Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Как самостоятельно научить ребенка дошкольного возраста считать в пределах 10? Для этого не обязательно записывать его на дорогостоящие обучающие курсы. Сделать это может абсолютно любая мама даже с не педагогическим образованием. Здесь важно выбрать индивидуальный подход для каждого дитя, чтобы не создать ему и себе огромных трудностей.

С какого возраста лучше учить ребенка считать по ФГОС

Первым этапом в обучении будет выбор времени. Необходимо учитывать, что учить детей считать в 1 год будет не самой лучшей идеей. Нужно выбрать момент, когда возраст чада уже будет достаточным для таких интеллектуальных нагрузок, чтобы попросту не усложнять ситуацию.

Самым оптимальным возрастом для ознакомления со счетом будет 1,5-2 года. Именно в этот момент умственное развитие дитя позволит достаточно легко и в короткие сроки ознакомиться с этим понятием. Не стоит также забывать и об индивидуальности: кто-то может начать раньше, кто-то позже. Хочется отметить, что счет и цифры – разные вещи. Ознакомление с цифрами лучше начинать в период от 2 до 3 лет.

Как выучить алфавит в домашних условиях

Оптимальный возраст для обучения буквам – 4–5 лет. Можно и раньше. Даже те малыши, которые пока плохо разговаривают, с легкостью запоминают буквы, произносят звуки. Однако без пользования алфавитом они также быстро их забывают.

Изучение букв в 5 лет – начальный этап в формировании умения читать и подготовке к школе. Если же вы – сторонник раннего развития, обратите внимание на методики Зайцева, Монтессори, Домана.

Быстрее запомнить алфавит помогают такие приемы, как раскрашивание букв, чтение стихов и разучивание песенок про азбуку. Значительно упростить процесс обучения и заинтересовать карапуза позволяют развивающие мультики, мультимедийные игры. В качестве наглядного пособия можно использовать коврики, кубики, пазлы, карточки, магнитно-рисовальные доски с буквами.

Советы родителям по изучению алфавита:

  • Занятия должны проходить в игровой форме, длиться не более 5–10 минут. Постепенно продолжительность «уроков» можно увеличить до 20–25 минут.
  • Задействуйте разные приемы обучения, виды образной памяти ребенка – слуховую и зрительную. Частая смена деятельности не позволит малышу заскучать.
  • Чтобы ребенок быстрее научился читать, лучше запоминать звуки, а не буквы: «б» вместо «бэ», «в» вместо «вэ» и так далее.
  • Начинайте изучение алфавита с гласных фонем. Они обозначаются 10 буквами, легче запоминаются попарно, например, а–я, у–ю.
  • Изучив согласные, переходите к составлению слогов. Такие сложные для понимания ребенка буквы, как «ь» и «ъ», проходите в конце.
  • Сохраняйте положительный настрой. Не ругайте малыша, если он забывает пройденный материал или плохо запоминает.

Занятие начинайте со знакомства с буквой. Во время проговаривания показывайте, как она выглядит. Предложите ребенку написать или разрисовать букву. Выучите вместе стишок или послушайте песенку про нее. Найдите предметы, названия которых начинаются с этой буквы. В дальнейшем регулярно повторяйте изученный материал, чтобы ребенок его не забыл.

Делайте это мимоходом, но регулярно. Играете в песочнице? Пишите палочкой буквы, пусть кроха их называет. Решили испечь печенье? Сделайте его в виде букв, чтобы потом вместе вспомнить алфавит при поедании вкусностей.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Читайте также:  Плохое зрение у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Учим буквы: лучшие методики для детей 4-лет

Для быстрого обучения малышей буквам существует несколько современных методик:

  • метод Марии Монтессори – сначала пишем буквы, используя специальные контурные рамки и вкладыши, затем учим буквы. Для детей 4-5 лет эта методика очень увлекательна, так как в ней отсутствуют скучные упражнения и задания. Она помогает развить мелкую моторику, логику;
  • метод Зайцева (с помощью кубиков) – эта аналитико-синтетическая методика представляет собой веселую, увлекательную игру, в которой используются складовые блоки. Кубики могут быть разных цветов, размеров, с различным звучанием наполнителя. Кроме того, что этот метод обеспечивает быстрое запоминание букв, он способствует развитию мелкой моторики рук, музыкального слуха, чувства ритма и звукового восприятия;
  • тактильный метод – это способ обучения алфавиту, доступный каждому, так как легко применим в домашних условиях и не требует специальных приспособлений. Каждая буква учится с помощью подручных средств: пластилина, счетных палочек, крупы и даже простой фасоли. Из пластилина ребенок с помощью мамы или папы составляет букву из заранее вылепленных колбасок, колечек и полукругов. По этому же принципу складывается буква из счетных палочек. Крупу, например, манную, нужно высыпать слоем на яркий поднос, после чего ребенок должен пальчиком нарисовать такую же букву, которую написал перед этим родитель. Фасоль или бобы используются при обучающей игре, напоминающей лото. На большой лист бумаги с написанным на нем алфавитом ребенок бросает фасолинку. После этого малыш должен назвать любое слово, которое начинается с буквы, куда попала фасолина.

