Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

«Книга лучшее средство развития интеллектуальных способностей».

Как увлечь ребенка чтением

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Фундамент будущим успехам ваших детей закладываете именно вы, самые близкие люди. И чтение в этом играет очень важную роль. Предлагаем вам подборку статей о том, как сделать, чтобы чтение стало для ребенка удовольствием и потребностью. В этих статьях вы найдете рекомендации психологов, педагогов и просто родителей, у которых это получилось.

Желаем вам удачи в деле приобщения ребенка к миру книг.

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

18 «зачем» нужны детские книжки

Зачем и что читать малышу вслух?

Морозова А., Александрова И. Как читать ребенку?

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Ляксо Е. Читаем вместе с малышом

Гринева И. Почему дети не читают?

Галкина И. А. Как увлечь ребенка чтением?

Как воспитать у детей любовь к чтению

Как превратить чтение в удовольствие: 11 советов

Как заинтересовать ребёнка в чтении: советы американского психолога В. Уильямса

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам?

Валасина А. Первая встреча с книгой. Чтение для самых маленьких

Первая встреча с книгой: чтение для самых — самых маленьких. Как читать книги малышам, возрастные и индивидуальные особенности восприятия детьми текста и иллюстраций в книгах. Секреты интересного чтения.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С КНИГОЙ

Дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить цикл статей о воспитании талантливого читателя. И поговорить с вами о том, как знакомить малыша 1-2 лет с книгой. Именно в раннем возрасте у ребенка зарождается интерес к детской книге, к звукам, к речи, к родному слову, к познанию мира. И я хочу Вам рассказать о том, как дети этого возраста воспринимают книгу и иллюстрации в ней, в чем проявляются индивидуальные особенности восприятия литературы в возрасте 1-2 лет и как их можно учитывать при чтении.

Эту статью я построила как ответы на вопросы своих читателей, участниц моих курсов по развитию речи детей. Многие из них приходят на курс и говорят, что их дети влюблены в книги с рождения, обожают слушать сказки и рассказы. Такие детки почти сразу же включаются и в речевые игры, инсценирование сказок. Другие мамы и бабушки очень хотят приобщить малыша к чтению с первых лет жизни, но жалуются, что ребенка не увлечь слушанием сказки, и он даже закрывает ладошкой им рот при попытке чтения стихов или рассказывания.

— В чем дело? Неправильно читаем или причина в особенностях ребенка? И что делать?

— Как лучше начать знакомство малыша с книгой?

— Нормально ли, что ребенок порвал книгу? Или то, что малыш относится к иллюстрации в книге как к живой игрушке, например, накормил мишку из книги настоящей кашей и этим испортил дорогую книгу. Это неаккуратность как черта характера или возрастная особенность?

— Почему дети предпочитают не те книжки, которые нам кажутся очень привлекательными?

— Какие иллюстрации должны быть в книжке для малышей?

— Как заинтересовать ребенка книгами и как обыгрывать их сюжеты с малышами?

Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Понравилcя материал? Поделись с друзьями!

Причины отрицательного отношения к чтению

Причинами отрицательного отношения к печатному слову могут быть:

  • раннее начало обучения (уже к 5 годам большая часть детей вплотную приступает к занятиям по подготовке к школе);
  • отсутствие культуры чтения в семье (родители сами предпочитают телевизор или компьютер);
  • подбор книг не по возрасту;
  • требование читать, не учитывая настроение и желания малыша;
  • резкие комментарии взрослых по поводу ошибок, допускаемых при прочтении текста (особенно на начальных этапах);
  • время, которое дети проводят за просмотром мультфильмов, телепередач, компьютерными играми.

Между тем, активное чтение позволяет избежать многих проблем не только в обучении (повышается уровень общей осведомленности, формируется богатый словарный запас, грамотность при письме, развивается воображение), но и в процессе социализации детей (в сказках описываются многие жизненные ситуации, трудности, с которыми сталкиваются действующие лица, и способы их преодоления).

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Простой пример:

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Читайте также:  Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

Читаем книги для детей 7-лет

Для учеников младших классов лучше всего подходят небольшие сказки и детские рассказы. Это могут быть произведения отечественного и зарубежного фольклора, которые с детства знакомы современным взрослым: «Маша и медведь», «Иван-царевич и серый волк», «Морозко», «Вершки и корешки», «Джек и бобовый стебель», «Али-Баба и сорок разбойников», «Три поросёнка». Список действительно огромен, и при желании можно найти еще немало замечательных произведений в интернете.

