Как научить ребенка выговаривать букву Л

Чего ждут все родители? Конечно же, первого слова ребенка. Какое оно будет? Мама, папа, баба или деда? После того как детки произнесли свои первые слова, развитие одного из основных навыков – речевого, не заканчивается. И целью взрослых становится желание научить ребенка говорить правильно в домашних условиях.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая. Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет.

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком «уже поздно»).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки). Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем.

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону.

Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Как приучить детей к классической музыке?

Вечером пятницы (практически уже ночью) хочется болталки. Скажите, что вы делаете (или не делаете, и, наоборот, против), чтобы привить своим детям любовь к классической музыке? Мы вот впервые за 4 года Вариной жизни пойдем в кафедральный собор слушать органный концерт и я очень волнуюсь. Первый опыт он сложный самый, либо пойдет дело, либо не пойдет.

У меня у самой очень сложные отношения с классической музыкой. Наверное, как и многие дети, я против воли училась в музыкальной школе. Ну то есть как – захотела я туда пойти сама (по классу аккордеона!), отучилась целых два месяца и сказала родителям, что, пожалуй, на этом можно эксперимент и завершить. Но у мамы, в свою очередь, всколыхнулись ее собственные нереализованные детские амбиции (в школьном возрасте она тоже пошла в музыкалку по классу аккордеона, отучилась два года и бросила). Вообще, моя мама редко вставала «в позу», но это был один из немногочисленных «разов», когда она твердо сказала: начала учиться – заканчивай. В общем, я была «измучена» классической музыкой и музыкальным образованием до той степени, что, когда все закончилось, я отдала свой дорогущий аккордеон музыкальной школе и до сих пор ни разу больше к нему не прикоснулась. А от классической музыки вздрагивала еще лет десять. Кстати, мамина «поза» так ничего и не сделала: я отучилась 6, 5 лет из 7 положенных, а последние полгода прогуляла в тайне ото всех и так и не получила заветные музыкальные корочки.

Но это пятнично-вечернее лирическое отступление. А суть в том, что, когда у меня родился ребенок, я чем-то напоминала свою маму с незакрытым гештальтом. Первая музыка, которую я накачала из интернета, был Моцарт для малышей. Но потом, спустя пару месяцев, запал пропал. Он иногда просыпается, как совесть, и мы включаем дома концерт Чайковского, но не могу сказать, что кто-то сильно внимательно слушает.

А теперь –внимание – вопрос. А что в таких случаях делать? Как вы думаете, может ли ребенок полюбить классическую музыку в семье, где у родителей не принято слушать ее в свободное время, наслаждаться ею? В психологических книгах и интернет-статьях я читала о том, что все дело в частоте прослушивания. То есть, первоначальный путь был верным: нужно было с рождения ставить музыку и делать это регулярно, изо дня в день. Любовь – к сожалению, или к счастью, дело привычки. И ребенок будет любить ту музыку, которую он слышал в детстве. Может, у вас есть какие-то собственные рецепты? Наш первый совместный концерт классической музыки (а, прямо скажем, я тоже на них давно не ходила) состоится через неделю, хотелось бы к нему морально подготовиться. Буду признательна за советы.

Как приучить ребенка к слуховому аппарату: рекомендации

Используйте эти советы, чтобы сократить время привыкания к слуховому аппарату:

  1. Приучайте ребенка носить аппарат весь день. Надевайте его, когда малыш проснется. Чтобы предвосхитить капризы, придумайте семейный ритуал закрепления прибора за ушко.
  2. Если носите очки, объясните ребенку, что этот предмет для вас такой же важный, как слуховой аппарат для него. Предложите собираться вместе: ребенок водружает вам на нос очки, а вы на него – слуховой аппарат.
  3. Отвлекайте ребенка игрушками во время утренних сборов. Пока его руки и мысли заняты, у вас фора во времени – ребенок не успевает снять прибор прежде, чем вы переходите к следующему элементу гардероба.
  4. Установите правила. Например, ребенок сам надевает аппарат, а снимаете вы. Или манипуляции с аппаратом делаете вы, но малыш имеет право раз в день по просьбе побыть в тишине. Правила ограничены фантазией и здравым смыслом.
  5. Купите детские книги с картинками-объяснениями, как и для чего носить слуховой аппарат. Такие книжки есть у некоторых производителей слуховых аппаратов.
  6. Выберите слуховой аппарат вместе с ребенком. Сейчас много цветных приборов или приборов с накладками в виде супергероев, корон и машинок. Сделайте так, чтобы малыш знал: слуховой аппарат – его собственность. А значит, он несет за него ответственность, но при этом может украшать наклейками и протирать сам.
  7. Воспользуйтесь выключенным прибором, чтобы показать ребенку, как аппарат выглядит на вас. Поделитесь ощущениями.
  8. Заведите график, в котором ребенок каждый вечер сможет отмечать маркеры эмоций от слухового аппарата: было ли ему неудобно, нейтрально или нравилось слышать окружающий мир.
  9. Хвалите ребенка за то, что он весь день ходил в аппарате.

