Как реализовать принцип всестороннего развития у ребенка

На разных этапах развития ребенок познает мир по-своему. Чтобы из беспомощного малыша превратиться в полноправного члена социума, ребенку нужно покатать по полу не одну машинку, накормить куклу не одним блюдом и научиться множеству других игр. Об особенностях игры детей разных возрастов рассказывает Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» и «Эмоциональный интеллект ребенка» и . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций», книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день», серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка». Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?». С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых».

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Как раскрыть талант ребенка самостоятельно

Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях. 1. Наблюдайте и поощряйте Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет. 2. «Позволяйте детям обжигать пальцы» В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации. 3. Оставьте свои амбиции Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Что делать родителям «не гениев»

Методик, развивающих ментальные способности, создано немало. Но придумавшие их педагоги редко озадачиваются необходимостью не просто наполнять ребенка знаниями, но и умением применять их в реальной жизни. Мамам и папам, заботящимся о будущем своего чада, стоит ✍️ внимательнее присмотреться к 10 способам развития у ребенка одновременно умственного потенциала и полезных жизненных навыков.

1. Воспитание самодисциплины и умения решать проблемы.

При обучении ошибки неизбежны. Родителям стоит объяснить малышу смысл поговорки «на ошибках учатся». Всегда можно оценить последствия неразумных действий, а если они все-таки случились, не поддаваться импульсивному желанию все бросить. Преодолевая под руководством любящего родителя сложные обстоятельства и неудачи, ребенок учится быть целеустремленным.

2. Ошибки – это неотъемлемая часть обучения.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Поступать неправильно или делать неверные выводы не стыдно, особенно когда учишься чему-то новому. Ребенку надо дать понять, что смущаться при каждой неудаче естественно, но совсем не страшно (если ошибки не граничат с нарушением безопасности для жизни). Важно проговорить с маленьким исследователем варианты исправления ошибочных действий или слов.

Читайте также:  Первые шаги ребенка: что надо знать родителям

3. Оптимизм – лучший учитель.

Когда у малыша что-то не получается, и он начинает ругать себя, взрослые мягко должны направить его негативные эмоции к позитивным мыслям. Оптимистичный настрой решает практически любые проблемы, об этом следует напомнить ребенку.

4. Страхи – путь к неуверенности.

Мамам и папам придется научить свое чадо бороться со страхами. Они возникают по любому поводу и серьезно портят жизнь ребенку. Одним страшно оставаться в темной комнате, другим – поддерживать беседу с новыми знакомыми, третьи предпочитают бездействовать, чем вновь совершить ошибку. Хорошо, если взрослые будут рядом и поддержат малыша, если он испугается в очередной раз, – похвалой, объятием.

5. Обучение новому не всегда комфортно.

Важно, чтобы в умственном развитии ребенка присутствовала доля дискомфорта. Преодоление сложных ситуаций укрепит волю, научит быть ответственным, дисциплинированным, а эти качества, в свою очередь, помогут на пути к успеху во взрослой жизни.

6. Поддержка обучения моральными ценностями.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Честность, сострадание к ближнему, добро, дружба, трудолюбие, порядочность, уважение к старшим – общечеловеческие ценности, без которых не может существовать интеллектуально развитая личность. Родителям стоит преподнести несколько уроков жизни ребенку, чтобы научить его следовать моральным принципам. Лучше, если примером добродетели будут сами взрослые.

7. Благодарность в приоритете.

Вместо того, чтобы жалеть себя при неудачах, малышу стоит научиться быть благодарным за то, что он имеет. Это повысит настроение, поможет активнее преодолевать трудности. Умение благодарить, видеть позитив в окружающем – качества сильного и умного человека.

8. Формирование чувства ответственности за себя и свои поступки.

Интеллектуальное развитие предполагает и разъяснение ребенку необходимости быть ответственным за то, что он совершает. Взрослым не следует поддерживать малыша, когда он пытается обвинить окружающих в своих неудачах, ищет отговорки, вместо того, чтобы решать проблему. Смышленый ребенок не станет искать причины своего плохого поведения в других, он постарается исправить себя.

Читайте также:  Сказки о приёмных детях для дошкольников

9. Умение справляться с эмоциональными всплесками.

Если родители будут слишком явно подбадривать ребенка в минуты грусти или успокаивать, когда он переполнен злобой, малыш не научится регулировать собственное эмоциональное состояние. Лучше, если он поймет, какое чувство завладело им в настоящий момент и попытается справиться с ним – так появится умение самостоятельно решать проблемы.

10. Взрослые – образец для ребенка.

Что делать родителям «не гениев»

✏️ Воспитывать интеллект и характер малыша лучше всего на своем примере. Умные родители будут откровенны, рассказывая о своих целях и способах их достижения, о том, как они совершенствовали себя, учились быть сильными, ответственными, успешными.

В развитии умственных навыков не следует забывать об эмоциональной и моральной стороне вопроса, о развитии и совершенствовании личностных качеств ребенка. Тогда интеллектуальное преображение будет пребывать в гармонии с лучшими чертами характера.

Оставить комментарий