Отличным вариантом станут сказки и рассказы от знаменитых детских авторов. Для малышей 7-8 лет подойдут произведения Ганса Христиана Андерсена, Братьев Гримм, Самуила Маршака, Бориса Заходера. Рассмешат и заставят задуматься басни Ивана Крылова: «Музыканты», «Волк и журавль», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». Выбор подходящих произведений достаточно большой, главное — подбирать те из них, которые малыш сможет осмыслить и понять.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

С каких книг стоит начинать? Что вы скажете о мягких книгах, сборниках потешек, «словарях первых слов», виммельбухах и других типичных книгах первого выбора?

Евгения Кац

Читайте также:  Что должен знать и уметь ребёнок в 6 лет

Для начала: мягкие книги, картонки с одним реалистичным изображением на странице и однотонным фоном, книги с вкладышами, книги с окошками. Затем – книги о чем-то понятном и знакомом, с минимумом текста на странице и хорошими иллюстрациями, которые можно разглядывать и обсуждать. Виммельбухи на самом первом этапе хороши именно малышовые – с несколькими крупными объектами на странице.

Рекомендации Евгении:

  • Эжени Фернандес. Котенок и лето. Мир и образование
  • Тэйлор Лори. Мы строим дом и другие книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова!»
  • Орлова Анастасия. Это грузовик, а это прицеп
  • Бернер Сузанна Ротраут. С добрым утром, Карлхен
  • Карл Эрик. Очень голодная гусеница

Наталья Медведь

Я считаю, что лучшая первая книга вашего малыша – та, которую вы знаете наизусть и читаете по памяти, лучше в лицах. Я хочу сказать, что хорошо бы ребенку слышать художественное слово в совершенно любой форме – потешки, песенки, колыбельные, считалки, да хоть романсы, сонеты или оды – еще до того, как он научится сидеть и брать книгу в руки самостоятельно. Самый простой способ этого достичь – выучить стихи, которые вам нравятся, и рассказывать их ребенку в подходящие моменты: во время переодевания, игры, сборов на прогулку. Возможно, ребенок не поймет содержания, но отзовется на ритм и звучание, поэтому специальный детский фольклор (песенки и потешки) стоит на первом месте в ряду детского чтения первого года жизни. Это хорошая новость для тех, кто сомневается, актуально ли для нынешних городских детей народное творчество, связанное с крестьянским бытом. Кстати, сегодня можно найти прекрасные современные малышовые стихи, сохранившие форму потешек. Например, в книге «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой.

Мягкие тряпичные книжки, пластиковые книжки для купания, небольшие картонные издания преследуют одну и ту же цель – научить ребенка обращаться с книгой. Так малыш понимает, где обложка, где начало и конец, как книгу листать, куда смотреть. Учится ею манипулировать, и это крайне важная стадия изучения книги как предмета. А прочные материалы таких изданий – хорошее подспорье для родителей.

Потешки с иллюстрациями Васнецова хорошо открывать ребенку, который их слышит в исполнении родителей, это подарит ему восторг от узнавания знакомого. А иллюстрированный словарь первых слов хорошо рассматривать вместе с ребенком и учить его находить знакомые предметы, расширять словарный запас. Главное – не стоит воспринимать такие книги как учебники для дошкольников. Хотя тут мое мнение не будет популярно, но я не сторонник того, чтобы изучать цифры, геометрические формы и цвета по книжкам.

Большая радость, что виммельбухи чаще издают на плотном и надежном картоне, то есть, покупая их для годовалого ребенка (что несколько на вырост), можно надеяться, что они прослужат вплоть до школьного возраста (когда они достигают апогея функциональности). На мельтешащих картинках младшим детям сложно сосредоточиться, а нелинейность сюжета сложно осознать, но можно начинать с самых простых вариантов чтения – игр в «найди и покажи». По мере осваивания простейших заданий можно переходить к созданию сквозного сюжета и придумыванию предысторий. Чем старше будет становиться ребенок, тем с большей изобретательностью он будет подходить к фантазированию по мотивам виммельбухов.

Рекомендации Натальи:

  • Орлова Анастасия. Яблочки-пятки
  • Мерфи Джилл. Пять минут покоя
  • Дюбюк Марианна. Лев и птичка
  • Карл Эрик. Десять резиновых утят
  • Смолман Стив. История про овечку, которая пришла на обед к волку

Eлена Иванова

Первыми книгами лучше выбирать те, которые вдохновляют взрослого на речевую импровизацию. Проще говоря, нужно открыть книгу и спросить себя: «Могу ли я что-то рассказать по картинкам?» Поскольку очень многое в раннем возрасте связано с действиями, лучше выбирать те книги, в которых много движения. Нарисованные герои в книжках должны что-то делать – чем больше глаголов будет в вашем рассказе, тем лучше.

