Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Современный темп жизни заставляет ускоряться не только взрослых людей. Термин «раннее развитие» накладывает обязанности и на детей. Знаменитая фраза известного педагога «После трех уже поздно» будоражит умы родителей и не дает отдыхать малышам. Ведь, как известно, чем раньше, тем лучше, а значит в ход идут лозунги «читать — раньше чем ходить» и «мы должны дать ребенку все!»

Лучшее время для учёбы

Психологи и педагоги утверждают, что возрастом ребёнка, готового учиться читать, можно считать 5 лет. В зависимости от его развития, желаний и способностей, этот возраст может наступить и раньше. Обычно в 5 лет большинство детей уже знакомы с буквами, так как родители приобретают для них не только игрушки, но и красочные книги.

Многих малышей уже в трёхлетнем возрасте начинает интересовать, что написано под красивыми картинками, находящимися на страницах книг. Часто они удивительно точно повторяют прочитанные родителями фразы, даже вовремя переворачивая странички книги. Такое поведение малышей говорит, что время обучения азбуке для них наступило.

Малышу, перешагнувшему этот возрастной рубеж свойственна повышенная любознательность, он готов к получению новых знаний. Однако родителям следует учесть и его индивидуальность. Если у будущего школьника имеются проблемы с произношением отдельных звуков или в наличии небольшое заикание, то сначала лучше устранить эти недостатки речи, а учить алфавит начинать позднее.

Как выучить алфавит в домашних условиях

Оптимальный возраст для обучения буквам – 4–5 лет. Можно и раньше. Даже те малыши, которые пока плохо разговаривают, с легкостью запоминают буквы, произносят звуки. Однако без пользования алфавитом они также быстро их забывают.

Изучение букв в 5 лет – начальный этап в формировании умения читать и подготовке к школе. Если же вы – сторонник раннего развития, обратите внимание на методики Зайцева, Монтессори, Домана.

Быстрее запомнить алфавит помогают такие приемы, как раскрашивание букв, чтение стихов и разучивание песенок про азбуку. Значительно упростить процесс обучения и заинтересовать карапуза позволяют развивающие мультики, мультимедийные игры. В качестве наглядного пособия можно использовать коврики, кубики, пазлы, карточки, магнитно-рисовальные доски с буквами.

Советы родителям по изучению алфавита:

  • Занятия должны проходить в игровой форме, длиться не более 5–10 минут. Постепенно продолжительность «уроков» можно увеличить до 20–25 минут.
  • Задействуйте разные приемы обучения, виды образной памяти ребенка – слуховую и зрительную. Частая смена деятельности не позволит малышу заскучать.
  • Чтобы ребенок быстрее научился читать, лучше запоминать звуки, а не буквы: «б» вместо «бэ», «в» вместо «вэ» и так далее.
  • Начинайте изучение алфавита с гласных фонем. Они обозначаются 10 буквами, легче запоминаются попарно, например, а–я, у–ю.
  • Изучив согласные, переходите к составлению слогов. Такие сложные для понимания ребенка буквы, как «ь» и «ъ», проходите в конце.
  • Сохраняйте положительный настрой. Не ругайте малыша, если он забывает пройденный материал или плохо запоминает.

Занятие начинайте со знакомства с буквой. Во время проговаривания показывайте, как она выглядит. Предложите ребенку написать или разрисовать букву. Выучите вместе стишок или послушайте песенку про нее. Найдите предметы, названия которых начинаются с этой буквы. В дальнейшем регулярно повторяйте изученный материал, чтобы ребенок его не забыл.

Делайте это мимоходом, но регулярно. Играете в песочнице? Пишите палочкой буквы, пусть кроха их называет. Решили испечь печенье? Сделайте его в виде букв, чтобы потом вместе вспомнить алфавит при поедании вкусностей.

Новые методики чтения — новые результаты?

Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!

Что имеем?

Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят — да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми , заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.

Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.