Пока вы уговариваете сына или дочь носить слуховой аппарат, оставайтесь спокойным. Если чувствуете, что теряете самообладание, передайте инициативу другому родителю.

Не ругайтесь на ребенка, так как он свяжет ношение слухового аппарата с негативными эмоциями

Заведите дневник прогресса, в нем описывайте реакции малыша на реабилитацию. Дневник поможет сурдопедагогу отслеживать уровни его развития.

Не настаивайте на ношении аппарата, если не уверены в его исправности или настройке. Приступайте к уговорам, когда аудиолог подтвердит, что дело не в приборе. И главное: не отчаивайтесь. Ребенок, в отличие от взрослого, быстро принимает слуховой аппарат как данность. Он для него – проводник в мир знаний и жизни, полной интересных открытий. Желаем удачи!

Где учить английский язык ребенку

Итак, вы приняли решение начать обучать своего ребенка английскому языку. Что выбрать: домашнее обучение, курсы или индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Домашнее обучение

Домашнее обучение с родителем — оптимальный вариант для малыша. Поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет, попробуйте учить его дома. В конце статьи мы расскажем, как это делать.

Однако учить ребенка английскому языку дома можно только при условии, что вы сами знаете язык хотя бы на среднем уровне и будете использовать увлекательные способы обучения. Ребенок только начинает знакомиться с новым языком, поэтому важно, чтобы это знакомство было приятным и интересным. Вы не знаете английский? Можно попробовать такой вариант: вы идете на курсы и начинаете передавать свои знания ребенку. В таком случае пользу получит не только ребенок, но и вы сами. В нашей школе многие взрослые изучают язык как раз с этой целью: они хотят обучать детей английскому, помогать выполнять домашние задания и т. д. К тому же это позволяет не тратить деньги на дорогих репетиторов.

Обучение английскому на курсах

В возрасте 3-4 лет ребенка можно отправить в специальный детский сад или центр раннего развития с уроками английского языка, а после 7 лет — на детские курсы. В этом возрасте детям важно не просто учить английский, но и одновременно общаться со своими сверстниками, расширять круг общения, выполнять интересные задания в конкурентной среде.

Главный момент, который вам следует учесть, — уровень знаний детей в группе. Важно, чтобы все дети знали английский примерно одинаково, иначе ребенку может быть некомфортно на занятиях.

После того, как ребенок достигнет среднего уровня знаний английского языка, можно попробовать отправить его в специальный языковой лагерь. Это будет отличным поощрением и хорошей мотивацией к дальнейшему изучению английского, а еще позволит ребенку завести друзей из разных уголков планеты.

Индивидуальное обучение

Мы не рекомендуем начинать индивидуальное обучение детей в возрасте до 7 лет. Во-первых, постороннему человеку сложно будет привлечь и удержать внимание малыша. Во-вторых, ребенку могут быть неинтересны такие занятия: одно дело изучать язык с такими же малышами, а совсем другое — наедине с чужой тетей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц: что умеет месячный малыш

У индивидуального обучения есть весомые недостатки: вам надо будет возить ребенка к репетитору или приглашать учителя к себе домой, что создает определенные неудобства. Однако их можно избежать, ведь есть альтернатива — с 9 лет ребята успешно начинают изучать английский язык по Скайпу. Если вы хотите, чтобы ребенок попробовал такой способ обучения, запишите его на бесплатный пробный урок. Вы будете присутствовать на этом занятии и сможете понять, подходит ли ребенку такой способ обучения.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Простые вокальные упражнения

Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.

  1. Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
  2. Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
  3. Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
  4. Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
  5. Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.
Простые вокальные упражнения

После этих упражнений голос станет чище, станет меньше зажимов в мышцах. Теперь можно потренироваться петь любимые песни.

В конце занятия голосовые связки нужно «охладить», для этого хорошо подойдут упражнения для распевки, особенно мычание, так как мягкая вибрация поможет расслабить уставшие мышцы.

Как научить ребёнка петь

Музыка – одна из важнейших составляющих гармоничного эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом обязательно входят в программу детских дошкольных учреждений.

Но иногда родители желают большего – они хотят, чтобы их дети научились петь красиво и чисто, более полно  раскрыли свои музыкальные способности.

Как научить ребёнка петь, что сделать для того, чтобы развить у детей любовь к пению?

Медведь на ухо наступил… Или нет?

Очень часто родители уверены, что бесполезно учить петь детей, у которых нет вокальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать интервалы в музыкальных фразах. Попросту говоря, взрослые уверены, что их детям «медведь наступил на ухо», так как в семье никто не музицировал: не играл на скрипке и не стал знаменитым оперным певцом.

