Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?

В первые два года жизни вашему малышу приходится много чего узнавать, попробовать и учиться делать. Примерно к 8-9 месяцам настает время, чтобы познакомить ребенка со столовыми приборами, и в первую очередь – с ложкой. Кушать самостоятельно, без помощи взрослого, очень важный этап в развитии каждого карапуза. Скажем сразу, процесс этот не простой, он может занять не один месяц, поэтому запасайтесь терпением и нашими полезными советами.

Знакомься, это ложка!

Умение пользоваться ложкой состоит из двух важных составляющих: способности манипулировать ложкой (то есть крепко держать ее определенным образом и доносить из точки А в точку Б без существенной потери содержимого) и способности «снимать» губами, деснами и зубами содержимое ложки в рот.

В зависимости от того, какой тактики введения прикорма придерживаются родители, малыш осваивает один из этих навыков раньше другого. Если мама знакомит ребенка с детскими пюре и творожками месяцев в шесть (многие педиатры считают, что именно после полугода стоит разнообразить меню младенца), то сперва она кормит ребенка ложкой сама.

Ложку – в рот!

Хотя большинство мам легко справляются с задачей кормления, в этом вопросе тоже есть свои маленькие хитрости. Не надо позволять ребенку сосать ложку, словно грудь или бутылочку, а малыш непременно попробует это сделать. Поэтому действуем быстро: ложкой слегка нажимаем на нижнюю губу ребенка и, когда он приоткроет рот, «снимаем» содержимое ложки о его верхнюю губу.

Важно: Первый прикорм в этом случае должен быть полужидкий, без комочков. Набирать пюре сперва нужно на самый кончик ложки и следить, чтобы ребенок не подавился едой непривычной консистенции.

Ложку – в руку!

Если родители остановили свой выбор на педприкорме, то никакого пюре, скорее всего, ребенок не увидит, а первую не-жидкую еду будет держать в руке: сушка, печенье, корочка хлеба, кусочек яблока…

В этом перечне к году должна появиться и ложка, пусть даже к ней не будет прилагаться тарелка с содержимым, а ребенок воспримет ее как игрушку. Пусть сидя у вас на коленях за обеденным столом он поиграет ложкой – попробует взять в руку, донесет до рта.

Важно: Лучше выбрать ребенку ложку из плотного и мягкого качественного пластика или силикона – не будет риска случайно пораниться. Черенок ложки должен быть толстым, удобным для захвата как ручка погремушки, и коротким. Малыш подносит ко рту не ложку, так точно оперировать предметами он еще не умеет, а кулак – чем короче черенок, тем больше вероятность, что содержимое ложки окажется во рту. Сама ложка не должна быть глубокой.

