Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Как подобрать идеальный кредит не потратив на это и 10 минут?

Условия передачи данных

Настоящее согласие действует на получение рекламно-информационных материалов о страховых, банковских и иных продуктах через мобильный или стационарный телефон посредством голосовых вызовов или коротких текстовых сообщений (SMS), с использованием Интернет-мессенджеров, на электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете. А также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг ООО «Информационное агентство «» и/ или третьих лиц, а также предоставления информационно-консультационных и маркетинговых услуг (включая осуществление рекламно-информационных рассылок с использованием sms-сервисов, Интернет-мессенджеров, электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете.

Пользователь может отказаться от подписки на емейл-рассылку, перейдя по ссылке «Отписаться» в нижней части любой рассылки

В каком возрасте можно начинать

Первый и главный вопрос: в каком возрасте родители могут говорить с ребёнком о деньгах? Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!». Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.

Однако говорить о финансовой грамотности, по словам педагогов, нужно чуть позже – в 5 лет. В этом возрасте ребёнок понимает, что такое деньги.

Рассмотрим, что думает государство по поводу обучения детей финансовой грамотности. Этот предмет стал обязательным в российских школах с 2016 года. В некоторых образовательных учреждениях финансовую грамотность ввели в программу, в других сделали факультативным курсом. А в 2018 году Центробанк анонсировал запуск образовательной программы «Экономическое образование для дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Читайте также:  Памятка для родителей: как объяснить ребенку, зачем нужно читать

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

Образование остатка.

Когда ребенок освоил основной опыт, что происходит в момент, когда заработанное тратишь в один день, а также как получить более крупную покупку, важно также научить ребенка экономить. Это урок отлично осваивается в магазинах, при совместных покупках. Объясните ребенку, например, почему вы на больших распродажах покупаете огромную коробку стирального порошка или же большую упаковку туалетной бумаги. Посчитайте вместе, сколько стоило бы такое же количество товара без скидки. Каждый из нас в магазине обращает также внимание на скидочные кампании для различных продуктов – опять же обговорите с ребенком, почему выбираете молоко с „желтым” ценником – как вы экономите в данном случае. Что это значит? Это значит, что тратите меньше, чем запланировали ранее и поэтому в ежемесячном семейном бюджете образуется незапланированный остаток, которым вы можете распоряжаться по своему усмотрению – оставить на следующий месяц или совершить какую-то покупку, „чтобы побаловать себя”. Поверьте – ребенок очень быстро освоит этот урок и поймет, как можно тратить меньше, чтобы в результате покупать больше.