Как научиться быстро читать, запоминая прочитанное

Раньше чтением до школы не очень увлекались, но сейчас во времена быстрого прогресса, когда дети идут в первый класс, они уже должны уметь читать быстро и разборчиво. В младших классах учителя для проверки успеваемости школьников даже проводят технику чтения. Время от времени детям дают отрывок текста, который они должны прочитать за определенное количество времени. Поначалу детям предлагают прочесть отрывок из знакомого текста, но потом они должны будут читать новые тексты.

Вовлечение в процесс чтения

Первое, что требуется сделать, это выбрать правильный путь, к обучению отталкиваясь от характера маленького ученика. Усидчивый малыш, как правило, достаточно внимательный. Такой ребенок быстро увлекается процессом обучения и с огромным удовольствием постигает науку чтения. Если ребенок по своей природе егоза с ним будут значительно труднее. Но неусидчивость не недостаток малыша, это его особенность. Понаблюдайте за вашим чадом, посмотрите на его отношение к книгам, для этого положите на видные места детские книжки и вы увидите, есть ли у ребенка вообще интерес к чтению. Ребенок, зная буквы, в любом случае попытается самостоятельно, что то прочитать, это и есть момент, когда нужно вмешаться родителям.

Скорость чтения ребенком достаточно хороший показатель того как родители относятся к своему отпрыску. Буквы и слога это первый шаг к процессу чтения и это нужно понимать. Вспомните себя в детстве всегда ли было вам приятно от того когда вас просили сесть за книгу? Наверное, нет. Тактика обучения быстрому чтению, это показать ребенку, что он не учится, а всего лишь развлекается. Если ребенку будет интересно, он быстро освоит тактику быстрого чтения.

Если вы как родитель не в состояние придумать игру основа, которой будет чтение, купите специальную литературу, такой сейчас достаточно много. В таких книжках каждой букве алфавита, будет принадлежать четверостишие. Все дело в том, что в таких книгах, очень короткие слова в стихах, и ребенку очень просто научится читать, отталкиваясь от них. Постепенно программа усиливается, но это уже не доставит трудностей малышу. Воспользуйтесь игрой, начинаете читать стихотворение или сказку, обрываете слово на половине, и ребенок должен его дочитать. Постепенно давайте ребенку возможность быстро прочитать уже слова, но только не из категории сложных.

Норма количества слов для разных классов

  • Для первого класса нормой считается 3 слова за минуту
  • Для второго норма 50 и более слов за минуту
  • Для третьего класса норма свыше 70 слов в минуту
  • Для четвертого класса нужно прочитывать свыше 100 слов за минуту
  • Для средней школы норма 120–150 слов за минуту

Учить детей читать быстро нужно, как только решили приступать к обучению. После того как малыш выучит алфавит и научится читать по слогам, можно проводить с ним занятия на внимание, увеличения его словарного запаса и усовершенствования дикции. Все эти занятия помогут в дальнейшем быстрее усвоить скорочтение.

Сложнее понять, в каком возрасте и как научить малыша быстро читать. Лучше всего начинать, когда малыш уже хорошо и четко говорит, умеет излагать свои мысли в виде связного рассказа. У большинства это возраст около четырех лет.

Причины медленного чтения

Чтобы понять, как научить детей читать быстро, нужно разобраться в причинах медленного чтения.

Перечислю некоторые из них:

  1. Малыш плохо запоминает материал, часто отвлекается, не сосредотачивается на самом процессе прочтения, а если и читает, то не вдумывается в смысл. Следовательно, даже при нормальной скорости текст не будет полностью освоен. Такое чтение не является результативным, поскольку проверка скорости всегда включает в себя проверку понимания содержания.
  2. Ребенок способен охватить зрением только несколько букв, а не все слово. Для того чтобы понять смысл слова, таким детям необходимо сначала соединить слоги в слова, что забирает много времени.
  3. Словарный запас крохи достаточно мал, малыш долго думает над значениями слов, прежде чем перейти к следующим.
  4. Слово перечитывается несколько раз для гарантии, что оно озвучено верно. Такой процесс называется регрессия.
  5. Нечеткая дикция, артикуляционный аппарат не развит. Кроха мямлит, глотает слова или окончания.
  6. Текст, подобранный для чтения, не соответствует возрасту малыша, труден для понимания.