Правила питания детей

  • Ешь 3 раза в день. Когда ребенок ест 3–4 раза в день, не перекусывая особо между приемами пищи, он всегда ест с аппетитом. Приемы пищи желанны и воспринимаются как приятный момент, даже если еда не очень нравится малышу.
  • Ешь натуральную пищу нормальными порциями. Выбирай натуральные продукты для питания ребенка. Поменьше примесей, консервантов и продуктов, вред которых очевиден. При трехразовом питании порция должна быть нормального размера, включать в себя первое, второе блюдо и десерт.
  • Пей воду. Вода очень важна для правильного функционирования организма, никакие соки и газировки ее не заменят. Между приемами пищи ребенок должен выпивать достаточное количество воды.
  • Ешь, сидя за столом. Никаких перекусов на ходу, никакой спешки, телевизора или тем более компьютера. Приучай ребенка есть, сидя за столом, сосредоточившись на еде. Объясни, почему это так важно для пищеварения. Все дети с удивлением смотрят на свой живот и делают выводы, если им рассказать, что пища плохо переваривается по определенным причинам. Учи ребенка чувствовать свое тело и понимать себя с детства.
  • Ужин должен быть легким. Основной прием пищи — обед. На ужин можно поесть овощи, омлет, макароны, легкий суп, фрукты. Когда ребенок ест легкий ужин, он легче засыпает и лучше спит.
  • После еды кухня закрывается. Научи ребенка отказываться от перекусов. Постоянные походы к холодильнику противопоказаны. Человек, который с детства приучен находиться в постоянном процессе поглощения пищи, впоследствии страдает ожирением. Зачем это нужно твоему ребенку?
  • Наслаждайся вкусом блюд. Угадывай ингредиенты, которые были использованы в приготовлении пищи… Когда еда приносит удовольствие, это здорово! Готовь для ребенка не только полезные, но и вкусные блюда.
  • Учись готовить. Учи ребенка готовить — пусть наблюдает за тем, что делает мама. Приготовленное собственными руками блюдо ребенок будет есть с невероятным удовольствием! Существует множество простых блюд. Ты можешь научить ребенка их готовить. Интерес к еде и понимание процесса приготовления пищи формируют здоровые пищевые привычки.
  • Еда не должна вызывать чувство вины. Чувство вины — хорошая предпосылка для пищевых расстройств. Чтобы избежать таких серьезных заболеваний, как булимия и анорексия у ребенка, никогда не ругай его, если он съел что-то не то. Не используй еду как наказание или поощрение!
  • Читайте также:  Обязанности детей перед родителями по закону России

    Эти правила питания полезны не только для детей, но и для взрослых. Заботься о здоровье своей семьи правильно, и тогда проблем с питанием не будет у ребенка! Ведь дети копируют привычки взрослых.

    Показывай собственным примером, как нужно правильно питаться, не забывай об этом.

    published on according to the materials

     С чего нужно начинать

    Чтобы карапузу было легче освоить новый для него навык, нужно постараться сделать из приема пищи своеобразный ритуал:

    • Перед тем, как начать кушать, помойте руки себе и ребенку. Для него это должно стать хорошей привычкой;
    • Кушайте в спокойной обстановке и только на кухне. Старайтесь не включать телевизор и не давать за стол игрушки. Лучше, если малыш не будет отвлекаться на развлечения;
    • Хорошо, если вы сможете кушать всей семьей. Если такой возможности нет, то кушайте вдвоем с ребенком. Он должен видеть, как вы это делаете, чтобы пробовать повторить;
    • Купите красивую скатерть и полотенца, поставьте салфетки. Чистая, комфортная атмосфера подарит хорошее настроение и настроит на прием пищи;
    • Приобретите для ребенка детскую тарелочку из качественного пластика или натурального дерева. Она должна быть не бьющейся и с широким основанием, чтобы ребенку было удобнее попадать в нее ложкой. Если малыш беспокойный и все время норовит перевернуть тарелку, купите специальную – с присоской;
    • Старайтесь больше гулять и играть перед едой, чтобы малыш достаточно проголодался, так процесс пойдет быстрее и эффективнее.

    Как научить ребенка сидеть: упражнения от Комаровского

    Обращаем внимание родителей: различные упражнения, стимулирующие самостоятельное высаживание грудничка, должны выполняться с разогревания мышц. Доктор Комаровский рекомендует начинать гимнастику с 6-7 месяцев, а до этого возраста можно выполнять легкие массажи и практиковать купание малыша с кругом во взрослой ванне.

