Как правильно научить ребенка читать с удовольствием: легко и быстро

Умение читать — это один из важнейших навыков для современного человека. Взрослые читают бегло, не задумываясь, какие перед ними буквы. Но для детей алфавит, слоги, а тем более слова и целые фразы — это сложная наука. Не каждый детский сад планирует программу по обучению детей таким вещам, как чтение и письмо. Тем не менее, прежде, чем идти в школу, ребенку нужно знать буквы и уметь читать хотя бы по слогам. Потому обучение малышей ложится на плечи родителей.

Когда лучше учить ребенка читать

Принцип «чем раньше, тем лучше» в данном случае не работает. Более того, придерживаясь его, вы может получить прямо противоположный результат. Не так мало детей, которые знают все буквы уже лет с 2, но так и не начинают читать даже к 5 годам. И наоборот: есть дошколята, с которыми совсем не занимались чтением лет до 5-6, но они быстро схватывают и начинают читать по слогам через 2–3 месяца обучения.

Разумеется, важно понимать, что любые крайности вредны. Заставлять малыша в 2 года сидеть за букварем, если ему это неинтересно, так же как и откладывать обучение дошкольника чтению до последнего, надеясь, что за лето перед первым классом он свободно зачитает, — не правильно. Так какой же возраст считать «идеальным» для того, чтобы начинать учиться читать? Если обобщить рекомендации современных педагогов, то это 4,5 – 6 лет.

В идеале, чтобы у ребенка не было в школе проблем с чтением, до первого класса у него должен быть около года «в запасе». Т.е. за год до школы он должен научиться читать, чтобы за это время закрепить полученный навык.

Конечно, если ваш трехлетний малыш без проблем запоминает буквы, с большим интересом рассматривает с мамой букварь, удивляет бабушек и дедушек, постоянно находя знакомые буквы и слоги на вывесках, — откладывать обучение до 4–5 лет не стоит. В остальных случаях, даже если у ребенка совсем нет интереса к чтению, к его 5 – 5,5 годам родителям уже серьёзно стоит задуматься – как организовать систематические занятия чтением. О том – как научить ребенка читать правильно, чтобы ваш ребенок захотел учиться читать и делал это успешно, разговор отдельный.

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины. Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Учимся в процессе игры

У каждого ребенка есть свои любимые игры и игрушки. Используйте их в качестве инструментов для обучения.

  • Напишите на бумаге или картоне буквы яркими фломастерами. Расставьте их в ряд и организуйте гонки машинок, просите ребенка называть букву, к которой приехала первая машина. Периодически меняйте карточки местами, чтобы малыш запоминал именно буквы, а не их расположение. Важно правильно произносить название букв, говорит «С», а не «ЭС» и так далее. Ребенок должен понять, как произносить букву, чтобы правильно читать слово.
  • Купите упаковку воздушных шариков и напишите на них буквы и слоги. Шары разбросайте по комнате и просите ребенка находить те, на которых написаны известные ему буквы. Сами называйте слоги и буквы, которые ему еще неизвестны. Обязательно хвалите малыша за правильные ответы.
  • Нарисуйте замок принцессы, а к нему мост из букв. Объясните, что спасти девушку от чудовища можно, только пройдя через мост. Для этого надо называть буквы, из которых он состоит. Девочкам понравится такая игра, они охотно помогут спасти принцессу.
  • Придумайте короткие стишки-загадки про буквы. Рассказывайте их малышу, чтобы он отвечал на вопросы. Это поможет правильно понять написание буквы и разовьет мышление. Например, «И на круг, и на колесо похожа очень буква….О»
  • Выучить буквы и правильно составлять из них слова подойдут кубики. В магазине игрушек продаются наборы кубиков с буквами, яркие цвета и интересные картинки которых обязательно заинтересуют детей. Кроме того, из кубиков можно строить башенки-слова.

Игру для ребенка стоит придумывать исходя из его особенностей и восприятия. Некоторые дети хорошо воспринимают зрительную информацию, чтобы научить такого ребенка читать, выбирайте игры с карточками, алфавитным печеньем и воздушными шарами. Яркие буквы в алфавите, большие надписи на рекламных щитах, предметы, похожие на буквы, все это привлечет внимание малыша.

Есть дети, у которых звуковое восприятие развито сильнее остальных. С такими детьми-аудиалами нужно заниматься с помощью стишков и песен. Для кинестетически ориентированных малышей во время игр используйте собственное тело, чтобы позой изобразить буквы. Им, как правило, нравится повторять форму буквы, поэтому такие дети достаточно быстро учатся писать.

 Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.Научные исследования о пользе раннего развития

    Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

    Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

    Негативные последствия раннего обучения

    К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

    • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
    • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
    • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
    • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
    • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
    • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
    • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
    • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Когда учить читать ребенка

«Я прочитал в жизни две книги – Букварь и синюю», – говорится в известной шутке. И правда, раньше все было как-то проще: консервативное советское воспитание вручало каждому малышу в возрасте шести лет эту заветную книжицу про буквы и слова.

Сегодня родитель не знает, за что и когда хвататься, ведь в соседней песочнице двухлетний Вася уже читает по слогам! «А нашему-то уже четыре, и ни Бэ, ни Мэ!».

Практика раннего развития популярна на российских просторах недавно, и серьезных исследований «последствий» пока не проводилось.

Однако, множество традиционно настроенных педагогов и неврологов уверяют, что обучение чтению детей до трех лет – от лукавого.

Дескать, малыши не понимают, о чем читают, осуществляя процесс пусть и успешно, но чисто механически. А к школьным годам и вовсе начинают испытывать проблемы с речью и социализацией.

Когда учить читать ребенка

Когда учить ребенка читать? Есть дети, которые сами проявляют интерес и уже в три или четыре года теребят маму вопросами: «А что это за буква?».

Флаг вам в руки: такую тягу к обучению нужно поощрять. А вот если интерес до пяти лет не возник, его нужно искусственно вызывать.

Обычно к пяти годам формируются главные предпосылки для успешного обучения чтению детей:

  • Малыш умеет говорить целыми, развернутыми предложениями. Тех, кто вообще еще не начал разговаривать, опасно обучать чтению по карточкам.
  • Он хорошо слышит и распознает звуки. Может сказать вам, на какой звук заканчивается произнесенное слово.
  • Он различает близкие по звучанию слова: «фен» и «тень», «рожь» и «роща».
  • Ребенок прекрасно ориентируется в пространстве. Команды «направо» и «налево», «вперед» и «назад», «вверх» и «вниз» не вызывают у него затруднения.
  • Он не посещает логопеда и не имеет никаких проблем с произношением звуков.

Три самых популярных методики обучению чтению

Кубики Зайцева, метод Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, кубики Чаплыгина – это далеко не полный перечень обучающих чтению методик. Все они имеют, как положительные отзывы, так и отрицательные черты. Сложность в том, что все они требуют времени и ресурсов или поиск грамотного специалиста.

Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Кубики Зайцева

Набор состоит из 52 кубиков со складами, из которых можно составить любые слова. Они также наполнены разным наполнителем, в зависимости от того, звонкий, глухой, мягкий или твердый склад. В комплекте идут и обучающие таблицы. Начинать использовать кубики можно чуть ли не с рождения. Сначала малыш будет использовать их, как погремушки, потом складывать свои первые слова.

Плюсы: ребенок быстро учится беглому чтению в игровой форме, грамотному письму, обучать можно в любом возрасте и в 2, и в 6 лет.

Минусы: пособия довольно дорого стоят, а вот трудности у ребенка будут уже в первом классе, когда надо будет учить сначала буквы, потом слог, потом слово и делать фонематический разбор слова. Логопеды же сетуют на то, что дети проглатывают окончание слов.

Подробнее о кубиках Зайцева – в статье “Как выглядят кубики Зайцева”

Методика Глена Домана

Обучение по методике Домана можно начинать с 6 месяцев. Для этого надо будет показывать малышу карточки со словами и произносить то, что на них написано. Постепенно карточки надо будет добавлять, а после изучения слов переходить к словосочетаниям и целым предложениям.

Плюсы: ребенок обучается чтению в процессе игры, развивает свою память.

Минусы: придется изготовить огромное количество карточек и следить за последовательностью занятий. Дети не всегда понимают связь между теми словами, что они заучили и теми, что они слышат в устной речи.

В статье “Карточки Домана” вы найдете подробную информацию, как начать заниматься по методике Глена Домана.

Методика Марии Монтессори

Самое главное правило для Монтессори подхода – ребенок должен быть готов и проявлять интерес к чтению и письму. Тогда ему предлагаются дидактический материал: шершавые буквы, вкладыши, поднос с манкой для рисования букв и т.д. Причем сначала дети овладевают письмом, а потом уже чтением.

Плюсы: метод Монтессори – эффективный и самодостаточный, дети быстро и с удовольствием начинают читать.

Минусы: сложно повторить в домашних условиях, так как требует специальных пособий и грамотного Монтессори-педагога.

Чтобы понять, как происходит обучение чтению по Монтессори в классе, вы можете из статьи Монтессори-педагога “Учимся читать по Монтессори”.

Признаки готовности ребенка к чтению

Как научить ребенка читать самостоятельно в домашних условиях? Сложно это или легко – научить ребенка чтению? Если следовать советам психологов и опытных педагогов, научить читать можно без лишнего труда и нервов. И тогда сам процесс превратится в увлекательное занятие. Зато потом, когда малыш освоит чтение, стоит поощрять его желание почитать: покупкой новых красивых интересных книг, семейными беседами о любимых литературных героях, домашними викторинами и играми с подарками и призами для знатоков. Можно придумать различные формы поддержания интереса к чтению, и родители убедятся, что читающий ученик намного успешнее одноклассников, которые читать не любят.   

