Как быстро научить ребенка читать в домашних условиях

Многие родители хотят хорошо подготовить своих детей к школе. Они стараются не только научить их читать, но и писать. На самом деле, это не будет лишним, ведь это сложный процесс, которому можно обучаться очень долго. Чтобы овладеть письмом, придется приобрести немало навыков и опыта. Именно поэтому учиться первым азам необходимо еще в раннем детстве.

И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

  1. Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
  2. Способен ли он их пересказать?
  3. Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
  4. Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
  7. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
  8. Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?
  9. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
  10. У вашего ребенка богатый словарный запас?
  11. Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
  13. Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
  14. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
  15. Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
  16. Обычно он говорит развернутыми предложениями?
  17. Ваш малыш с удовольствием учится читать?
  18. Он знает много стихов и песен?

Результаты теста:

От 0 до 5 очков

Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков

На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков

Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Почему ребенок пишет медленно – диагностика причин

Учащиеся младшей школы пишут медлительно по нескольким причинам:

  • дисграфия (о ней мы говорили подробно в серии статей «Учим школьника писать правильно, красиво, быстро»);
  • слабая моторика руки;
  • неправильная посадка за партой;
  • неудобная ручка;
  • раннее обучение дошкольников письму.

Основополагающий фактор медлительности при письме – моторика руки, которой не придали должного значения до школы. Ребенок, которому трудно писать, вряд ли полюбит работать шариковой ручкой. Проверьте, пишет ли Ваш малыш медленно потому, что у него «слабая» рука:

  • Согните альбомный  лист один раз по горизонтальной линии пополам, и дважды по вертикальной (что бы всего получилось 6 частей).
  • Разверните листок.
  • Попросите чадо навести линии: одну карандашом, следующую фломастером, последнюю вертикальную шариковой ручкой.
  • Горизонтальная линия наводится тем, чем малышу удобнее всего. Если чадо выбрало фломастер или карандаш – у него слабая моторика рук.

Первые шаги — подготовка

Подготавливать ребенка к письму можно с трехлетнего возраста. Конечно, писать буквы он не сможет, но в это время можно развивать мелкую моторику пальцев. Это значительно облегчит процесс обучения именно каллиграфическому письму, которое дети могут освоить только в 5 – 6 лет.

Существует большое количество занятий, которые хорошо развивают мелкую моторику рук и позволяют сделать первые шаги к обучению. Обычно они нравятся маленьким детям. К таким упражнениям относится:

  1. Лепка из пластилина или глины. Она хорошо укрепляет кисти рук и развивает усидчивость ребенка. Лепите вместе с ним всевозможные фигурки. Ничего страшного, если у него не будет получаться, ведь главное, чтобы ребенок работал пальчиками.
  2. Создание аппликаций. Делать это можно из цветной бумаги. В данном упражнении понадобятся ножницы. При этом ребенок сам должен разрезать бумагу. Покажите, как это нужно делать, давая легкие задание разрезать лист по прямой, вырезать треугольник и т.д. Только не оставляйте малыша одного с ножницами.
  3. Игра с мелкими предметами. Мелкую моторику помогут развить всевозможные бусинки, пуговицы, камушки, фасоль, горох и т.д. Их можно насыпать в глубокую посуду, а на дно спрятать небольшие игрушки. Ребенок должен доставать игрушку, при этом перебирать своими пальчиками. Смотрите, чтобы он не взял маленькие предметы в рот. Обычно в 3 годика дети уже понимают, что этого делать не надо.
  4. Игры с конструктором также хорошо развивают моторику рук.
  5. Рисование с применением различных техник. Здесь малыш сможет научиться правильно держать в руках карандаш, а в дальнейшем и ручку. Когда будете учить этому, учтите, что ручка должна лежать так, чтобы находилась на верхней фаланге на среднем пальце, а большим и указательным фиксировалась. Также большой палец должен располагаться выше указательного.

Как научить ребёнка писать красиво

Умение красиво писать обуславливается определённым уровнем развития мелкой моторики и остротой зрения ребёнка, и родителям необходимо позаботиться об этих факторах. Если со вторым все понятно, то как быть с мелкой моторикой? Как развить её у ребёнка?

Существует огромное количество упражнений для развития мелкой моторики, которые способствую и обучению ребёнка красиво писать:

  •  Аппликация.

Научите ребенка использовать ножницы: лучше всего начать с вырезания простых геометрических форм – квадратов, кругов, треугольниках. На первых порах они должны быть достаточно крупными, в дальнейшем формы могут становиться сложнее, а фигуры – меньше.  Для девочки можно купить несколько наборов бумажных кукол с одеждой.