Алфавит для детей 4 лет

Изучение алфавита является фундаментом для дальнейшего обучения чтению. Поэтому перед тем, как ребенок будет учиться читать, он должен визуально знать все буквы и правильно произносить звуки на русском языке. Четырехлетний малыш уже понимает, что информация, которая его окружает, закодирована в языке буквами. Природное любопытство, свойственное этому возрасту, побуждает ребенка учиться читать. Родителям важно уловить этот момент и ненавязчиво, в игровой форме мотивировать его к изучению алфавита. Давить на ребенка нельзя – это чревато лишними стрессами и может иметь обратный эффект.

Учим буквы: лучшие методики для детей 4-лет

Учить с ребенком алфавит нужно строго по правилу — одна буква за урок. Любая буква состоит из визуально похожих элементов. Торопясь и заставляя кроху учить сразу несколько букв за одно занятие, можно только запутать его и не добиться должного результата.

Читайте также:  Подборка семейных фильмов для просмотра вместе с детьми

Для освоения каждой новой буквы необходимо достаточное количество времени, минимум пару занятий. Для того, чтобы поддержать интерес малыша к изучению алфавита, уроки нужно организовывать в игровой форме, при этом общая атмосфера должна быть спокойной и дружелюбной.

В какие игры я играла с ребенком, чтобы он выучил азбуку. Опыт успешной мамы

Виктория, 38 лет, Тверь:

«Мой сын научился читать в 4,5 года. Но чтобы добиться этого, пришлось потрудиться. Мы с мужем планировали отдать нашего Сашеньку учиться в престижную школу, которая станет трамплином в лучшие вузы страны. Но в эту школу всегда был огромный конкурсный отбор: принимали уже подготовленных детей, умеющих бегло читать и знающих азы математики. Начать подготовку решили с чтения, а вернее, изучения алфавита. Заниматься мне было удобнее дома, поэтому искала способы, применимые в данных обстоятельствах. По всей квартире я расклеила карточки, где была нарисована каждая буква алфавита. Натыкаясь глазами на них, Саша, волей-неволей запоминал визуальное изображение буквы. Гуляя по городу, мы продолжали эту игру, находя знакомые буквы на рекламных вывесках. Кроме того, его настольной книгой на некоторое время стала стихотворная азбука с картинками. Веселые стишки, каждая строчка которых начиналась с одной и той же буквы, очень нравились сыну и, как мне кажется, здорово помогли в запоминании букв алфавита».

Важным фактором эффективности изучения алфавита является мотивация. Процесс обучения должен вызывать у ребенка интерес, и это основная задача родителей. Надо в виде игры обсуждать, на что похожи буквы, искать их на обложках, упаковках и т.д.. И главное – своим примером пробуждать у ребёнка интерес к чтению книг.

автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова,

Учим буквы: лучшие методики для детей 4-лет

педиатр, клинический психолог

Рекомендуем к прочтению

  • Как правильно кормить новорожденного грудным молоком?
  • Как правильно прикладывать новорожденного для кормления?
  • Нужно ли будить новорожденного для кормления?
  • Как собрать мочу у грудничка девочки?
  • Как отучить ребенка от пустышки?
  • Первый месяц жизни ребёнка: особенности ухода за…
  • Развитие малыша с 3 до 7 лет
  • Cенсорное развитие детей раннего возраста
  • Как собрать мочу у грудничка мальчика?

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения

  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу. 

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Методика Марии Монтессори

Математика, по мнению итальянского врача и педагога первой половины 20 века, должна быть наглядной и увлекать. Для обучения счету от 1 до 6 по методике Монтессори предлагается использовать игральный кубик. Вместе с ребенком кубик рассматривают, подсчитывают точки на каждой из граней, затем предлагают поиграть. Кубик кидают, пересчитывают выпавшие на верхней грани точки и рядом выкладывают такое же количество камушков, предлагают посчитать камни.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется, что делать родителям

Через время ребенка знакомят с графическим изображением цифр. Понадобится 6 кубиков, их ставят в ряд так, чтобы на верхней грани каждого были точки в порядке возрастания. Рядом с кубиком кладут вырезанную из бумаги цифру. Дальше можно попросить уже самостоятельно выложить количество камушков, которое будет соответствовать каждой цифре, опираясь на уже знакомые точки на кубиках.

Методика Марии Монтессори

Таким образом, ребенок соединит в своем сознании абстрактные цифры и наглядные точки и камни. Произойдет это не за одно занятие, понадобится около недели регулярных тренировок.

Для обучения счету до 10 к одному кубику подставляют второй, попутно демонстрируя правила сложения. Например, чтобы получилось 7, нужно поставить рядом кубики с точками 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.

Этап №Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры:

  • Кубики Мякиши "Азбука в картинках" в магазине
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики "Азбука", 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Какие ещё проблемы позволяет решить данный курс?

Если ребенок:

Какие ещё проблемы позволяет решить данный курс?
  • знает цифры как песенку в одной последовательности и не может соотнести количество предметов и цифру
  • плохо запоминает цифры
  • смешивает некоторые цифры между собой
  • не ориентируется в пространстве клетки, не может быстро найти центр клетки, середину, стороны право-лево, верх-низ
  • не может красиво писать цифры
  • не ориентируется в геометрическом материале, не знает названия фигур и алгоритмов для их рисования
Какие ещё проблемы позволяет решить данный курс?

— курс «Учим цифры, пишем цифры» поможет в этих случаях.

Какие ещё проблемы позволяет решить данный курс?

Какие ещё проблемы позволяет решить данный курс?

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.