На самом деле такие родители путают следствие и причину. Специалистами давно установлено, что роль наследственности в развитии музыкальных данных не так велика, как принято об этом думать. А вот роль окружающей среды и прилагаемых педагогических усилий значительна.

Ребёнок музыкантов зачастую обладает развитым музыкальным слухом и чувством ритма, вовсе не потому, что его бабушка была профессиональной оперной певицей. Просто он с рождения (и даже до своего появления на свет) постоянно слышит музыку, она становится для него чем-то вроде второго языка, и соответственно, музыкальные способности у него развиваются гораздо раньше и эффективнее.

Поэтому не стоит искусственно ограничивать творческий потенциал своего ребёнка, отказывая ему в развитии музыкальных навыков, только потому, что «ему медведь на ухо наступил».

Читайте также:  Что делать, если ребенок сосет палец? \ Что нужно знать родителям?

Занятия с профессиональными педагогами, специальные вокальные упражнения, способствующие развитию слуха, координации слуха и голоса, и музыкальная среда (прослушивание разнообразных композиций, совместное пение) будут очень полезными в развитии музыкальных навыков детей.

Артикуляционная гимнастика

Одной из важных составляющих музыкальной подготовки является артикуляционная гимнастика. Упражнения по развитию артикуляции обязательно понравятся ребёнку — ведь они дают ему возможность на 10-15 минут стать «маленькой обезьянкой» — покривляться, высовывая язык надувая щёчки, цокать язычком, изображая лошадку.

Как научить ребёнка петь

Что включает в себя артикуляционная гимнастика:

Упражнения, в которых задействован язык:

  • Кусаем кончик языка, учимся высовывать весь язык вперёд и убираем его внутрь;
  • Проводим языком между губами и зубами, имитируя «чистку» зубов;
  • Цокаем как лошадка, при этом отслеживая объём рта. Если объём небольшой и язык практически упирается в нёбо, цоканье получается низким – это скачет большая лошадка. Если язычок упирается в нёбо рядом с передними зубами, звук получается более высокий, звонкий – это скачет маленькая лошадка, пони.

Упражнения, в которых задействованы губы:

  • Мелко кусаем зубками верхнюю и нижнюю губу поочерёдно;
  • Оттопыриваем нижнюю губу (имитируя обиду), приоткрываем рот, поднимаем верхнюю губу, улыбаемся, имитируя радость;

Рисуем голосом

Предложите ребёнку «пропеть» уже известные ему явления природы: вьюгу, метель, сильный ветер, полёт насекомых, прыганье и кваканье лягушек, скрип двери. Поиграйте: пусть он не называет вам, что именно показывает своим пением, а вы должны догадаться об этом самостоятельно.

Теперь нарисуйте на листе бумаге несколько линий, завитков, овалов. Покажите их малышу и предложите «пропеть» рисунок, следуя голосом за его линиями. В дальнейшем можно дать задание ребёнку нарисовать рисунок, которые он будет «петь», самостоятельно. Отличное упражнение, которое развивает не только вокальные данные, но и фантазию детей.

Во время пения обращайте внимание на то, как поются те или иные звуки. Научите ребёнка петь ряд гласных «ааааууооыы», «уууооооаа» плавно, не делая границы между звуками. Следите за работой губ и гортани во время пения. Губы должны быть приоткрыты и находиться в состоянии «полуулыбки», при этом гортань поднимается, и образующие звуки получаются лёгкими и звонкими.

Занятия музыкой позволят развить не только вокальные способности детей, но и откорректируют возрастные дефекты речи, наладят правильную артикуляцию, разовьют дыхательные органы. Если дети много и с удовольствием поют, необходимо продолжать их дальнейшее музыкальное обучение в специализированных музыкальных школах и студиях.

Как развить у ребёнка вокальные данные расказывает специалист:

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Освоение принципа чтения по слогам

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Не повторяйте ошибки

Главная ошибка — это бездумное и беспорядочное обучение. Если не понимать, что вы делаете и зачем, научитесь неправильно. В лучшем случае, придётся переучиваться. В худших — потеряете голос и энтузиазм. Кратко поясним, что делать, чтобы не ошибаться.

Укрепляйте фундамент

Тренируйте дыхание, развивайте музыкальный слух и чувство ритма, планируйте занятия — это база. Можно хорошо петь и не знать ноты, но чем крепче фундамент, тем лучше будет получаться.

Берегите голос

Связки — это мышцы, их легко перенапрячь или сорвать. Не лезьте в те уроки, которые пока не для вас. Делайте разминку, чередуйте упражнения, повышайте сложность постепенно — всё это сделает обучение эффективнее.

Практикуйтесь больше

Теория — объясняет, как всё работает, но плохо помогает на практике. Это не значит, что читать не надо. Теория поможет понять преподавателей на уроке или в видеошколе. Но главное — практика.