    1. После разогрева мягких тканей ребенка, можно приступать к выполнению физических упражнений. Первым делом проведите дневное купание малыша, оденьте его и успокойте, если капризничает. Не рекомендуется выполнять нагрузки, если ребенок перевозбужден, так как это не даст нужного результата.
    2. Укладываем кроху на спинку и аккуратно поднимаем выпрямленные ножки к носику. Делаем это очень медленно, не забывайте разговаривать с грудничком и объяснять, что вы делаете.
    3. Таким же образом выполняем растяжку мышц на ножках, при этом не касаясь носика ребенка. Старайтесь чередовать второе и третье упражнение. Такие упражнения могут выполняться шесть раз за один подход.
    4. Выполняя следующую гимнастику, перемещаемся на пол, предварительно подстелив теплое одеяльце. Берете малыша за пальчики и дожидаетесь, пока он крепко за них возьмётся. Затем плавно поднимаете за ручки из лежачего положения в положение сидя, при этом касайтесь носами друг друга. Такие подтягивания нужно выполнить не более 10 раз.
    5. Следующее упражнение выполняется, сидя на полу. Мама удобно усаживается и разводит ноги в стороны. Между ног сажаем ребенка спинкой к себе, а перед малышом ставим большую игрушку. Даем крохе возможность до нее дотянуться, а потом перемещаем в разные стороны. Ребенок должен нагнуться за игрушкой в каждое положение. Так происходит укрепление мышечного корсета спины.
    6. Выполняем игру на фитнес-мяче. Для малышей лучше выбирать вариант с теплым покрытием и гладкими швами. Не должно наблюдаться никакой структуры. Выкладываем тонкую пеленку на мяч, затем кладем ребенка животиком вниз. Малыша придерживаем за туловище или бедра, при этом мячик раскачиваем, дожидаемся, пока кроха выставит ручки и упрется ими в пол. Выполняем такие раскачивания 3-5 раз. На фитболе можно располагать малютку как угодно, главное, чтобы ему это нравилось.

    Благодаря перечисленным упражнениям позвоночник ребенка укрепится достаточно быстро и уже спустя 1-2 недели малыш сможет усесться самостоятельно. При этом у родителей возникает спорный вопрос: нужно ли учить сидеть или сам научится. Е. Комаровский считает, что решение остается за взрослыми, но подобная гимнастика, если выполнена правильно, будет полезной и не навредит.

    Как научить ребенка сидеть: упражнения от Комаровского

    Советуем посмотреть, как надо научить ребенка сидеть самостоятельно. Видео от Комаровского.

    Важно! Выполняйте все упражнения с малюткой в форме игры с потешками, так малышу будет интересно возвращаться к этой процедуре снова.

    С каких продуктов лучше начинать?

    Из овощей, это может быть отварная морковь, картофель, а из фруктов разрешается давать кусочки груши, банана, персиков. Также начинать учить ребенка жевать стоит с хорошо разваренного риса, мягких макарон.

    Лучше предложить крохе несколько продуктов, чтобы он смог выбрать наиболее понравившиеся. Если малыш любит тыквенное пюре, то можно отварить плод, нарезать его на небольшие кусочки и дать ему. Это вызовет у крохи приятные эмоции, связанные с процессом пережевывания. Как перевести малыша на твердую пищу?

    Родителям важно знать, как приучить ребенка к твердой пище. Резко переводить малыша на употребление кусочков продуктов не стоит. Это может вызвать проблемы с пищеварением. Процесс обучения должен проходить постепенно. Если раньше все продукты измельчались в блендере, то теперь можно пропускать их через мясорубку.

    С каких продуктов лучше начинать?

    Ребенок будет получать маленькие кусочки пищи, которые он легко сможет прожевать. Специалисты рекомендуют для обучения крохи пережевыванию еды использовать ниблер. Это современный гаджет, который имеет вид небольшого сеточного мешка с ручкой. В него помещается продукт и плотно закрывается.

    Читайте также:  5 методов, как приучить ребёнка к порядку

    Ребенок будет учиться откусывать частицы фруктов и овощей через ситечко. В рот будут попадать мелкие кусочки, поэтому кроха не подавится. Большинству детей нравится есть через ниблер. Для детей продается специальное печенье, которое рассыпается сразу после контакта со слюной. Попадая в рот, оно становится мягким.

    Малыш не сможет подавиться таким лакомством и легко его съест. Каши (рис, гречку, овсянку) стоит перетирать таким образом, чтобы оставались целые кусочки. Со временем можно будет предлагать крохе такие блюда в неизмельченном виде. Но в этом случае их нужно хорошо проваривать. Дробленый мелкий рис ребенок способен самостоятельно легко переживать.