В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.

Раннее обучение: основные особенности, плюсы и минусы

Сегодня родители сталкиваются с такой ситуацией, что для приема в школу ребенок уже должен уметь более-менее хорошо читать.

И это не считая многочисленных методик раннего развития, которые со всех сторон утверждают, что и «после трех уже поздно», и что малыш может научиться «читать раньше, чем ходить», и много другого, от чего разбегаются глаза и путаются мысли.

В страхе не успеть научить ребенка вовремя, родители панически хватаются за все подряд, мешая в одну кучу и карточки Домана, и кубики Зайцева, и педагогические принципы Монтессори, и революционную методику Тюленева, и мнения родственников / друзей / знакомых.

В результате получается просто «методический винегрет», который испытывается на ребенке. Иногда, правда, это может и сработать, но не все так гладко в раннем развитии, как хотелось бы.

Нюансы, о которых следует знать

О подводных камнях слишком раннего обучения предупреждают не только невропатологи и психологи. Многие родители убедились в них на собственном опыте.

Дело в том, что иногда даже благое намерение может привести к неблагоприятным последствиям:

  • Умея читать, дети совершенно не умеют общаться со сверстниками, находиться в детском коллективе, а также имеют прочие проблемы в социальном развитии, ведь вместо того, чтобы формировать необходимые навыки социализации, они обучались чтению.
  • Формирующаяся психика ребенка может излишне перегружаться информацией, часто ему непонятной, что становится причиной бессонницы, тревожного состояния, раздражительности, повышенной нервозности.
  • Нарушая последовательность основных этапов формирования функциональных блоков мозга, вы можете спровоцировать появление различных осложнений и проблем у ребенка в дальнейшем, так как естественное развитие природных процессов будет искажено — это может вылиться в невроз или заикание, речевые нарушения и т. д.
  • Помимо этого, к предостережениям подключаются и офтальмологи, предупреждая, что преждевременные зрительные нагрузки непременно скажутся на здоровье малыша, так как до пяти-шести лет у ребенка только формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения, а значит, раннее чтение способно привести к близорукости или более серьезным последствиям для маленьких глаз.
  • Добавляют аргументов и логопеды, обнаружившие, что детки, научившиеся слишком рано читать, практически вообще не понимают, что и о чем они читают, а также не могут передать потом смысл или содержание прочитанного фрагмента — они попросту складывают буквы в слоги и слоги в слова, но не более того.
Читайте также:  Как давать Линекс детям: простые правила в помощь родителям

Исходя из этого, родителям необходимо понимать, что не стоит слепо гнаться за новомодными методиками, а ориентироваться исключительно на развитие и готовность своего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

Когда можно начинать?

Психологи предпочитают не говорить о каком-либо четком возрастном периоде, так как все дети развиваются по-разному, однако для определения готовности ребенка к обучению все же выделяют несколько основополагающих признаков.

Итак, вашего малыша можно начинать учить, если он:

  • уже умеет разговаривать и способен пересказать смысл и содержание просмотренного или случившегося полноценным связным рассказом — это очень важно, так как если вы начнете обучать чтению до того, как ребенок сможет сказать хоть несколько предложений, это может вызвать задержку речевого развития;
  • имеет достаточно хорошо развитый фонематический слух, то есть, способен услышать отдельные звуки в слове, разделить их, а также назвать, из каких звуков состоит все слово, находя требуемый звук и в начале, и в середине, и в конце;
  • проверяйте фонематический слух малыша с помощью тестов — к примеру, называйте слоги с похожими звуками, как «за-са» или «та-да» и следите, насколько правильно он их произносит, потом усложняйте задачу, добавляя в середину еще одну пару звуков, после можно просить ребенка показывать и называть предметы на картинках, отличающиеся только одним звуком, как «рак-лак» или «мышка-мишка»;
  • если ребенок отлично ориентируется в пространстве — различает и не путает правую и левую стороны, верх и низ, так как при проблемах с пространственной ориентацией малыш может читать с ошибками, начиная слово с более понравившейся буквы или перепутав Р с мягким знаком;
  • кроме того, любые серьезные логопедические проблемы должны полностью отсутствовать — малышу необходимо сначала не только правильно и четко произносить отдельные звуки, но и научиться вырабатывать мелодику и ритм речи.