В качестве первых книг можно выбрать книжки-игрушки из ткани или картона. Опять же, важно, чтобы картинки были сюжетны. Родителям будет легче строить по ним небольшие рассказы. Еще для начала можно взять те, что с клапанами. Например, Юсуке Ёнедзу построил свои книги вокруг игры в прятки. В возрасте около года они отлично идут.

Рекомендации Елены:

  • Макки Дэвид. Элмер
  • Карл Эрик. От головы до ног
  • Лаптев А. М. Пик, Пак, Пок

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного отрезка детей до 7-ми лет есть свои особенности познания и восприятия мира, что нужно учитывать при анализе готовности ребенка к обучению чтению. Но, так как каждый ребенок индивидуален, то эти особенности могут быть в разной степени выделены для конкретного ребенка.

Давайте посмотрим на то, каким образом характеризуют различные периоды психологи и педагоги.

2-3 года – это возраст, когда ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир. В его жизнь врываются новые цвета, формы, звуки. Именно в этом возрасте ребенок еще достаточно непосредственно будет реагировать на все свои ошибки, будет пытаться их исправить, следуя за своей природной любознательностью.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Ребенок в 2-3 года раскрывается для полноценного общения со взрослыми и готов впитывать все, что они предложат ему. Но буквы в этом возрасте чаще всего представляются чем-то непонятным и скучным. Донести суть этого навыка малышу достаточно сложно. Обучение в данном возрасте целесообразно начинать только в том случае, если ребенок сам интересуется книгами и буквами.

Читайте также:  Как вести себя родителям в период кризиса у ребенка 7 лет

4-5 лет – возраст, когда ребенок уже не просто изучает мир, а начинает его анализировать. Интерес к свойствам предметов, попытки изменения окружающего мира воздействием. Именно в возрасте 4-5 лет ребенок может начинать осваивать чтение не только механически, но и понимая написанное. Если малыш проявляет интерес к книгам и буквам, то это самое время начинать небольшие занятия по 5-10 минут. Легкая, непринуждённая игровая обстановка позволит преподнести и открыть перед ребенком волшебный мир книг.

6-7 лет. Именно этот возраст считается оптимальным для изучения ребенком навыка чтения. По мнению психологов, именно в возрасте 6-7 лет происходит активное развитие восприятия, памяти и внимания. Именно в этом возрасте у ребенка появляется осознанное желание учиться. Появляется возможность воспринимать знания в организованной форме.

Эти возрастные рамки выделяют физиологи, психологи и педагоги, но они являются лишь усредненными показателями, которые могут подходить ребенку не в полной мере.

Каждый ребенок индивидуален и обладает своей скоростью развития и познания мира. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов, то вы можете попробовать. Но, если вы столкнётесь с полным отсутствием внимания и желания изучать буквы и чтение у ребенка до 5-ти лет, то не нужно его заставлять, лучше отложить этот процесс.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Умение мыслить креативно – это вовсе не обязательно врожденный талант, его тренируют и оттачивают точно также как и любой другой навык. К сожалению, зачастую родители полагают, что развивать креативность нужно только в том случае, если у ребенка есть творческие увлечения – он рисует, танцует или, к примеру, играет на музыкальных инструментах. На самом деле умение найти удобное для себя решение любой задачи пригодится везде, всегда и каждому!

В школах (во всяком случае, некоторые преподаватели) пытаются детям в этом помочь: например, ставят более высокий балл, если ребенок решил задачу несколькими способами, находят фантазийные темы для сочинений, вроде «Пять чудес, которые я совершил бы, став волшебником», вовлекают детей в театральные постановки. Но этого, как вы понимаете, недостаточно.

Между тем, есть простые приемы, используя которые можно развивать нестандартное мышление у детей самого младшего возраста. Их можно с успехом применять во время игр, прогулок, повседневных дел.

Что делать родителям? Позволить ребенку фантазировать! Простые игры вроде «Что на что похоже», сочинение нового окончания сказки, подбор рифм – все это заставляет мозг отойти от шаблона. Чаще давайте дома ребенку «рационализаторские» задания – пусть придумает свой способ компактной расстановки кастрюль, хранения футболок в шкафу или полива цветов.

Забудьте о скорости чтения и заучивании таблицы умножения, во всяком случае – на лето. Перед вами есть и более важные педагогические задачи!

о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора