Грудничок ест меньше нормы: как определить и что предпринять?

Многих новоиспеченных родителей волнует вопрос аппетита своего ребенка. Повсеместно детские врачи заостряют внимание на том, чем грозит недобор веса грудничка, и дают ответы на вопрос: что делать когда ребенок не ест грудного молока. Задача здесь не всегда решается вводом адаптированной смеси, прежде всего, необходимо выявить причину такого поведения у ребенка.

Нормы питания

Итак, сколько должен съедать новорожденный ребенок? Ответ на этот вопрос напрямую связан с возрастом. Если рацион питания 10-летнего ребенка не особо отличается от рациона 12-летнего, то в первый год жизни объем пищи изменяется каждые несколько недель.

Обычно ребенок съедает столько, сколько помещается в его желудок. А желудок малыша размером с его кулачек. Поскольку в первый год жизни кроха стремительно растет — желудок также пропорционально увеличивается. Не особо длительные, но частые приемы пищи со временем сменяются на более редкие, но объемные. Новорожденный малыш может есть до 12 раз в сутки, а уже через месяц количество кормлений сокращается до 9-10.

Сориентироваться в нормах питания на первом месяце жизни позволит следующая таблица:

Возраст малыша Количество молока (за 1 прием пищи)
1-2 дня 7-10 г
3-4 дня 20-40 г
1 неделя 50-70 г
2 недели 60-80 г
4 недели 90-110 г

Как понять, сколько действительно ребенок съедает, если он находится на грудном вскармливании?

Нормы питания

Можно взвешивать кроху на специальных детских весах перед каждым кормлением и после него, а затем высчитывать разницу. Можно сцеживать молоко в бутылочку — и так наглядно вычислять, сколько малыш съел. А можно просто смотреть на его поведение: если он весел и бодр, часто улыбается и активно набирает вес — значит, молока ему вполне достаточно.

Со смесью, конечно, проще определить, сколько малыш съел. Точные рекомендации по объему каждого кормления производитель размещает на упаковке, но стандартный расчет суточной нормы таков: если ребенок весит меньше 3,200 кг — количество прожитых дней умножают на 80, если больше 3,200 кг — количество дней умножают на 70. Полученный результат нужно разделить на число приемов пищи. При этом важно помнить, что новорожденные едят понемногу, но каждые 2-2,5 часа, а уже к месяцу интервал между едой увеличивается до 3 часов.

Грудничок, который ест достаточно, должен иметь следующую прибавку в весе:

Возраст Прибавка к весу при рождении
1 месяц 760-1300 г
2 месяца 1720-2640 г
3 месяца 2420-3540 г
4 месяца 2980-4270 г

Но важно помнить, что эти цифры все же условные. Некоторые дети генетически миниатюрные, другие — крупнее большинства. Потому прежде, чем говорить о недоборе либо переборе веса, необходимо обратить внимание на генетику и учесть индивидуальные особенности детского организма.

Как научить ребенка кушать?

Если ребенок перестал кушать, и вы точно знаете, что он не болен, возможно, единственное, что может принести пользу – ничего не делать. Иногда его просто нужно оставить в покое, и он попросит есть сам, когда проголодается. Маме придется набраться терпения, перестать упрекать малыша, заставлять, уговаривать, обещать что-то взамен, ругать или угрожать, что лишит его фруктов и сладкого. Родителям стоит попробовать на месяц или два вообще не акцентировать внимание ребенка на еде, и не обсуждать эту проблему между собой в его присутствии. Просто нужно спокойно ставить тарелку перед ребенком, а если он не ест – убирать ее, никак не комментируя ситуацию. Нужно лишь следить, чтобы до следующего приема пищи малыш не получал никаких конфет, печенья или фруктов.

