Как научить ребенка считать в уме – плюсы и минусы разных методик

Номер материала: ДБ-1113695

Главные правила обучения ребенка цифрам

1. От простого к сложному: от двух кубиков к пяти, от трех любых предметов к четырем красным и семи круглым.

2. Когда учить ребенка считать? Изучать цифры с малышом можно уже с двух лет, а первые счетные пробы можно провести и того раньше. Но лишь к трем-четырем годам ребенок сможет, не тыкая пальчиком, определять на глаз количество предметов и совершать с ним логические манипуляции.

3. Все познается в игре. Никаких скучных занятий, малыш не должен догадаться, что он учится. Прежде всего, он веселится, играет и проводит время с мамой. Ведь это так занимательно – расфасовывать стаканчики и пластиковые ложки.

4. Усложняйте задания. Не бойтесь, что малыш еще не готов. Всем детям интересны упражнения чуть труднее, чем положено по возрасту. Это заставляет их стремиться к достижению цели.

5. Сначала – счет, потом цифра. Считается, что первым делом ребенок должен распознавать числа в жизни, а уж потом присваивать им порядковый номер. Сперва подойдут занятия устные, счетные («Сколько в этом ряду яблок? Раз… Два… Три! Правильно»).

И только потом вы закрепляете за рядом из трех яблок визуальную цифру «Три». Она может быть вырезана из картона или нарисована на карточке, кубике.

6. Не распыляйтесь. Например, сегодня посвятите урок-игру одной цифре. Нарисуйте ее на бумаге, повторите ее очертания палочкой на земле, слепите в песочнице нужное количество куличиков, найдите ее в автомобильном номере, выстройте башню из стольких кубиков и так далее.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики  следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков

Как правильно обучать ребенка чтению?

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).

    Магнитная азбука

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
Как правильно обучать ребенка чтению?

– сначала изучите все гласные;

– дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

– затем приходит очередь глухих звуков;

– шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

В каком возрасте лучше это делать

В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет.

Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.

Интересно!Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.

Секреты быстрого обучения счету

Психологи утверждают, что любая информация лучше запоминается, если задействованы все органы чувств. Процесс обучению счету в уме будет проходить быстро и легко, если ребенку не будет скучно, если он будет считать не только глазами. По этой причине целесообразно позволить ему самому перекладывать кубики или другие предметы при обучении счету, приучать его вслух произносить числа на каждом этапе. Можно сделать таблички с цифрами разного веса или размера: чем больше число, тем крупнее табличка. Необходимо подключить ассоциативное мышление, сравнивая кубики или числа с разными сказочными персонажами. Можно подключить к запоминанию чисел даже обоняние и вкус, например, выложив новую изученную цифру на тарелке малыша ягодами или овощами.

Секреты быстрого обучения счету

Научить ребенка быстро и правильно считать в уме не так уж и сложно, главное, не торопиться и не переживать из-за временных трудностей и случайных неудач.

Современный подход

Обучение с использованием пальчиков, палочек и линейки в наши дни считается потерявшим свою актуальность. Педагоги уверяют, что это формирует привычку медленного сложения и вычитания.

Современный подход

Для быстрого счёта лучше использовать современные методики:

  • Зайцева (кубики и таблицы);
  • Домана (карточки с нанесёнными точками);
  • Полякова (кубики из цветной бумаги).

Последняя методика интересна свое дешевизной – игровой материал можно смастерить самостоятельно. Для этого изготавливаются кубики из цветного картона и коробочка с ячейками, в которые они будут помещаться. Также потребуются листки с изображением цифр. Например, мама кладёт в коробку один кубик и показывает на листке цифру «1».

Современный подход

После нескольких занятий коробку можно накрыть ладонью и поинтересоваться, сколько всего кубиков спряталось внутри. Например, было 2 кубика, а добавили ещё один. Не видя предметы, ребёнок вынужден определить их количество в уме, а затем озвучить вслух – это и есть основа быстрого счёта.

Необходимо соорудить несколько коробок, в которые помещается ровно по 10 кубиков. Таким наглядным способом легко пояснить, что означает слово «десяток», и научить сложению и вычитанию двухразрядных чисел.

Успех во время домашних занятий придёт быстрее, если родители вовлекут у ребят в обучение сразу несколько органов чувств.

Современный подход

Дети должны озвучивать цифры вслух, касаться руками обучающих материалов. А съедобные пособия (ягоды, фрукты, печенье) можно предложить съесть! Это весёлое, вкусное и интересное занятие запомнится первоклассникам надолго и поможет закрепить в уме полученную информацию.

Как научить ребенка сложению и вычитанию?

