Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Долго ли привыкают к садику дети в 2-3 года или даже в 5 лет и можно ли облегчить процесс? Попробуем разобраться в этапах адаптации малышей к детскому саду, плюсах и минусах его посещения, возможных проблемах, а также правилах поведения родителей в этот непростой период.

По каким критериям выбирать сад?

Родители, выбирая детский сад, дотошно изучают его материальную базу и образовательную программу. Эти 2 момента действительно очень важны, но главное другое — личность воспитателя. Именно от нее зависит, комфортно ли детям в саду, нравится ли им все, что там происходит. Никакие игрушки и сбалансированные обеды не могут значить больше. Поэтому, если меню, программа занятий, интерьер и экстерьер сада родителей устраивают, обязательно нужно пообщаться с воспитателем. Что имеет значение:

  • Как она взаимодействует с детьми: какие слова говорит и каким тоном, как смотрит на них, обнимает ли и берет ли на руки, когда они плачут и капризничают.
  • Любят ли они с детьми друг друга. Важно, чтобы воспитатель умел нравиться, восхищать и привлекать к себе внимание детей.
  • Количество детей, которым занимается воспитатель — даже самый опытный и гениальный педагог не в силах справиться с группой более 20 человек.
  • Загруженность делами, не имеющими отношение к воспитанию детей: подготовка к занятиям, бумажная работа, уборка помещений, все эти вещи не должны лишать внимания малышей.
  • Первый контакт воспитательницы и ребенка.
  • Что подсказывает родительское чутье — можно ли доверить этому человеку самое ценное.

Если воспитательница по всем пунктам подходит и сад полностью устраивает, даже такая в целом позитивная картина не гарантирует адаптацию без проблем, ведь остается главная причина стресса — разлука с мамой.

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

ЖУРНАЛ

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Главное в семье — это ребенок, гордость и смысл в жизни родителей. Когда малыш появляется на свет, учится простейшим навыкам, растет на глазах мам и пап, их бдительный контроль, опека и переживания естественны. Так же понятны и каждому педагогу детского сада реакция заботливых родителей — искренние переживания за их кроху при поступлении в ясельную группу детского сада, где предстоит малышу одному находится и взаимодействовать с чужими для него людьми.

Читайте также:  15 самых безопасных и полезных растений для детской комнаты

Работая постоянно с детьми 2-3 лет, педагог ищет эффективные методы и формы работы с детьми и родителями маленьких воспитанников во время адаптационного периода к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Характер и настрой каждого человека на одну и туже ситуацию — разный, мы считаем, что с помощью этапов предварительной работы с родителями малышей, можно избежать существующие противоречия между несоответствием желаемого восприятия педагогов ДОУ родителями будущих воспитанников и реально-существующем имиджем современного воспитателя.

  1. При утверждении списка воспитанников группы проводятся ознакомительные выходы педагогов по адресам к каждой семье, это дает основу к дальнейшему доверию и сотрудничеству между взрослыми и ребенком. Семье предлагается приходить на прогулки для ознакомления с условиями игровой площадки группы и к детскому коллективу.
  2. Организовывается родительское собрание со знакомством родителей воспитанников с сотрудниками и условиями развивающей предметно-пространственной среды помещений в ДОУ, которые будет посещать их малыш. Собрание проходит в уютной атмосфере, где каждый родитель получает ответ на интересующий его вопрос.
  3. Консультирование родителей по темам соблюдения режима дня ребенка, правила при поступления ребенка в группу и адаптации детей к ДОУ в виде индивидуальных бесед, буклетов, информации в родительском уголке группы.
  4. Предлагаются все контактные данные детского сада и группы (номера телефонов и ссылки сайтов, страниц в социальных сетях) для более доступного общения с любым сотрудником ДОУ, своевременного решения любых вопросов и приемов предложений по улучшению условий нахождения детей в детском саду.

В эмоционально-положительной атмосфере воспитатель индивидуально с каждым ребенком проводит системную работу для обеспечения его гармоничного развития и взаимодействия с детьми в коллективе, учитывая физическое здоровье, привычки, предпочтения, интересы каждого малыша.

  • Через просмотр семейных фотоальбомов, игр с любимыми игрушками из дома, шумовыми игрушками, водными играми, играми с мыльными пузырями, тестом, краской и песком уменьшают у детей невротические проявления, развивают творческие и познавательные способности.
  • Через дидактические игры и игры — развлечения у малышей формируют эмоциональный контакт, доверие к окружающим людям.
  • Чтение книг с яркими картинками, театрализация и заучивание произведений народного фольклора способствуют развитию речи у малышей.
  • Подвижные игры, динамические паузы и постепенное введение закаливающих процедур после сна в стихотворной форме привлекают детей и укрепляют их физическое здоровье.
  • Постоянная совместная деятельность взрослых и малышей в режимных моментах развивают у детей усвоение сенсорных эталонов, мелкую и крупную моторику рук и речь, дети приобретают социальные навыки самообслуживания и проявляют самостоятельность в выборе игрушек.

Положительный результат всей работы отражается во внутреннем комфорте маленьких воспитанников и их поведении.

Следующая >

Факторы риска

То, как малыш адаптируется к детскому саду, зависит от множества факторов.