Как правило, соответствию всем этим признакам дети могут похвастаться ближе к пяти годам.

Учим с ребенком алфавит. Как выучить буквы?

Здравствуйте уважаемые читатели моего сайта все о ребенке. Я хочу в этой статье рассказать как научить ребенка алфавиту. Нашей маленькой доченьки три года и восемь месяцев и я с гордостью за нее могу сказать, что Алисочка знает весь алфавит наизусть.

Дочка стала разговаривать недавно и некоторые слова были даже мне не понятны, — она как бы съедала или говорила через нос слова, но благодаря тому, что мы выучили алфавит ребенок стал говорить уверенней и понятней.

Произношение слов и букв стало намного лучше, чем раньше. Мы не говорили много букв, например З, Л, вместо ЛО говорили ЛЁ, вместо ЗА говорили СА, а сейчас ребенок научился алфавиту и произношение хорошее. Мой жизненный опыт о том, как научить ребенка алфавиту и как выучить буквы играючи поможет Вам в этой, на первый взгляд недостижимой цели.

Советы как можно научить ребенка алфавиту и выучить буквы

Учим с ребенком алфавит. Как выучить буквы?

Во первых, никогда не говорите малышу:

  • надо учить
  • давай заниматься
  • надо учится

Поверьте, такие слова как просто отталкивают ребенка и в итоге малыш просто начинает вас компрометировать. Надо всегда придумывать игры, например игра со сказочными буквами.

Я купила в книжном магазине два недорогих плаката — алфавита, но разных. Один плакат мы повесили на стену, ну а другой я порезала на  квадраты, в каждом квадрате буква (также можно и самому нарисовать на картонных листах, в виде квадратиков, примерно по десять сантиметров буквы, разукрасить их в разные цвета и вырезать).

Не порезанный плакат надо повесить в комнате ребенка на высоту равную его глазам и на самое видное место.

Игру с алфавитом можно импровизировать на Ваше усмотрение. Сначала я сообщила ребенку, что купила новую увлекательную игру, в которую очень любят играть взрослые. Дети всегда заинтересовываются тем, что интересно взрослым. Мы рассматривали квадратики с буквами минут пятнадцать. Я удивлялась какие красивые буквы, и совсем не страшные. Потом я убрала нашу игру в коробочку, ну чтобы ребенку не надоедать. Через два дня достала опять эти квадратики, но уже стала знакомить доченьку с алфавитом. Главное играйте и не надоедайте малышу. На следующий раз я смело показывала буквы и говорила слова, которые начинаются на эту букву.

Не прошло двух недель, доченька заинтересовалась плакатом с алфавитом, который прикреплен в ее комнате на стене и мы начали сравнивать буквы на стене и буквы вырезанных картинок. Доченьке было очень интересно играть в буквы.

Учим с ребенком алфавит. Как выучить буквы?

Вот таким простым способом я научила ребенка алфавиту и мы вместе выучили все буквы, чего и Вам желаю!

Терпения, радости и любви Вам и Вашим детям.

Интересное на сайте:

  • Что делать если ребенок врет?
  • Как воспитать в ребенке оптимизм?
  • Учим ребенка обуваться: ценные приемы и частые ошибки
  • Гиперактивный ребенок в семье
  • Воспитание личности ребенка

Как правильно научить ребенка буквам?

