Как привлечь ребенка к занятиям физкультурой?

То, что нужно развивать мелкую моторику у детей знают практически все родители. Но не все понимают, зачем, насколько это важно и как это делать. Рассмотрим все важнейшие аспекты в развитии сенсомоторики.

Как проводить артикуляционную гимнастику

  1. Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
  2. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
  3. Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
  4. За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
  5. Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
  6. Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
  7. Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
  8. Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
  9. Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому. Надо отработать то, что плохо дается.
  10. Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
  11. Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, Потом губы — вперед! И так делаем раз шесть. Все! Хвалю! Начало есть!
  2. Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. В гости к нам пришел слоненок, Удивительный ребенок. На слоненка посмотри — Губки хоботком тяни.
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «и-и-и» скажи, Свой заборчик покажи.
  4. Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
  6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Какие бывают упражнения?

Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им водичку», слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
  • Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Если малышу нравится заниматься, то постепенно можно осваивать более сложные упражнения и даже подарить крохе маленькое зеркальце, чтобы он видел, как работают его губки и язычок. А к логопеду пойдете позже, когда в садик соберетесь, но вам с вашим багажом зарядки для язычка его услуги вряд ли пригодятся.

Первым этапом в развитии речи ребенка являются разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, которые сопровождаются бормотанием, агуканьем, гулением и лепетом, начиная практически с рождения крохи.

Описание развивающих упражнений для новорожденных детей

Упражнение 1. Погремушка

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Читайте также:  Имена для детей рожденных в августе 2019

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и  остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки  человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном  направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик

Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20  дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и  резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития

Задача:побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Как правильно подобрать для ребёнка комплекс физических упражнений

Главное в физических упражнениях – это их регулярность. Будучи постоянной привычкой, они приучат все системы организма слаженно работать. Желательно начинать с самого утра – утренняя зарядка способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после сна, поддержанию хорошего настроения и активности в течение дня.

Утренняя зарядка для детей может быть самой простой: несколько наклонов, поворотов, приседаний, отжиманий и бег на месте. Идеально, если дома есть спортивный уголок, или детский спортивный комплекс. Тогда утренняя зарядка и любые физические упражнения будут более интенсивными и интересными для детей. После любого комплекса физических упражнений, полезно пару минут повисеть на вытянутых руках на турнике или кольцах. Это способствует выпрямлению позвоночника.

Имея домашний турник, подвешенный в дверном проёме, можно в игровой форме завести привычку, каждый раз, входя в комнату, подтягиваться. Мальчишки, как правило, любят эту игру и с удовольствием учатся подтягиваться на турнике. В доме, где растёт мальчик, обязательно должны иметься гантели, вес которых утяжеляется постепенно, с ростом и весом ребёнка. Мальчишки ценят образцы телесной мужественности (мамы мальчиков, часто видят, как их сыновья щупают предплечья, проверяя крепость мышц). На этом интересе можно неплохо сыграть, показав ребёнку хорошие упражнения с гантелями.

Совсем маленьким деткам необходимо, прежде всего, научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Физкультурные занятия малышей и младших школьников лучше проводить в форме игры. Тогда дети с восторгом побегают с родителями наперегонки, будут изображать движения разных животных, поиграют в игры с мячом. Повзрослев, дети и сами поймут всю пользу физических упражнений, тем более, если они помогут им выделиться в ряду сверстников. Ведь каждому мальчишке важно уметь ездить на велосипеде, играть в футбол, плавать, кататься на лыжах и коньках.

Все эти занятия развивают силу, выносливость, координацию движений. Особенно это важно для скромных, неуверенных в себе мальчиков. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих физических упражнениях они не хуже других, то впоследствии станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это очень важно для здоровья не только физического, но и психического.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

Для деток постарше

Наиболее распространенные упражнения и игры
  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.

Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковые игры — эффективный способ для развития мелкой моторики

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.

Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Читайте также:  12 лучших производителей пюре для первого прикорма

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Наиболее распространенные упражнения и игры

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.

Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Ставить таймер

Издание Lifehacker советует: выделите на игру 20 минут. Это не много и не мало. И установите таймер. Только по-честному: отложите гаджеты, домашние дела и посторонние мысли. Погрузитесь в игру и проведите с ребенком эти 20 минут максимально самозабвенно (кстати, можете разделить игровой период на две части: например, 10 минут утром и 10 минут вечером), чтобы как следует напитать ребенка своим вниманием и «наиграть» его так, чтобы он был доволен. Срабатывающий по истечение 20 минут будильник обычно действует безотказно, многим детям кажется, что это какая-то магия, и раз пора заканчивать, значит, пора заканчивать.

Составляем комплекс

Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:

  • ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
  • «Кошечка» — шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
  • «Змейка» — проползание под невысоко растянутой веревкой;
  • «Баскетболист» — бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
  • «Цапля на болоте» — перешагивание через «кочки» (мячи);
  • «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
  • «Скалолаз» — преодоление лесенки до 1,5 метров (1–2 раза);
  • имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).

К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):

  • «Часовые на посту» — перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
  • «Бегущие лошадки» — бег со сменой темпа (до 20 секунд);
  • «Метатель» — бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
  • упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
  • «Лодочка» — поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
  • «Лягушонок» — прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
  • ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
  • «Стряхиваем снежинки» — движения на расслабление рук и ног.

Основные принципы проведения упражнений

Гимнастика для ребенка 6 месяцев

Гимнастика для малышей – специфическое занятие, требующее определенной подготовки и выполнения правил безопасности.

Подготовка

Подготовка к ЛФК для новорожденных предполагает в первую очередь физическую готовность малыша к тем или иным нагрузкам. Делая даже самые простые упражнения, следует внимательно наблюдать за тем, как реагирует ребенок. Если малышу сложно справляться с тем или иным упражнением, он даст это понять.

Правила безопасности

Безопасная и по-настоящему полезная гимнастика для младенцев предполагает следование следующим несложным правилам:

  1. Делать зарядку нужно за 50 минут до или через аналогичное количество времени после кормления.
  2. Любые упражнения сдедует выполнять очень осторожно и плавно.
  3. Занятия необходимо проводить системно.
  4. Увеличивать нагрузку и длительность зарядки нужно постепенно.
  5. Во время выполнения зарядки для младенцев необходимо поддерживать контакт с ребенком: улыбаться и разговаривать.