  •  Рисование и раскрашивание.

В пять лет дети очень любят рисовать и делают это с удовольствием: не жалейте денег на карандаши и раскраски – пусть ваш малыш совмещает приятное с полезным!

  •  Лепка.

Помимо того, что лепка укрепляет кисть ребёнка, это ещё и необычный массаж пальчиков и ладошек. Для этого увлекательного занятия можно использовать как пластилин, так и солёное тесто.

  •  Рукоделие.

В пять лет нас интересует нанизывание бусин на нитку – попросит ребёнка изготовить для вас бусы: это не только сблизит вас, доставит удовольствие малышу, но и послужит в целях развития мелкой моторики пальчиков. В шесть – семь лет можно познакомить ребенка с вышивкой: магазины рукоделия предоставляют огромное разнообразие небольших детских вышивальных наборов разной тематики. Позвольте ребенку самому выбрать картинку, которую бы он захотел перенести на ткань.

  •  Рисование под диктовку.

Для этого понадобиться лист бумаги в клеточку и карандаш. Обозначьте исходную точку на листе и диктуйте ребенку, куда от нее двигаться дальше: одна клетка вверх, три вправо, две вниз и т.д. Лучше и интереснее будет, если вы заранее подготовите необычные рисунки, которые в итоге должен будет получить ребенок: это может быть машинка, кораблик или робот. Подходите к процессу творчески!

Чаще всего грязно в тетрадях и прописях бывает у импульсивных, эмоциональных детей. И им достаточно сложно объяснить, почему написанные им с таким старанием палочки и закорючки плохи, а за критикой вообще может последовать отказ в обучении письму. Поэтому очень важно проявлять терпение и понимание в обучении детей красивому письму. Необходимо помнить, что фраза ребенка “У меня ничего не получается” – это просьба о помощи, поэтому первое время просто необходимо выполнять работу по обучению каллиграфии вместе с ребенком.

Видео: Советы от специалистов — как научить ребёнка красиво писать

Оставляйте свои комментарии ! Делитесь опытом! Ведь Вы можете помочь другим родителям ответить на их вопросы!

От карандаша к ручке

Карандаш должен появиться у вас с раннего возраста. Как только у ребенка появится к нему интерес. Уже карандашом ваш малыш начнет писать свои первые буквы. Не забывайте также про краски и цветные мелки. Вы можете учить своего малыша рисовать, воспользовавшись великолепной методикой Ирины Колобовой. В интернете не трудно найти видео с ее курсом.

Предупреждаем вас о распространенной ошибке. Родители часто упускают то время, когда нужно научить ребенка правильному способу держать карандаш.

Контролируйте захват сразу. Переучивать всегда намного сложнее. Вот почему для начала купите малышу специальный толстый трехгранный карандаш. С ним правильному захвату учить проще. Форма карандаша заставляет обхватывать его с трех сторон. Так пальчики с первых дней научатся писать правильным захватом.

Читайте также:  Как научить ребенка быть хорошим собеседником?

Советы и рекомендации

Для того чтобы научить ребенка красиво писать, стоит использовать некоторые ухищрения:

  • отметить маркером на ручке черту, которая будет показывать ребенку нижний предел, до которого может опуститься указательный палец;
  • поставить точку на безымянном пальце (верхней фаланге), которая указывает на то, где должна находиться ручка в момент письма.

Немаловажную роль в обучении играет и осанка ребенка. Внимательно следите за тем, как сидит ваш кроха во время рисования, лепки или письма. Правильная осанка поможет избежать проблем с позвоночником, поможет выработать усидчивость и концентрацию, а также благоприятно скажется на почерке ребенка.

Как быстро научить ребенка писать прописными буквами

Рано или поздно все родители сталкиваются с тем, что ребенка пора учить читать и писать. Если раньше это делали в школе, то сейчас желательно обучить этому ребенка до того, как он пойдет в школу.

Главное в обучении написанию букв — это интерес ребенка

Сегодня мы поговорим про прописные буквы и расскажем, как правильно научить ребенка их писать.

Очень многие родители с нетерпением ждут, когда их ребенок уже сам начнет писать. Но для того чтобы это произошло, недостаточно просто ждать.

Вам стоит самостоятельно заниматься с отпрыском, и желательно, чтобы эти занятия были ежедневными. Стоит отметить, что во время обучения вам стоит заинтересовать кроху.

Если малышу не будет нравиться учиться, результат будет не настолько хороший, как бы вам хотелось.

Как научить ребенка писать. Первые писать буквы.