Для изучения алфавита вам понадобятся карточки с буквами. Желательно, чтобы они были цветными, например, гласные буквы были красными, а согласные – синими. Можно купить готовые карточки, а можно сделать их самостоятельно. Во втором случае к процессу можно привлечь ребенка. Чтобы обучение проходило эффективно, пользуйтесь следующими правилами:

Начинайте изучение алфавита с гласных букв. Их ребенку проще произносить. Для первых занятий достаточно брать по 2–4 буквы. Удобнее всего учить гласные парами: А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы – И, Э – Е. Благодаря такому способу буквы будут лучше запоминаться, потому что когда вы будете их показывать, получится короткий и простой стишок, который ребенок легко запомнит: «Это А, а это Я, это О, а это Ё».

Изучайте согласные буквы в виде звуков. Необходимо научить ребенка правильно произносить именно звуки, а не сами буквы алфавита: не «Бэ», а «Б», не «Вэ», а «В». Если малыша научить согласным в таком виде, в каком они произносятся в алфавите, впоследствии его будет очень сложно научить читать, так как он будет произносить буквы, а не звуки. Поэтому при изучении согласных не обойтись без карточек с картинками. Например, изучая букву Б, вы показываете ребенку карточку, на которой изображен барабан. Так у него в памяти будет откладываться, что буква Б произносится слитно с буквой А. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка читать по слогам.

Закрепляйте пройденный материал на каждом занятии. Например, новые буквы с ребенком можно учить 2 или 3 раза в неделю, а в промежутках между этими уроками повторять буквы, выученные раньше.

Придумывайте игры с буквами для закрепления знаний. Если вы будете просто показывать ребенку буквы и просить их повторять, это очень быстро ему надоест. Интересные истории и игры помогут ему запомнить буквы в непринужденной игровой форме. Например: возьмите небольшие коробки с крышками (их можно склеить из обычной бумаги), нарисуйте на крышках буквы, которые недавно выучил ребенок, а затем попросите его разложить карточки с буквами в соответствующие коробки – рассадить буковки по домикам. Вариантов таких игр может быть очень много.

Как учить буквы – основные советы

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Как учить буквы – основные советы

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по зоопарку, спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Пройдите тест:

Хватает ли вашему ребенку похвалы?

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Как учить буквы – основные советы

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Учим буквы в года

Начнем с возраста, в котором малыш уже достаточно вырос для того, чтобы чему-то учиться. Трехлетний малыш по всем показателям еще недостаточно взрослый, чтобы сесть за парту и вдумчиво учить алфавит.

Поэтому для него этот процесс должен быть ненавязчивой веселой игрой. И эта игра должна длиться до тех пор, пока ребенок не начнет уставать. Не обижайтесь, если это случится слишком скоро. И не ждите от него, что он быстро сможет выучить сразу все буквы.

Для уроков лучше использовать специальные развивающие игрушки или яркие книжки-азбуки. Они созданы специально для этой цели.

Для того, чтобы лучше запоминать информацию, трехлетнему ребенку нужен какой-то зрительный образ. Буква должна ассоциироваться с конкретным предметом, который с ней связан.

Именно поэтому все книги такого типа яркие и снабжены красивыми, запоминающимися картинками. Сами буквы без оформления его бы вряд ли заинтересовали. Они воспринимались бы как бессмысленные закорючки. Вроде тех, которые он сам может нарисовать, не вкладывая смысла.

Для него этот способ имеет смысл еще и по другой причине. В 3 года для ребенка еще актуален вопрос постоянного пополнения лексики. Сама его речь еще недостаточно развита.

Поэтому ему легко будет учить буквы запоминая на деле целые слова. Помните, что в таком возрасте малышу еще сложно запоминать отдельные знаки букв.

Следовательно, предоставьте ребенку возможность воспринимать сами буквы как яркий зрительный образ. Хорошо будет, если родители не ограничатся только теми словами, которые в книжках и будут помогать чаду пополнять его словарь. Не помешает здесь и обучение по реальным предметам.

