Как научить ребенка считать

Правильное интеллектуальное развитие малыша зависит не только от природных данных и усердности родителей, но и от прилежности самого ребенка.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Польза устного счета

Учеными после проведения исследований был сделан вывод, что у современного поколения наблюдается снижение активности умственных способностей. Связано это с появлением гаджетов и устройств, направленных на то, чтобы упростить нашу жизнь.

Например, современные дети все чаще, выполняя задания, связанные с математическими вычислениями, прибегают к помощи калькулятора, пренебрегая устным счетом. Это плачевная тенденция, т.к. умственные вычисления способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это один из лучших тренажеров для мозга, т.к. он способствует:

  • развитию памяти;
  • концентрации внимания;
  • способности восприятия сказанного на слух;
  • быстроте реакций;
  • развитию речи.
Польза устного счета

Активизировать работу клеток мозга несложно, для этого просто нужно как можно больше устно считать, т.к. решение даже легких примеров на вычитание, сложение, деление и умножение оказывает благотворное влияние на развитие мышления.

Но перед тем как приступать к вышеперечисленным математическим вычислениям, для начала нужно научить ребенка запоминать цифры.

Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи

Вы должны понимать, что способности к математике — это лишь на 10% божий дар, а остальные 90% состоят из эффективной мотивации и упорной систематической работы. Для начала вам предстоит сформировать у ребенка положительное отношение к царице наук, а затем организовать эффективное обучение.

Предлагаем 10 советов родителям, которые помогут ребенку справиться с математикой:

Как помочь ребенку справиться с математикой? Простые способы решения сложной задачи
  1. Покажите на ярких примерах, как можно применить математические знания в жизни. Расскажите о связи с математикой других наук, профессий, искусства.
  2. Поощряйте интерес ребенка к числам. Говорите о пользе и красоте точной науки, а о собственном отрицательном опыте, трудностях с математикой лучше умолчать.
  3. Не заставляйте детей учить математику раньше, чем они будут готовы.
  4. Сделайте обучение интересным. Используйте в обучении игры, головоломки и никакой зубрежки!
  5. Используйте наглядные примеры. У детей младшего школьного возраста и у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Если они смогут визуализировать математическую задачу, им легче будет ее решить.
  6. Держите связь с учителем. Это позволит своевременно помогать школьнику, если он отстает по какой-то теме. Помните, в математике все взаимосвязано. Здесь нельзя допускать пробелы, поскольку непонимание одной задачи может повлечь за собой отставание и по следующим темам.
  7. Учите от простого к сложному. Преимущество математики — в ее точности и последовательности.
  8. Уделяйте обучению хотя бы 15 минут каждый день. Регулярные занятия — главное условие любого развивающего процесса: как физического, так и умственного. Практикуйтесь и повторяйте пройденный материал. Чем больше ребенок применяет знания на практике, тем лучше он их усвоит.
  9. Хвалите и забудьте о критике. Ошибки — это не страшно. Они помогут ученику лучше понять, что он делает не так, и найти правильное решение. Сконцентрируйтесь лучше на том, что у ребенка получается хорошо, обязательно замечайте маленькие математические успехи школьника, приучайте его к мысли, что если хорошо постараться, то все обязательно получится.
  10. Развивайте детский ум гармонично, уделяя внимание не только логике и навыкам анализа, но и образному мышлению, памяти, смекалке. Полезно записать школьника на развивающие курсы.
Читайте также:  Бесплодие по Wi-Fi? Как беспроводная связь убивает тебя

Состав числа и простые задачи

Каждое число, кроме единицы, можно разложить на другие числа. Так, два раскладывается на один и один, три – на один и два. Это называется составом числа. Именно разбором чисел по составу следует заняться после того, как ребенок научился правильно считать по порядку.

Состав числа и простые задачи

Раскладывая числа на составляющие, ребенок автоматически учится решать простые примеры. Например, твердо усвоив, что три – это не только три раза по одному, но и два и один, он быстро сообразит, что если к двум прибавить один, получится три.

Состав числа и простые задачи

Не предлагайте ребенку складывать разнородные предметы, иначе он в впоследствии будет испытывать трудности в решении математических задач. Пусть он привыкнет к тому, что карандаши с ложками не складываются, математические действия можно осуществлять лишь с предметами одной категории.

Состав числа и простые задачи

При обучении ребенка количественному счету можно воспользоваться различными приемами, которые уже успели себя хорошо зарекомендовать.

суть методики

Как помочь? Очень просто! Вернёмся к сути, скажем так, «неприятности» (жуть, как не люблю слово «проблема») .

Все цифры на одно лицо! Значит, нам нужно «придумать лицо» каждой цифре!

То есть – форма каждой цифры должна перестать для ребёнка стать закорючкой, а должна стать особенной, запоминающейся.

Ну и, конечно, запоминаться она должна не просто так, а вместе с названием.

Все эти условия мы учли, и придумали стишки-ассоциации. Но ассоциации не просто с цифрой(таких вы найдёте много), а ещё и с формой цифры. Название цифры намеренно является рифмой. Теперь одну цифру нельзя перепутать с другой.

Да! На каждой картинке обязательно поищите вместе с малышом ровно столько чего-нибудь, сколько обозначает цифра.

Важное дополнение статьи от ! Наша окончательная и полная версия Стихосчёта готова! Нажмите сюда для того, чтобы перейти к доработанному сборнику Стихосчёта с раскрасками и прописями

Складываем и вычитаем в уме

Пример: разместить в домике двух персонажей, это могут быть фигурки животных или просто кубики (первый вариант интереснее), а затем спросить у ребенка, сколько гостей пришло. Дальше прибавлять и убирать элементы в пределах первого десятка. Постепенно задачу можно усложнить, сделав домику крышу.

После подсчета ребенком, открывать спрятанное, чтобы обучаемый смог проверить себя.

Складываем и вычитаем в уме

Методика Зайцева

Оптимальна для детей 6-7 лет. Методика позволяет научиться складывать и вычитать в пределах 100 почти автоматически, причем в уме. Для работы с техникой необходимо приобрести специальный учебный материал, а также ознакомиться с рекомендациями автора. Суть методики заключается в демонстрации ребенку всего материала, который затем при постоянном просматривании систематизируется у него в виде специальных таблиц.

Читайте также:  Давай меняться: как научить ребенка правилам обмена

Разложение чисел на состав

Складываем и вычитаем в уме

Как использовать технику: брать любую цифру, например, 7. Обучаемый должен запомнить, что она «раскладывается» на 5 и 2, 4 и 3 и т.д. Для наглядности можно использовать любой подручный материал, например, брать 2 тарелочки и 7 зерен фасоли или цветных конфет, а затем «делить» их на 2 части.

В пределах первого десятка методику могут осваивать дошкольники, дети более старшего возраста способны изучить устный счет по представленной технике с цифрами от 10 до 20. Метод Глена Домана

Идеален для подготовки к школе, а также первоклассников. Вместо цифр на листе бумаге изображаются точки. По мнению автора техники, это позволяет детям заучивать принципы устного счета буквально за несколько занятий.

Складываем и вычитаем в уме

При выборе конкретной методики важно оценивать реакцию ребенка — если одна не вызывает интереса, стоит попробовать другую. Также поступать нужно, если приносившие раньше радость занятия вдруг наскучили.

Учимся считать правильно и быстро

Основы любых знаний, в том числе и счета, закладываются в детстве. Поэтому очень важно, чтобы к учебе школе ваш малыш был хорошо подготовлен, научился правильно и быстро считать. Для достижения этой цели он должен уметь:

  • считать до 10, знать, как выглядят цифры;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • уметь делить предметы на 2,3 и 4 части;
  • сравнивать предметы по ширине, толщине, количеству;

При возникновении трудностей со счетом, нужно уделить занятиям больше времени. Учиться считать можно за завтраком, спросив у малыша, сколько тарелок, ложек и других предметов на столе. Выйдя на прогулку, спросите у него, сколько детей в песочнице, на качели, игровой площадке.

Быстрому и правильному счету можно научить, познакомив ребенка с бытовыми домашними предметами, имеющимися в доме: часы, барометр, термометр. Каждый день он самостоятельно может отмечать показания температуры за окном и записывать их в тетрадь. Это наглядно покажет насколько изменилась температура на улице. Сопоставляя числа, он лучше усвоит такие понятия, как больше и меньше. Он также научится узнавать разницу двух чисел. Чаще спрашивайте время.

Малыши – большие фантазеры, поэтому особого труда придумать сказку для них не составит труда. Поэтому отличным решением будет дать им задание придумать сказку. После этого он пусть расскажет о своих героях, нарисует их в альбоме. Это поможет определить, сколько героев в сказке, какие из них высокие, а какие имеют небольшой рост.

Хорошее занятие – сравнение картинок. По ним ребенок сможет ответить, что их объединяет, и чем они отличаются. Хорошо, если на картинках будет различное количество предметов. После этого можно предложить ему нарисовать разных животных, деревья, дома и сравнить их между собой.

С помощью палочек дети увлеченно составляют различные фигуры. Дайте им задание составить из них квадраты, треугольники и другие фигуры. Сколько он сможет составить фигур из 5, 10 палочек?

Для написания цифр лучше использовать тетрадь в клеточку. Но, предварительно нужно рассказать малышу о разлиновки тетради. Объяснить ему, что такое клетка, из каких сторон и углов она состоит. После этого показать ему, как на ней рисовать. Для примера можно соединить углы или точки между ними по стороне. После этого можно приступить к обучению рисования цифр на клетках.

Польза ментальной арифметики для детей

  1. Быстрый устный счёт;
  2. Стимуляция мелкой моторики рук;
  3. Хорошие оценки по всем школьным предметам;
  4. Развитие памяти;
  5. Креативность мышления;
  6. Формирование логики;
  7. Проявление творческих способностей;
  8. Возможность анализа действий.

Полный курс обучения длится 2-3 года, но первые потрясающие результаты можно увидеть уже через 3 месяца регулярных занятий. Опытные специалисты центра Smartum знают, как правильно научить ребенка считать в уме, а также всегда готовы в этом помочь. Обращайтесь к нам.

Упражнения для развития навыка счета в уме

При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.

  • «Назови числа, в которых…». Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
  • «Веди в уме прогрессию». Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
  • Использование таблиц Шульте. Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке. Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.
  • Наглядные примеры. Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 + 5 + 1 и назвать полученный результат.

Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.

Первые примеры

А вот с вычислениями в этих пределах могут возникнуть определённые трудности. Преодолеть их также легче всего в игровой форме:

  1. На столе в ряд размещаются 10 кубиков. Их может разложить сам малыш.
  2. Затем мама добавляет сверху, например, ещё два кубика. И визуально поясняет, что 10+2 равно двенадцати.
  3. Пригодится ранее изученное разложение чисел до 10. Например, 12+7 – это сначала прибавление единиц (2+7), а потом целого десятка (10+9). Можно придумать любые примеры на сложение! Аналогично производится вычитание – принцип обучения одинаковый.

Основное правило – детки должны всё пересчитать (пощупать) собственными руками и понять сам принцип вычисления.

Первые примеры

Безусловный успех ожидает родителей, придерживающихся следующих золотых правил:

  • в день занятия занимают не менее получаса (по 5-10 минут с перерывами на игры);
  • пройденный материал обязательно повторяется для закрепления знаний;
  • обучение ведётся в дружественной, чаще игровой форме;
  • практике уделяется как можно больше внимания (ненавязчиво выясняется, сколько птичек прилетело в парке, уехало или приехало на стоянку машин, и так далее).

Давить на малыша категорически не рекомендуется! Нужно отдавать себе отчёт в том, что дошкольнику, как и любому взрослому человеку, в начале обучения требуется привыкнуть к незнакомой терминологии. А на это уйдёт какое-то время.