Здесь я назвала те причины, с которыми сталкиваются большинство родителей, занимаясь с детьми, о которых я прочитала в специализированной литературе. Возможно, существует еще множество. Однако эти наиболее популярные.

Что такое техника скорочтения?

В принципе расшифровка понятия «скорочтение» вытекает из самого слова. Это техника быстрого чтения текста без утраты способности усваивать и понимать прочитанное. Иными словами, несмотря на высокую скорость чтения, человек воспринимает текст также хорошо, как если бы он читал медленно.

Читайте также:  Ишемическая болезнь сердца у новорожденных причины и последствия

Популярный букмекер выпустил мобильное приложение для Андроид, скачать 1xBet можно по ссылке абсолютно бесплатно.

Как правило, в зависимости от возраста читателя и его навыков скорость возрастает минимум в три раза, а максимум в 20 раз. Если в начальной школе ребенок должен читать в среднем 60-120 слов в минуту, то благодаря овладению техникой он сможет прочитать 200 слов и более.

Также существует закономерность усвоения информации в зависимости от скорости ее прочтения. Так, если при среднем ритме обычно усваивается до половины прочитанного, то с повышением скорости возрастает концентрация внимания и человек запоминает до 80%.

Для начинающих читателей

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

— М и А будет МА.

— побуквенное чтение: М, А, М, А.

— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Как научить ребенка читать быстро

  1. С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
  2. Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
  3. Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
  4. Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
  5. Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее. Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
  6. Учите ребенка читать про себя.
  7. Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
  8. У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
  9. Забавное упражнение. Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
  10. Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
  11. Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
  12. Учите скороговорки.
  13. Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
  14. Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
  15. Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
  16. Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
  17. Читайте под звуковое сопровождение.
  18. Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
  19. Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
  20. Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
  21. Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
  22. Необходимо читать текст с выражением.
  23. Почитайте текст в ролях.

ЧТЕНИЕ ВВЕРХ НОГАМИ

Сценарии уроков в школах скорочтения одинаковые и для 4-летних, и для 16-летних учеников. Меняются лишь объемы и уровни информации. Чтобы задействовать каждое полушарие головного мозга, через 3–5 минут меняется род деятельности. Вначале с помощью упражнений на концентрацию внимания ребенок успокаивается и собирается с мыслями.

– Мы начинаем с упражнений на зрительную память: даем картинку с деталями, которые нужно рассмотреть, запомнить, а потом указать, – объясняет Мария Соколова стандартный сценарий урока. – Потом упражнения на наглядно-образную память. В ход идут дорожные знаки, символы. Ребенок обводит пальцем геометрические фигуры, проговаривает их цвет, название и взаимное расположение. Использует тактильную, слуховую и зрительную память.

ЧТЕНИЕ ВВЕРХ НОГАМИ

Чтению в таких школах учат тоже в несколько подходов. Сначала дают артикуляционную гимнастику, небольшую разминку для пальцев, дыхательные упражнения, скороговорки и только потом переходят к тексту. При этом детей учат фиксировать слова в любом состоянии: под углом 90 градусов, вверх ногами, с пропущенными буквами.

Как обучить ребенка 7 лет

Существует несколько правил для обучения скорочтению.

Скорочтение методика обучения для детей:

  1. Надо следить за текстом. Можно водить пальцем или карандашом по тем словам, которые читаются в данный момент.
  2. Нельзя возвращаться к прочитанному. Нередко случается такое, что при прочтении текста начинает казаться, будто какой- то отрывок не усвоен. На самом деле это не так. Он в любом случае остался в памяти. Поэтому, возвращаться к нему не стоит. Единственное, что стоит сделать — кратко и очень быстро, не читая текст, пометить данный отрывок. Таким образом, к нему можно будет вернуться позже.
  3. Текст в голове проговаривать нельзя. Когда человек в голове проговаривается какой- то текст, скорость уменьшается. Таким образом, стоит стараться избегать работы этого внутреннего голоса. Чтобы всё получилось, можно отбивать пальцами какой — либо ритм по столу или же просто махать рукой.
  4. Развитие периферического зрения. Одним из принципов скоростного чтения можно назвать захватывание взглядом сразу нескольких слов или даже предложений. С помощью такого действия происходит чтение по диагонали. В этом помогает «периферическое зрение». Его можно развивать. Например, стоит сфокусировать взгляд на одной точке и попытаться описать всё то, что находится по бокам. Ещё одним способом тренировки являются таблицы Шульте.
  5. Полное сосредоточение на тексте. Когда человек отвлекается, скорость чтения уменьшается. Именно поэтому стоит полностью концентрироваться на тексте. К тому же, приступать к занятиям по такому виду чтения стоит только тогда, когда все важные дела уже сделаны. Мысли также могут отвлекать.