Например, изучая букву «А», вы можете показать ребенку апельсин, дать подержать его повторяя «А», апельсин. Затем очистить его и отправлять малышу, каждую дольку в рот, когда он произнесет «А». Так у ребенка возникнут устойчивые вкусовые и тактильные ассоциации. А как известно ассоциативная память одна из самых устойчивых. То же можно проделать и с ананасом. Одним словом, включите свою фантазию.

Важно, при этом, постоянно проговаривать буквы алфавита, чтобы их он тоже запоминал на слух.

Очень важно стимулировать при этом и развитие памяти 3 летнего малыша.

Как научить ребенка алфавиту: самые эффективные методики

Сложно найти родителей, не желающих облегчить своему малышу начало учёбы в школе. Как научить ребёнка алфавиту, а затем и чтению простых слов, чтобы первые школьные занятия не стали для него непосильным грузом? Разработано огромное количество методик обучения детей, позволяющих учить ребёнка буквам в любом возрасте.

Читайте также:  Гигиена полости рта у ребенка: что нужно знать родителям

Некоторые из них предлагают родителям начинать учить алфавит малышей в годовалом возрасте, хотя в это время они умеют произносить всего несколько слов. Конечно, на такой эксперимент решаются редкие родители. Однако получить совет, когда начинать изучение алфавита, чтобы у малыша не пропал интерес к учёбе ещё до первого школьного дня, необходимо многим, имеющим в семье будущего школьника.

Лучшее время для учёбы

Психологи и педагоги утверждают, что возрастом ребёнка, готового учиться читать, можно считать 5 лет. В зависимости от его развития, желаний и способностей, этот возраст может наступить и раньше. Обычно в 5 лет большинство детей уже знакомы с буквами, так как родители приобретают для них не только игрушки, но и красочные книги.

Многих малышей уже в трёхлетнем возрасте начинает интересовать, что написано под красивыми картинками, находящимися на страницах книг. Часто они удивительно точно повторяют прочитанные родителями фразы, даже вовремя переворачивая странички книги. Такое поведение малышей говорит, что время обучения азбуке для них наступило.

Малышу, перешагнувшему этот возрастной рубеж свойственна повышенная любознательность, он готов к получению новых знаний. Однако родителям следует учесть и его индивидуальность. Если у будущего школьника имеются проблемы с произношением отдельных звуков или в наличии небольшое заикание, то сначала лучше устранить эти недостатки речи, а учить алфавит начинать позднее.

Правила обучения

Существует несколько правил, помогающим родителям обучить малыша первым буквам:

  • книгу для чтения дети должны выбирать самостоятельно, а её странички перелистывать сам;
  • родители вместе с детьми должны внимательно разглядывать картинки и обсуждать их содержание;
  • попросить пересказать прочитанную историю и обсудить её вместе с ним.
Как научить ребенка алфавиту: самые эффективные методики

Важно, чтобы прочитанное для малыша было интересно, так как интерес способен помочь более легко усвоить полученные знания. Ему очень важно, чтобы успехи были оценены. Поэтому детей, изучающих новые для себя знания, обязательно следует хвалить. Ругать, даже если у него что-то не получается, нельзя никогда.

Не менее важно выбирать для занятий определённое время, выработанная привычка очень помогает успешно учить алфавит. Отлично подходит для обучения буквам, а затем и чтению, игровая форма занятий.

Алфавит для детей может стать замечательной игрушкой, если он будет вместе с родителями мастерить буквы из бумаги или материала. Изготовленная буква будет запомнена им без труда, только не стоит торопиться – одной буквы за неделю будет вполне достаточно.

Инструкция по изучению букв

Для того, чтобы алфавит для детей не стал непосильной нагрузкой, родителям следует знать порядок обучения. Существуют буквы редкие, и постоянно встречающиеся в словах. Учим ребёнка сначала буквам простым, которые можно увидеть в большинстве слов. Особенно легко запоминаются слова, в которых она стоит в начале. Недаром столь популярно такое учебное пособие, как иллюстрированная азбука.

