать, учитывая также и пользу, которая она принесет:

  • Для физического развития. Мячи разных размеров, круг для плавания, трехколесный велосипед – всё это поможет ребенку расти здоровым физически.
  • Для расширения кругозора. Для этой цели подойдут книги с красочными рисунками, «шнуровки», пазлы с небольшим количеством элементов.
  • Для конструирования. Развитие моторики, логики, знакомство с геометрическими формами и цветами – всему этому способствуют конструкторы, кубики, пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями.
  • Тематические. Помогают деткам «примерить роль» мамы, папы, человека разных профессий: повара, врача, водителя. Это необходимо для лучшей социальной адаптации ребенка в будущем. Девочкам можно купить: пупсов, коляску, плиту, сервизы, набор «доктор». Мальчикам подойдут: железная дорога, самолеты, пожарные или полицейские машины.
  • Для творчества. Творческие задатки так же важно развивать, как интеллектуальные и физические. Даже если ребенок не станет в будущем известным художником, у него будет развито эстетическое восприятие мира.
Читайте также:  Можно ли есть шоколад кормящей маме при грудном вскармливании

Перечисленные детские игрушки обеспечат всестороннее развитие. Но взрослые тоже должны принимать участие в играх своего ребенка. Ведь через игру можно воспитывать, развивать, обучать и просто проводить время вместе весело.

  1. Простота и доступность

Иногда родители покупают слишком сложные игрушки. Например, слоник из пластмассы на колесиках, который может быть и паровозиком, и телефоном. Взрослым кажется, что такой «многофункциональный» слоник будет быстрее развивать их сына или дочку. Но на самом деле, такие игрушки только дезориентируют малыша. Лучше купить 3 отдельные понятные игрушки. Тогда будет ясно, кого возить, кого кормить и с помощью чего позвонить.

Критерии выбора игрушек
  1. Безопасность

Покупая игрушку, необходимо убедиться в ее безопасности. При этом важно соблюдать несколько нюансов:

  • Не нужно выбирать игрушки с мелкими деталями. Они представляют угрозу проглатывания и застревания в горле.
  • В изделии не должно быть острых углов, которые могут поцарапать или привести к другим травмам. То же самое касается потеков клея с острыми краями, которые могут порезать и говорят о низком качестве товара.
  • В качественных товарах должна быть маркировка РСТ – российский стандарт или EAC –знак безопасности Евразийского экономического союза.

Выбор игр в соответствии с возрастом – важный нюанс

Компьютерных игр во Всемирной сети огромное количество. Некоторые способствуют развитию фантазии, другие тренируют интеллект, а третьи требуют повышенного внимания и скорости. Выбирая забавы для своих деток, Вы должны учитывать понятие ведущей деятельности, используемое в возрастной психологии. На этом моменте следует остановиться подробнее.

Компьютерные игры для самых маленьких имеют простой интерфейс и элементарные задания. Когда на улице мороз, жара, дождливая погода, они становятся незаменимыми помощниками, благодаря которым малыши весело проводят досуг. У двух-, трехлетних детей ведущей деятельностью является манипулирование предметами. По этой причине игра должна предполагать нажатие клавиш, которые вызывают события на экране. К примеру, включается музыка или мультипликационный персонаж совершает определенное действие.

А какие развлечения подходят для детей дошкольного возраста? Здесь нужно обращать внимание на игры, позволяющие выучить буквы и цифры, познакомиться с явлениями природы. Также для данного возраста замечательно подходят сюжетно-ролевые забавы, связанные с одеванием, приготовлением еды, спортивными соревнованиями и строительством домов.

Развитие младших школьников в игровой форме – продуктивный метод, дающий детям первый социальный опыт. Именно через виртуальные забавы ученики приобщаются к миру взрослых, проявляют свои таланты и способности. Младшие школьники отдают предпочтение гонкам, приключениям, салонам красоты. Не менее хороши и игры по персонажам, потому что мультяшных героев дети обожают. Например, особенной популярностью пользуется Кик Бутовски – великий борец с обыденностью, любящий экстрим.

Для подростков оптимальным вариантом являются познавательные компьютерные развлечения, способствующие развитию когнитивных умений. В этом плане подойдут ролевые игры со сложным сюжетом, загадками, головоломками, а также стрелялки с элементами приключений.

Развитие ребенка до месяцев

С момента трех месяцев малыш осваивается и учится самостоятельно ползать и сидеть. Теперь же за ним стоит выбор игрушек, которые можно брать и выбирать самому. Общение на данном этапе тоже одно из важнейших аспектов. Вместе с тем, помогаем своему чаду и заинтересовываем в движении его по коврику теми же игрушками, раскладываем на небольшом расстоянии их друг от друга, тем самым стимулируя ребенка к ползанью.

Учитывая то, что дети данного возраста предпочитают играть, лежа на животе или спине, и то, что им интересно все попробовать на вкус, предметы, которые попадают в их руки, прежде всего это безопасные для вашего ребенка спутники, и только затем следуют увлекательные качества. Они так и норовят все схватить и тянут в рот, чтобы почесать десну, так как в это время активно лезут зубы. Игрушка состоит из натуральных материалов, она не острая, не грязная, не опасна для жизни.

Читайте также:  Как правильно научить ребенка читать с удовольствием: легко и быстро

Какие игрушки нужны ребенку до одного года:

  1. Мягкие игрушки (с четкими чертами лица).
  2. Кубики и мячики из мягких тканей и дерева (строить, кидать, изучать формы).
  3. Игрушки для водных процедур (книжки для воды, уточки, кораблики), все для того чтоб подружиться с процедурой купания.
  4. Прочные книги для развития любви к чтению с крупными картинками. Читать рекомендуется каждый день (читает мама или тот, кто достаточно близок к малышу).
  5. Фотографии родственников (для развития памяти и любви к ним).
  6. Неваляшки, различного типа, издающие звуки (для игр в кроватке либо на коврике).
  7. Зеркальце (для самопознания).
  8. Крупы в мешочках. Для развития тактильных ощущений, распознавания форм.