Тема «Красивые цветы» на уроках рисования в средних группах

Обратите внимание! Чтобы научиться скорочтению, как и любому другому действию, нужно постоянно тренироваться. Лучше составить четкий график повторения упражнений. Рекомендуется заниматься каждый день по 1 часу, либо 3–4 раза в неделю по 1,5–2 часа. Можно попросить кого-то проконтролировать, как идёт обучение.

Если регулярно нарабатывать навык и не делать долгих перерывов в обучении, то результаты появятся уже через месяц— можно повысить скорость чтения до 300-500 слов в минуту.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

Читайте также:  Какие успокоительные разрешены при грудном вскармливании?

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы — все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

  • Эйдетика: упражнения
  • Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
  • Как йога помогает подготовиться к родам?

При обучении ребенка навыкам скорочтения обязательно отмечайте все его успехи бурными аплодисментами, похвалой, комплиментами или приятными вкусными подарками. Ваши обычные занятия не должны стать рутиной. Пусть у детей от них останется хоть и небольшое, но ощущение праздника. Только так подрастающее поколение захочет повторить уроки. Вам же хотим пожелать терпения и выдержки!

Советы и упражнения по обучению скорочтению для школьников первых классов

Скорочтение (методика обучения включает в себя ряд упражнений, которые подбираются согласно возрасту ребенка) по схеме занятия практически не отличается от методики для дошкольников. Ее также используют для учащихся 1-х классов. Но увеличивается сложность упражнений. Задания можно немного видоизменять или менять их между собой местами.

Хоровое чтение

Данное задание рекомендуется давать в качестве разминки. Лучше подбирать в качестве обучающего материала стихотворения, поговорки. В среднем темпе малыши всей группой вслух проговаривают текст. После чего необходимо проговорить отдельные части шепотом или в голос, благодаря чему тренируется артикуляция. Задание усложняется тем, что текст нужно прочитать на время.

Сначала первоклассники сами читают материал тихо в течение 1 мин. Педагог говорит: «Стоп!» Детям нужно карандашом отметить место, на котором они остановились. Делается перерыв продолжительностью 3-5 мин. После чего снова читается тот же самый текст 1 мин. После завершения времени сравнивается объем прочитанного.

Советы и упражнения по обучению скорочтению для школьников первых классов

Как вариант задания можно рассматривать упражнение на чтение текста с выражением хором в быстром темпе. Такие упражнения рекомендуется использовать на протяжении 7-14 дней.

Задание «Буксир»

Фрагмент текста (2-3 предложения) читается со средней скоростью совместно с родителем вслух. Затем взрослый и ребенок замолкают и читают текст «про себя», стремясь удерживать тот же самый ритм. Через каждые 2-3 предложения родитель произносит текст вслух, показывая какая должна быть скорость. Таким образом, родитель выступает в роли буксира.

Такое же упражнение можно проводить и в парах между детьми, при этом буксир – это сильный ученик, который умеет быстро читать. Разрешается по тексту вести палец, когда материал читается «про себя».

Прыжок-остановка

Благодаря такому упражнению развивается внимание, зрительная память, ориентация по материалу. Первоклассник читает текст в быстром темпе. После того, как педагог просит остановиться, ученику нужно закрыть глаза на 10-15 секунд (отдых). Затем снова учеником читается текст того же места, где была остановка.

Половинка

Советы и упражнения по обучению скорочтению для школьников первых классов

Для данного упражнения требуется заранее подготовить материал: на листе формата А4 пишется слово крупным шрифтом. Таких листов с разными словами должно быть от 3 до 5. Лист разрезается на две части. Карточки перемешиваются. Учащемуся необходимо соединить слова между собой – найти конец каждого слова на время. Также можно использовать карточки Домана-Маниченко.

Скорочтение. Методика обучения с помощью карточек Домана-Маниченко.

Каждую карточку (изображением со словом, написанным красным цветом) первоклассник видит в течение 2-3 секунд. Количество карточек в день – 4-10. Уже через 5-6 дней ребенок уже способен назвать слова, которые есть на карточках.