Есть нюансы, усложняющие привыкание ребенка к новым условиям:

  • Негативный настрой. Если родители не преподносят поход в детский сад как веселое и интересное мероприятие, показывают свое волнение или страх перед предстоящим событием, больше шансов, что у малыша возникнут проблемы с адаптацией.
  • Темперамент ребенка. Известно, что холерики и меланхолики испытывают сложности при вливании в коллектив чаще, нежели флегматики и сангвиники.
  • Состав семьи. Если ребенок в семье единственный, привык к повышенному вниманию и моментальному удовлетворению всех желаний, это также служит отягчающим фактором.
  • Состояние здоровья. Болезненные дети сложнее переносят смену обстановки. Особенно это касается малышей со слабой нервной системой.
  • Атмосфера в семье. Если родители часто ссорятся при ребенке или уделяют ему слишком мало внимания, это сказывается на формировании личности. Такие малыши обычно неуверенны в себе, не могут установить дружеские отношения со сверстниками, поэтому социальная адаптация детей в детском саду затягивается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что успешная адаптация к дошкольной образовательной организации у детей во многом зависит от уровня развития у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми.

Для проверки гипотез и сравнительного анализа были выбраны непараметрические критерии Вилкоксона и Краскера-Уоллиса. Данные сравнения выборки выявили значимые различия между всеми подвыборками по уровню развития детей – сенсомоторному, речевому и уровню развития конструирования.

В работе были получены значимые различия по Т-критерию Вилкоксона в подгруппах детей и их родителей между шкалой эмоциональное благополучие и шкалами сенсорное развитие, речевое и конструирование.

На основании этого был сделан вывод, что родители, которые включены в совместную деятельность детей и создают положительный эмоциональный фон, обеспечивают ребенку полноценное развитие в данном возрасте и более успешную адаптацию в ДОО.

В работе были получены значимые различия по Т-критерию Вилкоксона в подгруппах детей и их родителей между шкалами взаимоотношение с детьми, взаимоотношение со взрослыми и шкалами сенсорное развитие, речевое и конструирование.

На основании этого был сделан вывод, что родители, которые поощряют общение детей со сверстниками и другими взрослыми, кроме членов семьи и создают условия для такого общения, обеспечивают ребенку полноценное развитие в данном возрасте и более успешную адаптацию в ДОО.

Получены значимые различия по Т-критерию Вилкоксона в подгруппах детей и их родителей между шкалами навыки самообслуживание и шкалами сенсорное развитие, речевое и конструирование.

На основании этого был сделан вывод, что родители, которые приучают детей к самообслуживанию в раннем возрасте, обеспечивают ребенку полноценное развитие и более успешную адаптацию в ДОО.

Данные сравнения выборки выявили значимые различия между подвыборками. Обнаружены достоверные различия в подвыборках по сенсомоторному  развитию.

Обнаружены достоверные различия в подвыборках на высоком уровне значимости по шкале «Сон» (H = 7,472; p = 0,024) у детей с различным уровнем сенсомоторного развития.

В исследовании был сделан вывод, что существуют достоверные различия между уровнем сенсомоторного развития и сном ребенка. Гипотеза о существовании достоверных различий между уровнем сенсомоторного развития и сном ребенка нашла свое подтверждение.

В результате корреляционного анализабыло выяснено, что наблюдается положительная высокозначимая взаимосвязь между познавательными потребностями ребенка и навыками самообслуживания (r = 0,517; p = 0,001).Чем больше развиты навыки самообслуживания детей, тем более развиты познавательные потребности ребенка.

Также в результате корреляционного анализа было выяснено, что наблюдается положительная высокозначимая взаимосвязь между игровой деятельностью ребенка и его настроением (r = 0,440; p = 0,007).Чем больше значима игровая деятельность ребенка, тем более значимо его настроение.

Выявилась и отрицательная высокозначимая взаимосвязь между игровой деятельностью ребенка и его сном (r = -0,607; p = 0).Это означает, что чем меньше сон ребенка, тем менее значима для него игровая деятельность.

Результаты также показали, что наблюдается положительная высокозначимая взаимосвязь между навыками самообслуживания и взаимодействием со взрослыми (r = 0,513; p = 0,001).

Это означает, что чем больше ребенок взаимодействует со взрослыми, тем более значимо развитие его навыков самообслуживания.

Также выявилась положительная высокозначимая взаимосвязь между навыками самообслуживания и взаимодействием со детьми (r = 0,544; p = 0,001).Это означает, что чем больше ребенок взаимодействует с детьми, тем более значимо развитие его навыков самообслуживания.

Полученные данные говорят о том, что в адаптации ребенка к ДОО большое значение имеет здоровый и продолжительный сон ребенка. Длительность сна влияет на его взаимоотношение со взрослыми и детьми, на игровую деятельность и особенности характера.

Также очень важны сформированные навыки самообслуживания ребенка, которые помогают ему в общении со взрослыми и детьми. Игровая деятельность ребенка не менее важна. Корреляционный анализ показал, что игровая деятельность влияет на общение ребенка, на его настроение и аппетит.

Таким образом, в ходе корреляционного анализа нашли своё подтверждение  гипотезы о том, что сон влияет на игровую деятельность детей, на его взаимоотношения с детьми и взрослыми и на особенности характера. 

Почему ребенок плохо привыкает к садику

Капризы и плач могут быть перед посещением ДОУ, после него, в процессе всего времени пребывания в адаптационной группе. Причины стресса:

  • Страх всего нового и неизвестного – особенно проявлен до 3 лет. Причины – из спокойной домашней обстановки кроха попадает в заведение со множеством незнакомых людей, приходится соблюдать новый режим.
  • Перевозбуждение. Днем кроха испытывает массу эмоций, из-за чего появляются нервозность, капризность, плаксивость.
  • Неспособность самостоятельного обслуживания. Может появиться растерянность, если не оказывают привычную помощь.
  • Психологическая неподготовленность к садику. Происходит из-за недоработки родителей или индивидуальных особенностей развития крохи.
  • Отрицательное первое впечатление. Плачь ровесников, слишком строгое отношение родителей, педагогов (например, воспитательница может кормить насильно) пугают малыша. Из-за этого он будет отказываться посещать группу.