Как обучить детей чтению: с чего начать и в каком возрасте

На смену старшего поколения приходит младшее. И так хочется научить «будущих взрослых» всему, что знаем сами, что глаза разбегаются перед самыми главными моментами жизни. А опыта скопилось то не мало. И вот сидишь за чашкой чая и думаешь, чему нужно учить детей, как только он готов будет, а тут на глаза попадается статья от imom.me и сразу вопрос снимается с повестки дня. Мы же всегда рядом с вами!

Методика Зайцева

Раньше слоги назывались складами. В те времена, вплоть на начала двадцатого века, детей заставляли учить склады наизусть.

Но эта методика была такой сложной, что, в конце концов, от неё решено было отказаться.

Но во второй половине прошлого века нашелся специалист, который смог по достоинству оценить склады и разработать свою методику обучения чтению, основой для которой послужили именно склады. Называется она методикой Зайцева.

Эта методика обладает высокой эффективностью, поскольку в процессе обучения чтению у ребёнка задействованными оказываются и слуховое, и зрительное восприятие.

В чём же суть данной методики? Обучая детей чтению, Зайцев стал применять кубики, окрашенные в разные цвета, маленькие и большие, с разным весом, отличающиеся друг от друга звуком вибрации наполнителя, одинарные и двойные и т.д.

На каждой грани кубика пишется либо одна буква, либо один склад.

При этом, для написания гласных и согласных букв применяются разные цвета: для гласных — голубой, для согласных — синий, для мягкого и твёрдого знаков — зелёный. Все эти особенности в конечном итоге направлены на решение определённых задач, поставленных при обучении чтению.

Читайте также:  Газоотводная трубка при запоре у младенцев

Уникальность методики Зайцева заключается в том, что обучение ребёнка чтению происходит не путём составления слова из отдельных букв и слогов, а по складам, которые представляют собой сочетания согласных и гласных букв, связанных с речью человека, а потому более легко усваиваемых. В отличие от слогов, склад может состоять всего из одной согласной, но только в том случае, если она на слух воспринимается как мягкая.

Дети, обучаемые по этой методике, складывают из кубиков слова. Кроме того, методика Зайцева предусматривает использование в обучении специальных таблиц складов. Практика показывает, что дети, занимающиеся по методике Зайцева, начинают читать буквально через несколько занятий.

FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Особенности обучения детей чтению по возрастам

Дошкольник в силу возрастных особенностей, недостатка знаний воспринимает новый навык механически, не понимая значение и красоту печатного слова. К чтению надо приучать постепенно.

В возрасте около года малышей уже можно заинтересовать, читая доступные для восприятия короткие стихи или сказки, показывая разноцветные яркие картинки. Покупая книгу, надо выбирать хорошо иллюстрированные издания, напечатанные на плотной бумаге, чтобы было интересно их рассматривать, удобно листать страницы.

Детям от 1,5 до трех лет надо чаще читать вслух небольшие рассказы о знакомых предметах, животных. Во время чтения можно попросить показать картинку, произнести звуки, коротко ответить на простой вопрос.

Если ребенку читать регулярно, примерно к трем годам у него появляются любимые книги. Малыш может сам просить почитать конкретную сказку или стишок. В этом возрасте можно выбирать произведения с более сложным сюжетом, вызывающим детский интерес.

К пяти годам появляется восприимчивость к звуковой окраске речи. Становится понятно, что звуки, объединяясь, образуют слоги, а из отдельных слогов получаются слова. Только усвоив механизм словообразования, можно научиться читать.

Читайте также:  Как прописать новорожденного ребенка и какие нужны документы

К этому же времени формируется специфика детского восприятия: чтобы понять устройство предмета, его надо потрогать, несколько раз разобрать, заново собрать. При изучении фонематического строя языка стоит придерживаться этих же принципов.

Если все слово – единица чтения

В нашей стране наиболее известным методистом в данной системе считается Маниченко. В тридцатые годы прошлого столетия этот способ использовали в сурдопедагогике. Принцип прост: малышу показывают карточку со словом, и он запоминает написание и значение.

Плюсами метода являются раннее обучение чтению, обогащение лексического запаса. Вместо карточек возможно применение презентаций в PowerPoint.

Отрицательная сторона данной методики представлена следующими пунктами:

— малыш остается при обучении пассивным,

Если все слово – единица чтения

— мозг ребенка не должен иметь какие-либо отклонения от нормы (согласно статистике, 80 процентов малышей имеет недостатки психофизиологического развития),

— методика, по сути, весьма трудоемкая,

— система была создана для английского языка, где слова редко изменяются.

Домашняя библиотека

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей. Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Обучение чтению предложений

Чтение предложений требует более длительной концентрации внимания. Для ребёнка 4-5 лет это может быть непростой задачей. Можно развивать его концентрацию разными способами: собирать пазлы и конструкторы, разрисовывать картинки.

Читая ребёнку книгу, можно вызвать у него дополнительный интерес к самому процессу. А если вовлекать малыша во взаимодействие с букварём, показывая картинки, прося называть, что на них изображено, обучение будет двигаться быстрее. Хорошая идея сделать чтение на ночь приятной семейной традицией.

Начинать обучение чтению следует с коротких предложений, состоящих из двух слов, например: собака гуляет. Нужно объяснить ребёнку, что предложение это законченная мысль. После этого можно рассказать о самых простых знаках препинания, объяснить, что они означают. Видя точку, восклицательный или вопросительный знак, ребёнок должен понимать, что в этом месте предложение заканчивается. Нужно показать, что после каждого предложения следует делать паузу.

Часто у малышей возникают сложности с запоминанием предыдущих слов при прочтении следующих. Чтобы преодолеть это, можно читать короткие предложения по словам. То есть ребёнок читает первое слово, повторяет его столько раз, сколько нужно для запоминания. Затем читает второе слово и делает то же самое. И так с каждым последующим словом.

Когда малыш познакомился со всеми словами и запомнил их, можно попросить его прочитать всё предложение целиком.

Таким образом ребёнок составляет предложение самостоятельно и понимает его общий смысл.

Все дети разные, и обучение у них проходит с разной скоростью.

Главная задача родителя проследить, чтобы на каждом этапе ребёнок хорошо усвоил информацию, и не переходить слишком быстро от изучения букв к слогам и т. д.

Нужно дать малышу время и постараться сделать период обучения максимально интересным, познавательным и комфортным.