Как вести себя родителям в период кризиса у ребенка 7 лет

Кризисы бывают в любом возрасте. Большинство их приходится на детские годы и отрочество. Психологи делят жизнь ребенка на несколько ступеней развития. Переходы между ними – это возрастные кризисы детства. Они предполагают революционный рывок в развитии человека. Поведение ребенка в это время отличается от привычного. Часто он становится неуправляемым. Задача родителей – помочь своему ребенку, успешно преодолеть непростой период.

Что такое кризис и почему он возникает?

Кризис возникает, когда по-старому уже «не хочу», а по-другому еще «не умею». Это происходит в те периоды, когда человек приобрел новую способность, открыл для себя что-то новое, в нем произошли психологические изменения — то есть он изменился и уже не может жить по-старому.

Но и как жить по-другому, он еще не знает, не научился, то есть не интегрировал новые качества в свою жизнь. Это очень сложный период, как для самого человека, так и для его близких. Идет перестройка взаимо­отношений с учетом новых возможностей.

Нужно время, принятие, поддержка, собственная перестройка и много терпения со стороны близких, чтобы человек не застрял и вышел из кризиса на новый уровень. И не важно, сколько ему лет – три года или 40.

Понятие возрастного кризиса

Кризис возрастного развития – это особое непродолжительное состояние, характеризующееся психологическими изменениями, и возникающее в определенные моменты возрастного развития личности. Чаще всего кризисы возникают при изменении привычных ситуаций и явлений.

Человеку необходимо время, чтобы перейти на новый уровень своего психологического развития и привыкнуть к своей новой роли в обществе.

Протекание кризисов индивидуально и зависит от особенностей психики человека. При этом могут измениться взгляды и суждения как по отношению к себе самому, так и ко многим процессам и явлениям в обществе.

Данный переходный этап может сопровождаться малоприятными проявлениями:

  • Депрессивными состояниями.
  • Ярко-выраженным недовольством собой.
  • Различными проблемами внутреннего и внешнего характера.
  • Изменением поведения и привычек человека.

Форма проявления, острота и длительность кризисного состояния индивидуальна для каждого человека. Данные переходные этапы необходимы человеку для формирования более реалистичного взгляда на жизнь и себя самого. Они помогают выстроить устойчивые взаимоотношения с окружающим миром.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Читайте также:  Нормы развития и отклонения у ребенка до одного года

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Что делать родителям в кризисный период?

Для родителей «кризисных» детей, которые уже перешагнули грань адекватного поведения, есть только одна рекомендация: скорее обращаться к психологу, пока временные негативные явления не стали чертой характера чада. Важно помнить, что поведение ребенка как зеркало отражает последствия воспитания его родителями. Поэтому поход к психологу не означает «спихнуть» ребенка на «воспитывающего» специалиста. Перевоспитаться прежде всего должны родители, и тогда вести самого ребенка к психологу может быть необязательно.

Если сразу же не убирать психологические проблемы ребенка, они обязательно появятся в зрелом возрасте. Например, в виде различных страхов, фобий, панических атак, неуверенности в себе и прочее. Тогда на помощь придет психолог.

Для тех родителей, которые только столкнулись с первыми проявлениями кризиса или ожидают его всплеска в ближайшее время, есть несколько универсальных советов по воспитанию младшего школьника, которые помогут справиться с серьезными проблемами в будущем.

Первое правило психологии общения с ребенком 7 лет — объяснять. В малыше просыпается познавательский интерес, и безопаснее всего удовлетворять его родителям. Ему становятся интересны причины явлений окружающей природы, социальных феноменов и прочего. Для родителей это шанс заново начать познавать мир, а для ребенка — впервые открыть его. Это правило работает и в воспитательных целях: если родители хотят оградить чадо от чего-либо через запрет, то необходимо объяснить последствия нежелательных действий. Во-первых, это сработает эффективнее, т. к. интерес к «методу научного тыка» будет заранее удовлетворен. Во-вторых, при помощи аргументированного объяснения можно с большой вероятностью избежать конфронтации и слепого упрямства.

Следующая рекомендация — слушать. Это поможет сформировать нормальную самооценку и в будущем избежать боязни публичных выступлений. Даже если вы знаете, что рассказ приукрашен фантастическими подробностями, внимательное выслушивание позволит понять внутренний мир ребенка, обсудить и уточнить спорные моменты. Дети в 7 лет уже способны к достаточно аргументированной дискуссии, им нравится, когда их позицию выслушивают и прислушиваются к ней.

Еще одна полезная привычка — советоваться. Малышу важно, чтобы его мнение учитывали. Поэтому в 7 лет, выбирая одежду или игрушку, необходимо советоваться, совместно искать компромисс и обсуждать его решения. В кризис 7 лет чаду важно считать себя полноправным членом общества, быть наравне со взрослым. Подобное «равное» общение поможет сформировать навыки рассуждения, дискуссии и ответственности.

В рекомендации родителям от психолога на период кризиса 7 лет входит также предоставление личного времени. Младший школьник должен учиться распоряжаться свободными часами на свое усмотрение — это повышает его личную ответственность и формирует навыки тайм-менеджмента. Предварительно следует объяснить, какие дела необходимо выполнить и какая ответственность ожидает в случае уклонения от обязанностей. Подобное демократическое воспитание действует гораздо эффективнее прямых директив и авторитаризма, т. к. в случае предоставления свободы малыш сам принимает ответственность за свою жизнь, а не ждет указания от старших.

Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Наконец, самыми важными пунктами являются полное исключение насилия в воспитании и отказ от позиции, в которой ребенок воспринимается как собственность взрослого. Нужно понимать, что в 7 лет важно обрести навыки самостоятельности и взрослой жизни, а с физическими наказаниями и жесткими указками чадо превращается в игрушку родителей, порой озлобленную и неблагодарную. Эти воспитательные методы неприменимы, каким бы раздражающим не его было поведение. В случае, когда у малыша проявляются жестокость и деструктивность, лучше всей семьей обратиться к психологу, чем усугублять положение подобными методами «воспитания».

Особенности поведения детей

Все переходные этапы развития ребенка характеризуются сменой поведения. Временной промежуток краткий, но бурный. Любимое чадо перестает реагировать на привычные методы наказания или поощрения, становится непослушным, неуправляемым. Чем старше ребенок, тем труднее находить с ним общий язык, и больше терпения нужно родителям.

Кризис новорожденности

Рождение малыша является началом первого детского кризиса. Два месяца ребенок привыкает к новой среде обитания вне организма мамы. Он учится самостоятельно дышать, питаться, двигаться, налаживает первые контакты с родителями. Кроха начинает улыбаться, плакать, реагировать на родителей. Длится данный период с начала потери веса и до его полного восстановления.

Особенности поведения детей

Кризис младенчества

После первого кризисного этапа начинается период младенчества. Малыш изучает окружающий мир, постепенно учится сидеть, самостоятельно топает по дорожкам, пробует на вкус все найденные предметы. Идет интеллектуальное развитие младенца.

Закладываются основы важных личностных составляющих, таких как самооценка, уверенность в себе, самоуважение.

Появление первых запретов воспринимается им с недовольством. Ребенок начинает кидать игрушки, затевать истерику, пробует манипулировать взрослыми. При появлении первых признаков самостоятельности он переступает порог младенчества. Переходный этап, называемый кризисом первого года жизни, длится от 9 месяцев до 1,5 лет.

Раннего детства

Особенности поведения детей

От 1 до 3 лет длится период раннего детства. Малыш учится говорить предложениями, выражая свои мысли, решать простейшие задачи на основании имеющихся знаний и умений. Оканчивается данный период в трехлетнем возрасте кризисом раннего детства. В прошлом веке его называли «Я сам».

Кризис двух лет

Современные дети развиваются намного быстрее своих сверстников тех лет. Сегодня переломный момент «Я сам» соответствует более раннему возрасту. Уже в 2 года дети стараются делать все самостоятельно. Любое предложение помощи встречается отрицанием, гневом. Малыш становится капризным, часто устраивает истерики. Данный этап нередко плавно переходит в следующий переломный этап.

Кризис трех лет

Трехлетка ощущает себя взрослым и считает, что если родители пытаются помочь, значит, не доверяют ему. Маленький человечек проявляет признаки своеволия, упрямства, деспотизма. У малыша может развиться негативное отношение к взрослым людям. Этот период закладывает основы будущей личности. От поведения родителей зависит, вырастет ли их ребенок уверенным в себе, волевым человеком или будет слабохарактерным существом с кучей комплексов.

Семилетний кризис

Особенности поведения детей

Осознание того, что он станет школьником, накладывает свой отпечаток на психику ребенка и становится началом кризиса в 7 лет. Появляется логичность в поступках и словах. Длится он несколько месяцев, до вливания в школьный коллектив. В это время нередки смены настроения, капризы. Будущий школьник демонстрирует свою взрослость, индивидуальность, независимость.

Большое влияние на поведение ребенка оказывают и физиологические изменения в организме, происходящие в этом возрасте.

Приобретая новый социальный статус, он сталкивается с множеством перемен. Иной распорядок дня, новые обязанности и требования вносят свои коррективы в поведение школьника.

Подростковый

Если ранее послушный ребенок проявляет грубость и цинизм, не делится секретами, дерзит, значит, наступил кризис подросткового возраста. Он стремится сам решать вопросы, высказывать свое мнение, совершать поступки по собственному желанию. Подросток начинает уделять чрезмерное внимание своей внешности. Отмечается эмоциональная неустойчивость, вызванная гормональными перестройками детского организма.

Юношеский

Особенности поведения детей

Течение кризисного периода юношеского возраста имеет мягкий характер. Это время окончания школы и вступления во взрослую жизнь. Психологи характеризуют его, как этап становления личности человека. Находясь на пороге совершеннолетия, молодые люди размышляют о жизни, пытаясь найти свой путь. Ответственность за выбор вызывает тревожность, страх.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

Читайте также:  Как приучить ребенка к порядку и чистоте

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Нельзя предсказать заранее, сколько точно продлится кризис. Обычно он занимает месяц-полтора, но иногда затягивается на год, особенно если на него наложились другие стрессы. Это может быть переезд, выход в садик, появление младшего братика или сестренки, развод родителей, уход кого-то из близких. Некоторые дети вновь становятся послушными буквально в один день, поведение других меняется постепенно. Если к 4 годам ребенок не вышел из кризиса, стоит проконсультироваться с детским психологом. Но необходимо помнить, что отношение родителей во многом определяет сроки кризиса. Поддерживайте малыша, демонстрируйте свою любовь и понимание, и тяжелый период гарантированно сократится.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам

Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности. Отвлекайте малыша

Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное. Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий

Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности. Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности. Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке. Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.