    При приучении малыша к твердой пище специалисты советуют родителям:

    • быть терпеливыми. Это достаточно долгий процесс. Сначала у малыша может не получаться хорошо пережевывать еду. Нельзя кричать, ругать кроху. Это приведет к тому, что ребенок откажется от употребления твердых частиц еды;
    • поощрять стремление малыша к пережевыванию пищи;
    • предлагать крохе любимые блюда. Тогда у него будет хороший аппетит, он быстрее научится пережевывать пищу;
    • купить ребенку прорезыватель. Такое приспособление формирует жевательный рефлекс;
    • предлагать крохе участвовать в процессе приготовления еды: например, дать ему размять отварную морковь или картофель вилкой;
    • усаживать кроху за взрослый стол. Малыш будет смотреть, как употребляют пищу родители и другие члены семьи. Это станет хорошим стимулом для обучения пережевыванию твердых частиц блюда.
    С каких продуктов лучше начинать?

    Уже с годовалого возраста можно предлагать крохе целые кусочки овощей и фруктов. В это время организм ребенка уже полностью готов к пережевыванию твердой пищи.

    Как приучить ребенка есть за столом?

    Ребенку 2.2 мес. с самого начала введения прикорма очень плохо ел – только с книжками-игрушками, сидел в детском стульчике. После 1,5 лет в стульчике есть отказывался, за столом тоже. Сейчас кушать стал нормально, НО – процесс кормления выглядит так: ребенок сидит играет, бегает, в общем занимается своими делами, а мама в это время за ним по пятам ходит и с ложечки кормит – каждое кормление затягивается не меньше, чем на 40 минут. Если посадить за стол, сеть есть вместе с ним, то он конечно минут 5 может посидеть, поесть, а потом все – убегает и никакие уговоры не действуют. Как едят ваши детки в нашем возрасте и как посоветуете приучить его есть за столом по-человечески?

    а точно обязательно за ним бегать и с ложки кормить. нам правда по-меньше, но если я ей ставлю тарелку и она не ест, я просто тарелку убираю. к вечеру обычно начинает просить есть, иногда съедает в 2 раза больше обычного. Такие отказы у нас наверное по неделе длятся, т.е. то ест недели три нормально, потом вдруг не голодная. Мне сначала было совсем необычно что ребенок который до этого требовал кушать 6 раз в день, вдруг утром выпил чаю грамм 50 и к вечеру съел грушу и всё. и так несколько дней подряд. у сестры дочка 3 годика- Тоже гворит что иногда аппетит у той пропадает и она и не настаивает, захочет есть будет просить. Попробуйте не бегать за ребенком хотя бы дня 3-4 и посмотрите.

    Нам год и семь. Едим за общим столом вместе со всеми. Изначально процесс выглядел следующим образом. Еще до введения прикорма, ребенок сидел/лежал в шезлонге и смотрел как все вместе ели. Потом, когда начал сидеть, сидел в своем стуле за столом. Я все ждала признаков готовности к прикорму. Смотрел. Когда стали вводить прикорм, я просто все рассказывала, показывала. Просто у нас никогда не было ни песен, ни игр за столом. Помятуя негативный образ нашей бабушки воспитания двоюродного брата: мама стучит половником по крышкам, дед приплясывает, бабушка поет и пытается вставить ложку. Он не ел нормально лет до 14. В него все впихивали и кормили только вкусненьким, правда изуродовали ему желудок и зубы. Еда у нас только за обеденным столом. Ни каких кусков-печений-фруктов в другом месте. Ни когда. В полтора года моя мадама тоже взбунтовалась и не захотела сидеть в своем стуле. Я в таком случае ее выставляю из-за стола и не кормлю. Не кормлю и в комнате и между обедом. Проходит часок-другой, она меня тащит за ручку на кухню и говорит: ням-ням. Садимся, едим без выкрутасов. Как только начинаются капризы или кидание едой, типа сыта и игрива, снова выставляю из-за стола. Так где-то неделю мотала она мне нервы теперь ест все, что даю. Но! У меня десерт: типа фрукты, сухофрукты, печенье только для тех, кто съел мы начали есть самостоятельно ложкой. Я одной кормлю, второй она ест сама.

