Как помочь ребенку справиться со страхом

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Как проявляется страх смерти у ребенка

Беспечные малыши к четырем–пяти годам вдруг начинают задумываться над вопросами мироздания. К ним приходит понимание, что они не будут жить вечно, что есть и смерть. В связи с этим у детей возникают различные страхи: нападения непонятных чудовищ, темнота, пожары и т.д. Все они олицетворяют основной – страх смерти.

В первую очередь он проявляется в ночных кошмарах и капризах с наступлением темного времени суток. «В этом нет ничего неестественного», – ответит родителям любой практикующий психолог. – «Это абсолютно нормальный и закономерный этап развития».

Проблема появилась – решаем сразу!

Если вы чувствуете, что детские страхи влияют на жизнь и развитие вашего малыша, то стоит вникнуть в эту проблему, не откладывая дела в долгий ящик. Для начала необходимо выяснить причину возникновения страха. В некоторых случаях она лежит на поверхности: ребенка, например, напугала собака. Как следствие, он боится животных. Иногда возникновение страха проследить сложнее. И прежде всего нужно проверить окружение ребенка. Возможно, кто-то преднамеренно пугает малыша. Если бабушка постоянно повторяет: «Вот придет Баба-Яга и заберет тебя!», или на улице малыш слышит страшные истории от детей старшего возраста, то это порождает ужас в его маленьком сердечке.

Один из источников страхов, о котором родители часто не догадываются, — это конфликты между папой и мамой. Дети считают себя источником ссор, что вызывает у них общее чувство тревожности и рождает глубинные страхи, с которыми бороться очень нелегко.

Причиной боязи может быть и негативное отношение кого-то из постоянного окружения ребенка. Если воспитательница в детском саду невзлюбила малыша, если во дворе его обижают, это может вылиться во внутренние страхи.

Стоит помнить, что психологическое развитие малыша проходит определенные периоды, когда ребенок особенно чувствителен к страхам. В 1-3 года малыши боятся отрицательных сказочных персонажей. От 3 до 5 лет у детей проявляется боязнь темноты, одиночества, а также замкнутого пространства. В 6-7 лет ребенок может бояться смерти или потери близких.

Детские страхи, что делать:

  1. Никогда не пугайте детей ради послушания ничем и никем. В основе любого страха стоит страх смерти. Пугать чем-либо – значит пугать смертью! Когда придет время, вы постепенно познакомите ребенка с реальной опасностью, но не придумывайте мнимых и не существующих опасностей. Последствия таких запугиваний – мнительность, тревожность, пассивность, неоправданная осторожность, торможение развития инициативы.
  2. Никогда не стыдите ребенка за испытываемый страх. Проявление страха ребенка это, для родителей сигнал о помощи, а не повод для насмешек. Испытывая стыд за свой страх, ребенок научается скрывать его, но бесследно он никуда не уходит, а лишь усиливается. Если не помогать ребенку справиться со своим страхом, то страх завладеет психикой ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет грызть ногти, сосать палец и т.д. Показательно, что женщины лучше преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов. Чего стоит сама фраза: «Не бойся, ты же мужик!»
  3. Не оставляйте ребенка в одиночестве в незнакомой и не понятной для него обстановке. Постепенное исследование неизвестного, безболезненно проходит только радом со статусным взрослым. В разном возрасте, в ответом на страх, являются различные реакции от призыва о помощи, до самостоятельной защиты. Однако если ребенка не научили адекватным реакциям, то скорей, всего на поведенческом уровне закрепятся самые ранние детские реакции – затаиться, спрятаться, не шевелиться. Ребенок без помощи родителей будет находиться в постоянном страхе и тревоге. Ни о каком познавании мира не может быть и речи.
  4. Никакой шоковой терапии. Ребенок сам не справится со страхом. Думать, что ребенок сможет сам пережить страх – большое заблуждение. Освоение нового навыка это рациональный процесс – «левополушарный», переживание это – «правополушарный» процесс. Пока будет существовать тревога, научить чему-либо качественно и без последствий невозможно. Например: моя знакомая очень хорошо плавает, но испытывает панику, когда вода попадает на волосы. Ее учили плавать, выбрасывая с лодки в воду, при этом пару раз она захлебывалась. Если вы хотите приучить ребенка засыпать самостоятельно, не игнорируйте его желание убедиться в том, что вы рядом, подходите к нему. Конечно, если игнорировать его крик, то он научиться засыпать самостоятельно, но это будет сон изможденного криком ребенка. Смелым от этого ребенок не вырастет, но этот страх он будет нести с собой всю жизнь.
  5. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном образе.
  6. Развивайте своего ребенка. Ребенок боится всего неизведанного и непонятного, поэтому прикладывайте максимум усилий к тому, чтобы ребенок познавал этот мир. Чем больше он будет знать, и понимать, тем меньше у него будет поводов для страха. Но не пытайтесь в ребенка впихнуть те знания, к которым он еще не готов.
  7. Воспитывайте в детях оптимизм, уверенность и самостоятельность. Оградите ребенка от мрачной информации, давайте только ту, которую он может воспринимать в соответствии со своим возрастом. Смерти, похороны, катастрофы, болезни не должны быть предметом мыслей и обсуждений, пока ребенок к этому не готов.
  8. Если вы заметили проявления страха, очень хорошо помогает рисунок. На рисунке дети наделены большей силой и возможностями, что способствует переживанию страха. Если ребенок рисует неведомое чудовище, то себя он может нарисовать в доспехах и с мечом. Здесь родительская интуиция вам поможет, но не игнорируйте страхи – это важно.
  9. Игра очень сильный инструмент в работе со страхом. Ребенок может попробовать себя в разных ролях, даже в роли Бабы Яги, но самое главное он находится рядом с взрослым. В игре, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.
Читайте также:  Какими должны быть пазлы для детей 2 лет?

