Как развивать ребенка в 10 месяцев: как играть, какие игрушки покупать

Здравствуйте! Итак, вашему маленькому любопытному малышу пошел десятый месяц жизни. Несколько важных этапов уже преодолено: он уже ползает, сидит, говорит первые слова, пробует вставать и уже уверенно стоит у опоры. Совсем скоро ребенок сделает первые самостоятельные шаги. Пора уже задуматься и о первой обуви, в которой можно ходить на улице с мамой за ручку.

Что должен уметь ребенок в месяцев: физическое развитие

Казалось бы, что совсем недавно новорожденного кроху забрали из роддома. И как-то незаметно пролетело время — и уже 10 месяцев ребенку. Для малыша этого возраста характерны такие физиологические показатели:

  • Вес — около 7–9 кг. При этом девочки, как правило, весят меньше, чем мальчики. И не пугайтесь, если вес вашего карапуза немного выше или ниже нормы.
  • Рост — от 68 до 78 см. Небольшие отклонения вполне допустимы. Все зависит от наследственности и особенностей развития малыша.

Первые недели малыш преимущественно кушал и спал. Но после 10 месяцев мальчику или девочке уже есть чем удивить родителей. Давайте разберемся, что умеет ребенок в 10 месяцев. В этом поможет статья моего коллеги для WebMD.В первую очередь необходимо обратить внимание на физиологические навыки ребенка в 10 месяцев. В таком возрасте малыш способен:

  • Самостоятельно сидеть. В 10 месяцев костная система и мышцы спины ребенка уже достаточно окрепли, чтобы он имел возможность сидеть без опоры и поддержки. Также малышу несложно менять лежачее положение на сидячее.
  • Уверенно стоять на ногах. С поддержкой многие малыши могут стоять уже в 5–7 месяцев. В 10 месяцев девочке или мальчику уже положено самостоятельно принимать положение стоя, держась руками за стул или кровать. Очень хорошо, если кроха еще умеет приседать и передвигаться.
  • Передвигаться ползком. Ползание — важный этап в развитии двигательной активности малыша. Но не беспокойтесь, если ваш малыш пропустил стадию ползания и сразу перешел к ходьбе. Такое бывает.

Ребенок ползает: Pixabay

  • Подражать взрослым. Подражание в таком возрасте обеспечивает обучение. Кроха смотрит на родителей и учится, повторяя их действия, речь.
  • Играть. Игрушки интересуют малыша с рождения. А вот 10-месячный кроха уже способен совершать с предметами различные манипуляции: разглядывать, вертеть, перемещать с места на место.

Какие симптомы должны насторожить родителей, если малышу 10 месяцев? Об этом говорится в научной статье, описывающей клинический случай задержки развития. Согласно материалам статьи, о глобальном нарушении развития 10-месячного ребенка свидетельствуют такие признаки:

  • неспособность сидеть без поддержки;
  • отсутствие хватательного рефлекса;
  • гипотония туловища;
  • гипертонус конечностей;
  • выпячивание языка;
  • отсутствие реакции на человеческую речь;
  • экзотропия (расходящееся косоглазие);
  • уменьшение размеров черепа (микроцефалия).

Конечно, такие симптомы, как правило, не остаются незамеченными. Их выявляют в раннем возрасте, поэтому если до 10 месяцев ваш малыш наблюдался у педиатра и был совершенно здоров, то скорей всего его развитие проходит нормально. В любом случае описанные симптомы требуют подтверждения у доктора. Обратитесь за консультацией в медицинское учреждение.

Читайте также:  Нужно ли помогать взрослым детям: советы по психологии

Показатели развития ребенка к концу 10-го месяца

Познавательное развитие

1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и «разученные» действия: например, разъединяет целый предмет на части (анализ в действии); с помощью взрослого выполняет противоположные операции (синтез в действии). Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широким отверстием; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.