Универсальный алгоритм на все буквыСТРОЧНЫЕ РУССКИЕ БУКВЫ учим писать,обучающее видео СТРОЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как быстро научить ребенка писать прописными буквами

Также специалисты говорят о том, что во время обучения нельзя кричать на ребенка и требовать мгновенного результата.

Так вы только полностью отобьете охоту к обучению, и процесс остановится на месте. Если у малыша получается не совсем хорошо, все равно его нужно хвалить, чтобы он захотел научиться делать это еще лучше.

Несколько полезных упражнений, которые помогут научиться писать прописными буквами красиво

Писать буквы нужно после их изучения

В школах деткам в первом классе дают специальные прописи, по которым дети учатся правильно писать буквы. Вы можете делать некоторые упражнения и до школы. Все эти упражнения достаточно простые.

  • Упражнение номер один. Начать нужно с того, что малыш должен научиться самостоятельно писать элементы, из которых состоят буквы или же цифры. В данном случае идет речь о прямых палочках, а также о палочках с закругленными концами. Изначально надо нарисовать точки, объединив которые у ребенка получится определенный элемент буквы. Желательно, чтобы ваш ученик обвел несколько рядов одинакового элемента. После этого вы можете попросить ребенка, чтобы он самостоятельно повторил тот элемент, который он до этого обводил. Такое упражнение нужно повторять каждый день.
  • Во время обучения вам стоит делать акцент не на всех буквах, а на одной определённой. Вам стоит уделять каждой буковке определенное количество времени, пока ребенок не научится ее писать. Специалисты советуют для того, чтобы ребенку было интересно, не просто показать, как эта буква пишется, а сделать с ней что-то необычное. Например, если вы любите готовить, можете приготовить десерт и подать его в виде этой буквы. Также можно сделать поделку в виде этой буквы или же собрать ее при помощи детского конструктора. Ребенку это, несомненно, понравится, и он будет заниматься с удовольствием.
  • После того как вы заинтересуете отпрыска какой-то определенной буквой, вам стоит показать ребенку, как правильно ее писать. После этого родители должны сами показать несколько раз, как она пишется. Уже потом можно научить отпрыска писать эту литеру. Можете говорить малышу, что именно ему нужно сделать, чтобы эта буква получилась на бумаге.
  • Если вы видите, что написать на бумаге ребенку букву сложно, можете облегчить ему задание. Попросите малыша, чтобы он нарисовал символ в воздухе. Для начала можете сами провести силуэт буквы в воздухе, а только потом попросить ребенка повторить данную процедуру. Если у крохи все выходит правильно, попросите малыша перенести свои умения на бумагу.
  • Когда ребенок начнет писать буковку на листе бумаги, он может это делать по вашим точкам. Или можете говорить ему, что нужно делать, чтобы получилось правильно.

Если вы видите, что у ребенка все хорошо получается, можете попросить отпрыска, чтобы он написал уже не одну букву, а две. После этого вы можете переходить на написание слогов, а после этого и отдельных слов.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Плюсы и минусы раннего обучения

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Из положительных факторов можно отметить такие:

  • обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
  • в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
  • во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
  • обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
  • при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.
Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:

  • нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
  • отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
  • «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
  • длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.
Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.

Читайте также:  Органическая косметика: ключевые особенности и правила выбора средств

Лучшие методики для домашнего обучения

Можно ли научить читать по слогам в 3-года и надо ли это делать

Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:

  • кубики Зайцева, которые дают хорошие результаты и позволяют проводить занятия в форме игры, что важно в таком возрасте;
  • буквенные домики С. Полякова, систематическое использование и поэтапность метода дает высокие результаты;
  • система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями и не дает заскучать;
  • методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании, рассчитана на детей с разным типом восприятия информации, что является несомненным плюсом.

Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Методы оказания помощи детям с дисграфией

Разработано несколько методов, позволяющих бороться с этим явлением. Необходимо знать, что предупредить заранее дисграфию невозможно, профилактических мер не существует. Ее можно только распознать, когда она уже проявляется. Но делать шаги надо на ранних сроках.

Для быстрого запоминания букв родители могут предлагать рассматривать картинки с изображением букв. Также часто надо давать детям переписывать тексты.

Заметив у ребятишек нарушения в написании текстов, лучше сразу обратиться к врачу. Только специалист может дать нужные методики для занятий. Кроме всего, часто назначается массаж, плавание, физиотерапию и прием препаратов, улучшающих память.

Навыку правильного письма обязательно должен предшествовать навык уверенного и четкого произношения слов. Как научить ребенка разговаривать в 3 года читайте в нашей следующей статье.

Детям с такой проблемой рекомендуется больше читать. Что именно лучше предложить для чтения вы узнаете из материала почему дети мало читают.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!