Если взрослый помогает ребенку справиться со своим страхом, то ребенок обогащается новым опытом, становится свободным и раскрепощенным. Преодоление страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте и оптимизму.

Дмитрий Телечкун, психолог, специалист по воспитанию Клуба родительского мастерства.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Самые распространённые детские страхи

Вообще, детских страхов очень много. Самые распространённые «пугалки» я перечислила в нижней таблице. Данные получены по результатам социологических опросов детей.

Таблица «Детские страхи по возрастам»

Возраст ребёнка Распространённые страхи
Младше 1 года Незнакомые люди, смена обстановки, резкие движения, громкие звуки
1–3 года Ночные кошмары, проявления природной стихии, разлука с родителями
4–5 лет Темнота, одиночество, чудовища (сказочные персонажи), змеи, врачи, болезни и операции
6–7 лет Смерть, смерть родителей, животные, насекомые, потеряться в городе, опоздать
8–9 лет Смерть, война, нападения, высота, неодобрение родителей, уличение во лжи
10 лет и старше Одиночество, наказания, стать некрасивым, критика, сексуальное насилие

Указанные страхи не относятся к патологическим и быстро проходят у бо льшинства детей. Поэтому родителям не нужно бить тревогу. Достаточно отнестись к ребёнку с пониманием.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

Основные причины детских страхов и способы их устранения

Перед тем, как помогать ребёнку преодолевать детские страхи, полезно выяснить их причины. Тогда вам будет проще составить план коррекции. Психологи называют следующие основные причины.

Самые распространённые детские страхи
  1. Запугивания со стороны родителей

Иногда мамы и папы сами не замечают, как давят на психику ребёнка. Например, пугают «волком, который ночью укусит за бочок» или «Бабой Ягой, крадущей плохих детей». А дальше маленький человечек уже сам додумывает продолжение страшной истории.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

  1. Внушения со стороны других детей

Новые детские страхи могут возникнуть во время игр, когда малыши обмениваются друг с другом рассказами про чудовищ и монстров. И снова провоцирующим фактором становится фантазия. Избавиться от навязчивых мыслей ребёнку помогут такие методы, как арт-терапия (рисование страхов) и сказко-терапия (проговаривание страхов).

  1. Конкретный случай, вызвавший испуг

Об этой ситуации я уже рассказала выше. Чтобы помочь ребёнку победить страх, морально поддержите его: выслушайте, обнимите, приободрите. А потом научите отличать реальную опасность от мнимой.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

  1. Невроз

Если боязнь долго не проходит, сопровождается истошными криками и плачем, лучше отвести ребёнка к психологу или психотерапевту. Специалист сможет точно определить причину, вызвавшую расстройство психики, и поработает с юным человечком.

Психолог, детский специалист Сутулина Анна предлагает родителям следующие методы для профилактики неврозов и коррекции детских страхов:

  • проявлять сочувствие и понимание;
  • не стыдить на испытываемые эмоции;
  • при возникновении реакции испуга пытаться переключить внимание ребёнка на другой объект, например, интересную игрушку;
  • повышать уровень образования ребёнка, рационально объяснять ему вещи, которые вызывают страх;
  • практиковать игро-терапию.
Читайте также:  Возможна ли беременность при ГВ? Методы контрацепции

Выбор игры зависит от конкретного страха. Например, ребёнок боится темноты. Тогда можно попробовать «жмурки», «прятки» или поиск предметов (если вещь находится в тёмном месте, значит за находку начисляется больше очков).

Самые распространённые детские страхи
  1. Условия в семье

У тревожных родителей, как правило, и дети тревожные. Спровоцировать появление страхов могут скандалы между мамой и папой, побои, развод.

В то же время, в группу риска попадают дети, растущие в «парниковых» условиях. Те, которых родители чрезмерно контролируют, опекают, ограждают от опасностей, ограничивают общение со сверстниками.

Важно! Психология моего детского страха перед большими собаками – это конкретный реальный случай, вызвавший испуг.