Существуют разные методики обучения детей сложению и вычитанию. Легче обучать ребенка на наглядном материале – пальцах, палочках, линейке. Такая визуализация хорошо воспринимается ребенком, но некоторые специалисты против подобных методов, считая их способствованием лени. Использование наглядного материала может вызывать затруднения в дальнейшем обучении, так как некоторых детей трудно переучить счету в уме.

Для обучения сложению и вычитанию можно использовать деньги. На начальном этапе нужно запастись монетками по 1, 2, 5 рублей либо сделать их самостоятельно – в таком случае номинал монеток может быть любым (только целые числа). Этот вариант привлекателен также тем, что связан с реальной жизнью – ребенка нужно учить пользоваться деньгами, считать сдачу.

Для обучения сложению и вычитанию важно научить ребенка раскладывать числа, то есть знать состав числа (например, 4 – это 1+3, 2+2, 3+1). Этот момент особенно важен при вычитании и операциях с числами больше 10.

Сложению и вычитанию можно начинать учить только тогда, когда ребенок хорошо изучит счет до 10. В противном случае ребенок будет путаться и плохо усвоит весь материал.

Обучение счету – процесс довольно долгий и требующих большого количества внимания и терпения со стороны родителей. Учить ребенка надо правильно, регулярно уделяя занятиям время, но не перегружая его. Обучение можно проводить везде – по дороге в магазин, детский сад, на прогулке. Правильно организованный процесс дает отличные результаты.

Считаем в пределах 10

Родителям стоит обучить ребенка счету в пределах 10 еще до школы. Методик «Считаем в пределах 10» довольно много, родители могут выбрать ту из них, которая подходит их ребенку. Вот несколько советов по обучению:

  • начать стоит с усвоения понятий «много», «мало» «несколько»;
  • затем нужно усвоить понятия «столько же», «поровну», «больше» и «меньше»;
  • следующий этап – обучение выделению предметных комплексов, и перечислению предметов, входящих в комплекс с обозначением объединяющего их принципа. К примеру, из корзины с игрушками нужно выбрать только машинки.

Овладение счетом, как правило, происходит в возрасте 4-6 лет:

Считаем в пределах 10
  • в 4 года ребенка знакомят с цифрами первой пятерки и их образованием, обучают прямому счету до пяти, а потом и до 10;
  • пятилетнего ребенка знакомят с числовым рядом, он должен понять, что у каждого числа свое место. Причем, каждое последующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему;
  • далее можно учить ребенка считать двойками, тройками и пятерками.

Для обучения сложению и вычитанию используют наглядные предметы. Основа упражнений на вычитание – удаление из группы части предметов. На сложение – прибавление части предметов к группе.

Освоение второго десятка чисел

Объяснить ребенку в доступной форме получение чисел более 10 не всегда просто. Сначала важно освоить устный счет до 20, показать малышу, как пишутся все изученные числа. Вопрос, почему и зачем 7+4 записывается как 11, возникнет обязательно. Важно объяснить на бумаге, что для удобства большие числа считают по 10. Сложение 7 и 3 – это десяток, а прибавить нужно 4, то есть не хватает единицы. Получается, что результат составляет 7+3 и еще единицу, то есть 11.

Еще одно наглядное упражнение можно делать с орехами, конфетами, деталями конструктора. Следует отсчитать 15 предметов, записать их количество цифрой. Затем разложить их на 10 и 5 и показать, что десяток в двухзначном счете записывается единицей, а 5 – число единиц. Также стоит поступить, отсчитав 20 предметов и показать, что оно включает 2 десятка, а число 21 – это столько же, плюс еще единица.

Вычитание многозначных чисел

Числа, которые состоят из нескольких цифр, вычитаются поразрядно: сначала единицы, затем десятки, потом сотни и т. д. При этом иногда приходится заимствовать единицу из следующего (старшего) разряда.

Родители современных детей с завистью наблюдают за вундеркиндами – участниками телевизионных шоу «Лучше всех» и «Удивительные люди» – и переживают, что их чада не отличаются выдающимся умом и супер-сообразительностью: плохо усваивают программу начальной школы, не любят напрягать мозг и боятся уроков математики.

С первого класса они считают на пальцах и палочках, не знают приемов устного счета, поэтому испытывают большие проблемы по всем предметам школьного курса.

Приемы быстрого устного счета просты и легко усваиваемы, но нужно помнить, что успешное овладение ими предполагает не механическое, а вполне осознанное использование приемов и, помимо этого, более или менее длительную тренировку.

Усвоив элементарные приемы устного счета, пользующиеся ими смогут правильно и быстро выполнять мгновенные расчеты в уме с такой же безошибочностью, как и при письменных вычислениях.

Читайте также:  Расти, коса, до пояса. Что стоит знать о детских волосах