    Читайте также:  Дети будут сидеть в гаджетах, это наши новые реалии

    Да, играем (вне стола), сажаем кукол, мишек, собачек; варим им кашу в игрушечной кастрюле, каждому ставим тарелку, даем ложку, стакан и всех по кругу кормим. Но, за столом игрушки отсутсвуют.

    Пару раз съест четверть порции, потом съест столько, сколько ему пореже или с собой возьмите что-нибудь полезное – морковку, яблоко, чашку с компотом или час кормить и не нужно. И вредные перекусы низя – печенье-хлеб-что_там_еще.

    Мы прошлой весной полдник брали на прогулку, прогулка была часов 5-6. часа полтора-два Катя спала в коляске, потом просыпалась, кушала и мы еще гуляли до ужина.

    моя редко с нами за столом ест. от стульчика отказались месяца 3 назад. у нее есть свой детский столик со стульчиками. ест за ним в комнате и с мультиками.(с транслита)

    вы наверное грудью уже не кормите? А мы вот еще на ГВ – из-за этого я думаю вся проблема – если он не поест, то начинает висеть на груди и всю меня иссасывать, а если я за ним бегаю и кормлю, он кушает хорошо и к груди прикладывается мало

    О проектеМы в соцсетяхКонтакты

    Что делаеть, когда малыш отказывается есть самостоятельно?

    Конечно, если кроха проявляет интерес к процессу еды, то обучение проходит быстрее и легче. Но что делать, если ребенок не желает кушать самостоятельно? В первую очередь — запастись терпением. Если малыш даже не хочет брать в руки столовые предметы, то имеет смысл отложить начало обучения на 1–2 месяца.

    Но в случаях, когда ребенок просто не хочет кушать сам, а лишь играет с ложкой и едой, попробуйте поступить следующим образом:

    • выбирайте то время для обучения, когда у ребенка наибольший аппетит;
    • предлагайте в этот момент его любимые блюда;
    • садитесь рядом и начинайте есть;
    • если малыш не делает попыток есть, швыряет столовые приборы и кричит, то возьмите его ручку с ложкой в свою, вместе зачерпните еду и поднесите ее ко рту, не забыв похвалить за проделанную работу. На начальных этапах помогайте ему таким способом 1-3 раза, а оставшейся едой докармливайте его самостоятельно. Со временем малыш привыкнет и начнет есть сам.

    На самом деле научить ребенка есть самостоятельно с помощью ложки не так уж и сложно. Главное, выберите правильный момент, будьте терпеливы и спокойны и ваш малыш очень быстро порадует вас своим новым достижением.

    Заключение

    Самостоятельная еда ложкой — новый этап развития маленькой личности. Следует запомнить основное — не теряйте терпение, наглядно показывайте как надо кушать с ложкой и не ругайте свое чадо. Ведь ему тяжело научиться есть самому, на этот важный навык может уйти определенное время. Не переживайте из-за большого количества уборок и стирок детских вещей. Все идет своим чередом!

    Заключение
    Заключение

    Читайте далее:

    Заключение

    Как научить ребенка ползать: упражнения, стимуляция и мнение Комаровского

    Как приучить ребенка к горшку в 1 год: методы опытных мам и рекомендации Комаровского

    Решаем проблему ночного похода к горшку

    Правильная подготовка

    Приучать ребенка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

    Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

    Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

    Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

    Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

    Если правильно подловить момент, то можно с определённой уверенностью утверждать, что уже в 18-20 месяцев ребёнок сможет сам съесть негустой творог, кашку и даже суп.

    Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

    Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.