Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться в школе

Каждому учителю хочется, чтобы ученики учились с интересом. В этом заинтересованы также родители школьников. Но иногда учителя и родители вынуждены констатировать, что подросток не хочет учиться, способности есть, а желания нет.

Почему у ребенка пропадает интерес к учебе?

Мало привить ребенку интерес к учебе, нужно ещё и понять, почему малыш перестал увлекаться новыми знаниями. Прежде всего, психологи и педагоги советуют узнать причины отказа. Они могут быть разными, например:

  • большая нагрузка, с которой ребенок не справляется;
  • отсутствие мотивации и понимания;
  • неготовность к обучению.
  • проблемы в школе со сверстниками, одноклассниками, классным руководителем и тому подобное.

В любом случае, несмотря на причину отказа, родители обязаны помочь ребенку, выслушать его и поддержать. Если спрашивать малыша, хочет ли он в школу, он утвердительно кивает головой, но это не значит, что действительно хочет учиться. Школа для детей – это новый жизненный опыт, они не только могут узнавать об интересных и захватывающих вещах, но и научиться дисциплине, общения со сверстниками и взрослыми. Если малыша не мотивировать, то он может испугаться трудностей, которые его ожидают.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Читайте также:  Бесплодие по Wi-Fi? Как беспроводная связь убивает тебя

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.

Мотивация средних и старших школьников

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.

Уровни учебной мотивации

уровнем школьной мотивации называют такую учебную активность, при которой у подростков есть стремление успешно выполнить все требования учителей. Подростки добросовестны, сильно переживают при получении неудовлетворительные отметки.

Читайте также:  Основные критерии здоровья детей дошкольного возраста.

мотивация обучения подростков побуждает их успешно справляться с учебой.

отношение подростка к школе, но привлекает внеурочная деятельность. Такие дети комфортно чувствуют себя в школе. Им нравиться общаться со сверстниками, участвовать в общественной жизни школы, выполнять поручения учителей, но познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, а учеба их не привлекает.

мотивация детей младшего школьного возраста к обучению проявляется в их нежелании посещать школу, часто пропускают занятия и испытывают определенные затруднения в учебе.

5. Негативное отношение подростка к школе проявляется полным нежеланием посещать школьные занятия. Они испытывают большие трудности в обучении, испытывают дискомфорт в общении с учителями и одноклассниками, школу воспринимают как враждебную среду. Такие подростки проявляют агрессию, отказываются выполнять задания и следовать школьным правилам.

Нередко родители задаются вопросом: «почему подросток не хочет учиться»? Это может быть результатом гормонального взрыва, конфликта с учителем или одноклассниками, индивидуальных способностей. Некоторые подростки не понимают цель учения. Основная задача педагога и родителей определить причину низкой мотивации и развивать ее.

Учебная деятельность подростка побуждается, как правило, не одним мотивом, а несколькими, которые переплетаются и находятся в определенном взаимодействии между собой. Искусство воспитания заключается в правильном сочетании педагогом мотивов.

Что влияет на мотивацию ребенка к учебе?

Интерес. Дайте понять, что на каждом школьном занятии ему расскажут нужную и полезную информацию.

Восприятие. Кто-то лучше воспринимает информацию через зрение, кто-то — на слух. Мы все разные. Поэтому родителям стоит понаблюдать за ребенком. Возможно, совместные занятия принесут большие плоды.

Эмоции. Один из типов мотивации — эмоциональная. Эта часть психики ребенка еще недостаточно устойчива. В этом случае задачей родителей будет поддержать малыша в стремлении к получению новых знаний.

Какие ошибки можно совершить, пытаясь заставить ребенка учиться хорошо?

  1. Если ребенку говорить, что из него не выйдет ничего путного, этим самым можно его запрограммировать на неудачи не только в школе, но и на всю жизнь. Это снижает его самооценку. Делает его зажатым и замкнутым.
  2. Запугивание. С этим еще сложнее. Находясь в стрессе, ребенок не сможет ни нормально воспринимать информацию, ни грамотно ее анализировать.
  3. Подарки за оценки. Метод таит в себе массу недостатков. Во-первых, привычка получать подарки разовьется очень быстро. В итоге ребенок будет стараться только в том случае, если вы пообещаете выполнить то или иное его желание. Во-вторых, в этом случае ребенок настраивается не на учебу, то есть получение новых знаний, а именно на получение подарков.
  4. Постоянный успех. В этом случае возникает риск, что ребенок будет делать все для того, чтобы получить статус в обществе и его одобрение, забыв об эмоциональной стороне вопроса.
  5. Множество дополнительных секций и кружков. Дети достаточно быстро устают, когда им требуется постоянно держать свое внимание в тонусе и постоянно получать новую информацию. Не планируйте график ребенка максимально плотно. У него просто не будет времени отдохнуть.
Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Чтобы малыш хорошо учился в школе, попробуйте прорабатывать школьные знания в виде игры. Рифмуйте школьные правила, превращая их в веселые стихи. Повторяйте упражнения в игровой форме, вызывайте соревновательный дух.

Поддерживайте увлечения ребенка. Не навязывайте то, что любите вы. Пусть малыш сам определится с тем, что интересно ему наиболее всего.

Если награды, то — маленькие. Не завышайте планку в вознаграждениях и делайте подарки слишком часто.

Интересуйтесь знаниями ребенка, а не его оценками. После дня в школе, поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал за сегодня. Обсудите, как он может применить полученные знания на практике. Оценка — вещь субъективная, поэтому старайтесь не делать упор на пятерках.

4060

4060

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Вообще ничего не хочу

Большинство детей, которых приводят к психологам с этой проблемой, страдают от одного и того же. Их родители — люди, неуверенные в себе или несостоявшиеся. Они живут не той жизнью, о которой мечтали, и переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу "Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!". Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. И потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка — самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же родители начинают ломать потомка "через колено" и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, — это верный путь к психозам и депрессиям.