Все дети развиваются по-разному. Кто-то не отдает пустышку до трех лет, а кому-то в три-четыре года подавай книжки. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к своим чадам, чтобы понять, пришло ли время учиться чтению:

Признаки готовности ребенка к чтению
  1. В речи не короткие слова, а предложения;
  2. Нет затруднения с пониманием слов, которые есть в лексиконе;
  3. Различает звуки;
  4. Не требуются услуги логопеда;
  5. Знает направления: вправо-влево, вниз-вверх.

Данными навыками дети овладевают в детском саду, воспитатели большое внимание уделяют всестороннему развитию воспитанников. Если же сын или дочка не посещает дошкольное учреждение, родителям нужно научить таким вещам своих наследников самостоятельно.

Как научить читать — делаем первый шаг к пониманию своего малыша

Можно пытаться применять разные методики и даже водить по разным центрам развития ребенка. Но самое главное в развитии любого малыша — это эмоциональный контакт с мамой. Если мама читает сама, увлечена этим, то она сумеет вовлечь и увлечь чтением своего ребенка. Тогда он быстро научится читать.

Правильно подобранный подход к ребенку во время обучения чтению станет залогом успеха, поможет стать ему настоящим ценителем художественной литературы, значение которой в развитии и воспитании ребенка остается важным во все времена.

Когда вы понимаете, что стоит за словами, действиями, капризами ребенка, научить его читать очень легко. Вы легко поддерживаете ребенка на уровне его бессознательных желаний и действуете, исходя из его природных задатков. Уважаете его интересы и желания.

Понять, как правильно научить ребенка читать, не сложно, гораздо сложнее занимать этим регулярно и соблюдать ту самую волшебную атмосферу. Как лучше понять своего малыша, как легко вовлечь его в мир сказок и чтения, можно узнать на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Советы

Если вы задаетесь вопросом, как научить читать в 6 лет, то вам помогут следующие правила:

  • занятия должны проводиться в игровой форме, без давления;
  • начинаю урок, убедитесь, что ребенок в хорошем настроении, он не голоден;
  • в процессе обучения сменяйте умственные нагрузки другими, можно какое-то время заниматься, а затем поменять род деятельности, например, сделать зарядку, порисовать, поиграть мячом;
  • первые уроки должны быть совсем короткими, не больше пяти минут, со временем можно будет увеличивать нагрузки, но делать это нужно постепенно;
  • используйте яркие пособия, которые смогут привлечь внимание малыша к обучению;
  • пусть в процессе формирования нового навыка, участвует не меньше трех чувств: зрение, слух, тактильное ощущение;
  • буквы и слова, которые вы изучили можно вешать на специальный ватман, который предварительно необходимо разместить в комнате ребенка, таким образом, малыш сможет наблюдать за своими достижениями;
  • никогда не применяйте шантаж, угрозы и уж тем более физическое насилие, так вы не только отобьете все желание учиться читать, но и травмирует психику ребенка;
  • начинаю обучать малыша, нужно его знакомить со звуками, а не с буквами, гораздо проще запомнить то, как звучит буква в каком-то слове, чем то, как она называется;
  • детям проще дается учить слога, а не отдельные буквы.
  • информация должна быть дозированной, поступать к ребенку частями;
  • не забывайте о необходимости закрепления изученного материала;
  • помните, что ребенка необходимо хвалить даже за самые маленькие достижения, вы видите, как он старается, хвалите уже за это.
  • если у малыша имеются дефекты в речи, он неправильно произносит отдельные буквы, то рекомендуется показать его дефектологу или логопеду, особенно, если школа уже не за горами.
Советы

Мой сын не мог выговаривать букву «р» и были проблемы с произношением шипящих звуков. Мы пошли на консультацию к логопеду, где мне объяснили, как с ним заниматься, какие делать упражнения. Мы добросовестно выполняли все задания и ко времени первой встречи со школой, у малыша не было проблем с речью.

Обучать ребенка чтению может быть легко, а может и сложно. Будьте готовы к тому, что придется запастись терпением. Не нужно давить на ребенка, требуя от него моментальных успехов. Вы должны понимать, что обучение под давлением может отбить охоту, а также повлияет на психическое здоровье малыша. Желаю вам выбрать самую подходящую методику, также можно их и комбинировать. Пусть ваш процесс обучения будет приятным и уже в ближайшем будущем ваш ребенок научиться читать.

Вывод

Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать — решать родителям.

Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».

Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей — этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.

Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.

Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.