Я считаю, что основная помощь родителей должна заключаться в том, чтобы не мешать детям преодолевать страхи самостоятельно. Нужно отказаться от внушений и запугиваний, критики и презрительных усмешек, гиперопеки и стремления полностью оградить ребёнка от страшного объекта. Если же проблема затянулась, попробуйте психотерапевтические методы (арт-терапию, сказко-терапию, игро-терапию) или посетите психолога. Надеюсь, что информация из статьи окажется для вас полезной и поможет в решении вопроса о преодолении детских страхов.

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует и как можно отучить его от этого?Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности – говорят лишь о поступках или проявлениях

Как узнать, что ребенок чего-то боится

Чтобы побороть детский страх, сначала нужно его выявить. Разумнее всего это сделать во время доверительного разговора с ребенком. Вы можете прямо спросить его, есть ли вещи, которые у него вызывают беспокойство. Это целесообразно уже после достижения ребенком возраста трех лет.

Маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о каких-то беспокойствах. Не заостряйте внимание на каких-то отдельных из возможных детских страхов – это может привести к внушению и фиксации. Беседуя с малышом, подбадривайте его и хвалите. Обнаружив детский страх, демонстрируйте спокойствие и уверенность, ведь ребенок обязательно проанализирует ваше состояние, эмоции. Если он поймет, что его опасения вызывают у взрослого любые тревожные чувства, то он может начать беспокоится еще больше. Пусть ребенок опишет свой страх, расскажет, на что он похож, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает, на что провоцирует.

Читайте также:  7 главных параметров при выборе детской кроватки для новорождённого

Способы решения проблемы

Самостоятельно убрать испуг у ребенка в домашних условиях поможет тепло и забота родителей. С помощью сказок и игр вы можете отвлечь, помочь избавиться от испуга. Вы можете сами придумать сказки, вставляя в рассказ фрагменты из жизни. Покажите, каким бывает мир, как себя следует вести с животными, другими людьми, техникой. Придумайте свою игру с машинами, полицейским участком. Поведайте про работу полицейских, расскажите о том, что все мы находимся под их защитой.

Участвуя в сценках, обсуждая сюжеты и персонажей, ребенок становится открытым, эрудированным, страхи отступают.

Традиционные методы

Вылечить ребенка от испуга вам поможет квалифицированный врач. Обратитесь за помощью к участковому педиатру, неврологу. Вам будет предложена помощь в виде лекарств, сеансов терапии в специализированных игровых комнатах.

Расслабиться и забыть о нервном потрясении поможет успокоительная ванна. Во время купания также используйте аромалампу, если не имеется противопоказаний. Врач предложит травяной сбор, в состав которого входит трава с успокоительным воздействием:

  • мята;
  • мелиса;
  • валериана;
  • ромашка.

Успокоительный чай поможет после испуга

При неврозах у детей показан и чертополох, с ним принимают ванну.

Народные средства

На ночь давайте стакан теплого молока и ложечку меда. Это расслабит и подготовит нервную систему ко сну. Народными средствами также можно воспользоваться в спальне, возле кроватки положите мешочек с разнотравьем: лаванда, мелиса. Вдыхая запах успокоительных трав, малыш будет спать спокойно.

Молитвы и заговоры

Народные средства от испуга включают в себя молитвы и заговоры. Снять испуг у ребенка маме может помочь простая молитва и обращение к Богу. Читая молитву, в том числе и мама успокоится, и сможет рационально взглянуть на проблему. Следует крепко прижать к себе ребенка и прочесть трижды «Отче Наш», затем умыть святой водой и уложить спать.

Можно вылить испуг: для этого нам потребуется простое куриное яйцо, которое мы даем в руки ребенку на 3 минуты. Шепчем над яйцом пять раз: «Забери у малыша страхи, убери тревоги. Испуг, уйди, боязнь, убеги». Затем разбиваем яйцо в тарелочку, после чего его следует утилизировать.

Метод выливания можно провести и другим способом: мойте ребенка, приговаривая: «Водица-сестрица, забери испуг, пусть уходит на кота да на сизого орла».

Метод выливания испуга

Страх потери близкого человека

Распространенное явление – страх навсегда потерять близкого человека. Мама, папа, любимый дядя, бабушка — неважно. Удивительно то, что люди, которые переживают за других людей, вообще не имеют страха за свою жизнь. Они не боятся умереть сами, но сама мысль о потере любимых родственников вызывает колоссальные душевные переживания, от которых порой невозможно избавиться. Предполагаемая причина этой фобии – детская психологическая травма, причина которой, возможно, заключается в очень долгих расставаниях, сопровождающихся тяжелыми переживаниями. Другая возможная причина, наоборот, может заключаться в переизбытке внимания и как следствие, боязни его потерять. Многим любящим родителям нужно взять это на заметку и перестать уделять повышенное внимание своим любимых детишкам. Речь не про отсутствие внимания со стороны родителей, речь про чрезмерное внимание, которое также негативно для ребенка, как и ее отсутствие.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.