2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 10 мин. Устойчивость действий возрастает в 2—2.5 раза. «Разученные» действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать всю посуду, попадающую ему в руки.

3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное – накладывание ладони на предмет сверху; скользящее – приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

Социальное развитие

1. Радуется приходу близкого человека.

2. По-разному реагирует на похвалу или порицание с его стороны: недоволен, при слове «нельзя»; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает мимике взрослого.

2. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).

3. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.

4. Способен действовать рядом с другим ребенком.

Речевое развитие

1. Понимание речи

При просьбе «дай» малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки – три или две из трех. Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): «Достань из бидончика катушечку», «Положи в коробочку ленточку» и т.п. Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

2. Активная речь

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Ребенок вслушивается, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить. Повторяет.

Моторное развитие

Развитие общих движений

1. Входит на невысокую поверхность (мостик) или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Держась двумя руками за перила с одной стороны, поднимается боком, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался или по скату.

2. Идет вперед с поддержкой за обе руки. Шагает за взрослым, опираясь на его руки.

3. Выполняет «разученные» игровые действия по слову взрослого «До свидания!» (машет ручкой); «Ку-ку» (прячется под платочком); «Ладушки» (играет ручками в соответствии с текстом потешки) и т.п.

Навыки и умения

1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; (взрослый держит чашку).

Читайте также:  Новорожденный - первый месяц малыша

2) Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Занятия с ребенком месяцев

Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Режим дня ребенка в месяцев

Сколько спит ребенок в 10 месяцев днем? В среднем это примерно два дневных сна по 2 – 2,5 часа. Но это индивидуально, зависит от активности и темперамента ребенка. Ночной сон 10 – 11 часов. Что тоже может не соответствовать вашей действительности.

Ребенок 10 месяцев не спит ночью? Ваш ребенок 10 месяцев часто просыпается? Ребенок 10 месяцев просыпается и плачет? В статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть» вы можете найти свою причину такого проблемного сна.

Режим дня ребенка в месяцев

Вы можете ввести в свой распорядок дня массаж ребенку 10 месяцев. О том как его делать и о его пользе можете почитать в статье «Какой массаж можно делать ребенку».

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

Десятый месяц жизни ребенка: игрушки и игры

У ребенка могут появиться любимые игрушки или куклы, которыми он охотно играет, укладывает спать, кормит. Игры теперь более осмысленны. Мягкие игрушки в виде зверей и птиц не просто показывайте ребенку, рассказывайте, где они живут, какие звуки издают. Малышу нравится катать мячики и машинки, извлекать звуки из музыкальных инструментов.

Играйте с ребенком вместе в пальчиковые игры и потешки. Под незатейливые стишки он легко запомнит действия, и вскоре сам будет повторять их. Так запоминаются значения слов, обозначающих действия, предметы.

Особый интерес у малыша вызывают взрослые вещи, например, посуда. Многие дети любят играть различными мисками, кастрюлями, формами для выпечки. Это тоже форма познания окружающего мира. Дайте ему формы разных диаметров, и он будет вкладывать одну в другую. Так формируется понятие о «больше — меньше».

Дети на десятом месяце жизни с удовольствием рассматривают большие яркие картинки в книжках. Почитайте малышу сказку, где картинки изображают действие. Вообще совместные чтения книг с раннего возраста очень развивают речевой запас ребенка. Впоследствии он будет говорить больше слов и фраз, а также легче запоминать различные небольшие произведения. Только не оставляйте книги в руках малыша, если только они не предназначены для него, сделаны из прочного картона. Маленький разрушитель может легко разорвать тонкие листы красивой яркой книги. Кстати о том, рекомендую вам скачать бесплатную книгу «Как выбрать игрушку по возрасту?». Она поможет вам сделать правильный выбор в магазине игрушек, а не захламлять детскую теми играми и игрушками, которые ребенку будут просто не интересны в силу специфических возрастных особенностей.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.