Главная задача ребенка в период до года — это исследование того, что его окружает. Поэтому нужно сделать безопасным весь нижний уровень в вашем доме, который ему доступен, насколько это возможно. То есть все шкафчики, куда у него есть доступ, заполнить, например, игрушками, чтоб посторонние предметы не несли ему угрозы. Полы всегда должны быть чистыми, окна и розетки закрыты, провода убраны. Все, к чему карапуз может прикоснуться, нужно сделать подходящим для его комфорта.

Так как быт развивает способности малыша ничуть не хуже дорогостоящих игрушек, например, у каждого в хозяйстве найдутся деревянные поварешки либо кисточки для пирога. Любая вещь тренирует работу мозга, то и это может стать настоящим подспорьем для заполнения, например, доступных ему ящиков. В этом возрасте детей игрушки завлекают с неимоверной силой, поэтому ими начинает постепенно заполняться дом, многие из них будут радовать крошку до самой школы.

Головоломки и прочее

Эпидемия «Кубика Рубика» прошла, но… ненадолго. В силу своего любопытства и упрямства дети любят разгадывать головоломки, но им всегда надо больше и сложнее, поэтому появились «Пирамидка Мефферта» , «Скьюб», «Мегаминкс» и пр.

«Что бы еще покрутить в руках?» — думали дети, а тут раз — и йо-йо появились, а за ними и спиннеры. Всё-таки не зря наши предки придумали чётки. Изобретательные школьники не долго думая начали делать всякие трюки с вертушками и создали новый тренд.

Для терпеливых всё еще производят пазлы, но собирать обычный пейзаж современным тинейджерам скучно. А вот пазл со Звёздными воинами или Гарри Поттером они составят с удовольствием.

А видели ли вы «лизунов»? Такая вязкая жижа, похожая на слизь, которую ребята мнут в руках. Говорят, что это подобие антистресса, но сами дети признались мне, что их больше увлекает процесс создания «лизуна», чем игра с ним. Конечно, кто же не любит устраивать в ванной химическую лабораторию? Смешивать крахмал, клей ПВА и мамин самый дорогой шампунь, куда без этого.

Пока я собирала материал для статьи, в очередной раз убедилась, что всё с детьми в порядке и рано еще бить тревогу, мол «они играть разучились». Оставьте их на несколько минут без телефона и вы увидите, как быстро они найдут себе занятие. И последите за собой: быть может, тоже пора прерваться на игру?

Порядок среди любимых игрушек

Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом «Лучше меньше, да лучше». Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых. Покупайте игрушки ручной работы у народных мастеров. Пусть они стоят дороже китайского ширпотреба, их образовательный, развивающий и воспитательный потенциал с ним не сравнится. Еще ценнее игрушка, сделанная руками близких и любящих людей. Мягкая кукла, сшитая мамой, развивающая доска, которую смастерил папа или дедушка. В интернете можно легко найти пошаговые инструкции и мастер-классы. Такая вещь станет семейной реликвией и перейдет по наследству внукам.

Читайте также:  Выкройка комбинезона для новорожденного своими руками

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори. Для этого детская комната или уголок условно делим на зоны:

  • математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

  • языковая (кубики с буквами, книги),

  • зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

  • зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

  • зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте. Еще один хороший вариант – меняться игрушками со знакомыми семьями.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Игры с годовалым ребенком в дороге

Часто бывает так, что необходимо куда-нибудь съездить с ребенком, и дорога предвещает быть долгой. Но кроха не желает ни минуты сидеть на месте, малышу хочется познавать мир и открывать для себя что-то новое, поэтому он начинает капризничать. Избежать истерик в дороге помогут несколько советов и интересные развивающие игры для детей 1 года, простые в организации.

  1. Возьмите с собой в дорогу несколько любимых игрушек малыша, и когда ребенок начнет капризничать, дайте ему эти игрушки и поиграйте вместе.
  1. Еще один вариант – это рассматривание картинок в книге. Цветные иллюстрации привлекут внимание ребенка, успокоят его, помогут запомнить названия предметов. Попросите ребенка показать в детской книжке или журнале определенный объект. Это научит ребенка связывать внешний вид объекта с его названием, а также поспособствует развитию наблюдательности.
  1. Если внезапная поездка застала вас врасплох, и вы не имеете при себе ни игрушек, ни книжек, в таком случае отлично подойдут пальчиковые игры для 1 года детей, про которые ранее рассказывалось в этой статье.
  1. Важной составляющей в развитии ребенка является знание собственных частей тела. Вы показываете малышу определенную часть тела, например, нос и называете его. Показывать при этом можно как на собственный нос, так и на нос ребенка. Через некоторое время малыш сам сможет указать и на свой и на ваш нос. Польза этой игры для детей 1 года в том, что она не требует никакого игрового материала, при этом отлично развивает координацию и позволяет ребенку осознать границы собственного тела.
  1. Веселая музыка из детских мультфильмов разрядит обстановку и развеселит ребенка. Совет: создайте на своем телефоне плейлист с детской музыкой и включайте ее, когда не знаете, чем занять малыша. Так же в интернете можно скачать уже готовые плейлисты или приложения.

Согласитесь, мы представили развивающие игры для детей 1 года в достаточно большом количестве. С их помощью вы без труда можете заниматься разносторонним развитием вашего ребенка. Уверены, что теперь вы всегда будете знать, чем заняться со своим малышом, и не дадите ему скучать.