Можно использовать также современные методы обучения, ведь современные дети почти с пелёнок знакомы с компьютером. Обучающее видео, где в игровой форме дети знакомятся с буквами, очень нравится малышам. Данные учебные пособия делают изучение алфавита простым и быстрым. Их создатели тоже ведут малышей от запоминания простых букв к сложным, редко встречающихся в словах.

Каждое следующее занятие должно начинаться с повторения пройденного. Ребёнку нужно напомнить о букве, выученной ранее, чтобы он не забыл её. Для этого вновь можно использовать игру – предоставить малышу возможность рассказать, на что буква похожа, спеть вместе с ним песенку про неё, рассказать небольшое стихотворение.

Уже во время изучения букв можно начинать учиться читать простые слова и предложения. Для этой цели можно использовать обычный букварь. Помогут в учёбе специальные мультфильмы, и приложения с развивающими играми. В интернете можно найти сайты, предназначенные именно для развития детей и обучению их грамоте.

Дети запоминают буквы очень быстро, если сам процесс учёбы для них интересен. Времени на их обучение придётся тратить не более, чем полчаса в день. Для того, чтобы им было интересно учиться, малышей обязательно нужно хвалить за каждый их успех. Для детей это чрезвычайно важно. Тогда алфавит будет выучен ещё быстрее.

Какая же польза в занятиях письмом?

  • Письмо задействует ту же зону мозга, которая отвечает за фильтрацию информации и называется ретикулярной активирующей системой (РАС). Иначе говоря, записывание текста учит нас отсекать лишнее – полезный навык в эпоху информационной перегрузки;
  • Набор печатного текста – процесс унифицированный и монотонный, а написание текста от руки (пусть даже переписывание) – творческий, ведь вы выводите на бумаге собственные знаки, собственным почерком. Тем самым занятия письмом развивают наши творческие способности;
  • Записанные сведения лучше запоминаются, так как задействуются все виды памяти (не только зрительная, но и тактильная, и даже слуховая, если у вас есть привычка проговаривать тихонько то, что записываете);
  • Невозможность «вырубить топором» то, что написано пером, приводит к тому, что человек учится наиболее точно выражать свои мысли;
  • Исследования показывают, что литературные произведения, написанные от руки, красивее стилистически и богаче лексически, больше задействуют язык. Неудивительно, что многие известные люди записывали и записывают свои мысли сначала на бумаге (среди них – Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг);
  • Процесс написания текста требует фокусировки внимания, и хотя это нелегко в современных условиях постоянной многозадачности и разнообразных отвлечений, тренирует концентрацию на том, что делаешь;
  • Записывание текста от руки помогает бороться со стрессом (живые доказательства – люди, ведущие дневник). Кроме того, плохие мысли и новости, записанные на бумаге, воспринимаются менее остро;
  • Написание от руки успокаивает (особенно тех людей, которые любят рисовать символы и закорючки во время личного разговора или болтовни по телефону);
  • Манипуляции с ручкой, аккуратное письмо задействует зоны мозга, отвечающие за мышление, речь, память, поэтому регулярные занятия каллиграфией стимулируют развитие этих зон, а заодно и соседних с ними (в организме человека все взаимосвязано). Неудивительно, что занятия каллиграфией проводятся для людей в зрелом возрасте, ради предотвращения деменции и нарушений памяти;
  • Педантичным людям красиво написанные буквы доставляют эстетическое удовольствие и повышают самооценку.

Таким образом, занятия письмом кругом полезны – и взрослым, и детям. В случае с детьми есть еще прикладной аспект: в школе до сих пор высоко ценится умение писать аккуратно, поэтому тренировка этого навыка (графической аккуратности) точно окупится отличными оценками.

К сожалению, в школах навыкам письма уделяется очень немного времени и внимания. В результате дети учатся писать, но делают это нехотя, из-под палки и «как курица лапой».