Чтобы избежать проблем с аппетитом, возможно, стоит задуматься, как научить ребенка кушать, с самого раннего возраста. Для этого педиатры рекомендуют:

  • Обучить малыша «пищевым запретам», нужно объяснить, что нельзя в перерывах между основными приемами пищи есть сладости, нельзя есть немытые фрукты и овощи, еду, которая упала на пол, так как после этого можно заболеть;
  • Следить не за количеством, а за качеством пищи. Она должна быть разнообразной, сбалансированной и красиво оформленной;
  • Пусть у ребенка будет своя посуда – небольшие красивые тарелки, украшенные детскими рисунками;
  • Ребенку, независимо от возраста, нужен режим питания, как только он наелся, не нужно удерживать его за столом, пусть уходит играть;
  • Не нужно давать ребенку одновременно два блюда, второе нужно ставить на стол только, когда он съест первое.

Чтобы каждый раз попытки накормить ребенка не заканчивались скандалом, маме придется проявить гибкость и пойти на уступки. Если ребенок не хочет кушать, не следует кормить его через силу, даже если вам кажется, что он худой. Избыток пищи плохо усваивается, что приводит к зашлакованности организма и лишнему весу в будущем.

Что делать, если ребенок не ест

Педиатры и психологи советуют соблюдать определенные общие правила кормления детей. Специалисты советуют сохранять спокойствие и выдержку, быть очень внимательными к потребностям своего ребенка. Кроме того, они рекомендуют следующее:

  • Если ребенок мало ест, важно в обязательном порядке отказаться от перекусов в виде бутербродов, конфет, соков, чая. Обеспечьте полноценное питание, четкий режим кормления.
  • Ни в коем случае не следует раздражаться, старайтесь сдерживать себя, не проявляйте агрессию. Малыш остро реагирует на такое поведение родителей, а повышенная возбудимость препятствует возникновению аппетита.
  • Позвольте крохе кушать самостоятельно, не нужно насильно кормить его и постоянно надоедать.
  • Украшайте блюда, делайте все, чтобы они казались более вкусными.

Прибавка в весе

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

Прибавка в весе
  • до 3 месяцев – средняя прибавка составляет 800 граммов в месяц, поскольку ребёнок постоянно спит и не расходует много энергии;
  • с 4 месяцев до полугода – ребёнок приступает к познанию мира, переворачивается, садится (в 5 месяцев). Прибавка в 4 месяца и старше – 500 — 800 граммов;
  • с полугода до 9 месяцев – ребёнок активно ползает, садится, встаёт в постельке, получает прикорм. Набор веса составляет 300 — 600 граммов в месяц;
  • с 9 до 12 месяцев – малыш изучает окружающий мир, тратя практически все калории. В среднем набор массы тела составляет 100 — 500 граммов ежемесячно.

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Как правильно мотивировать ребенка

  • Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина. Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку. Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
  • Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
  • Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
  • Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
  • Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
  • Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

Педагог Дима Зицер:

«Если человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Неужели недостаточно просто исправить ошибки? Ребенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. Если я в этот момент обратил его внимание на то, что «стеклянный», «деревянный», «оловянный» пишется определенным образом, почему, если я не подкреплю это двойкой, нам кажется, что ребенок это не запомнит? Почему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?»

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Педагог Дима Зицер:

«Когда моему интересу дается свобода, я абсолютно точно дотягиваюсь и до Эйнштейна, и до Пушкина, и до червячков, и до космоса. Одно тянет за собой другое. Особенно, когда рядом есть люди, помогающие мне открыть, осмыслить, сопоставить, присвоить знание.

А в тот момент, когда мне говорят: “Будешь учить это, и все! — Почему? — По кочану!” – я буду учить, у меня выхода нет, но мне так и останется невдомек, зачем я это делал. Я на той же учительской конференции в очередной раз проделал свой частый фокус про Пушкина:

— Надо учить Пушкина в школе?

— Да, конечно.

— Сможете что-то процитировать, не входящее в школьную программу?

Тишина. Опять тишина. Значит ли это, что они обязаны цитировать? Нет, не значит. Это значит, что, как педагоги, мы должны сделать выводы: в чем-то наши учителя ошиблись, если мы закрыли этого самого Пушкина в школе и дальше не стали открывать. А жаль – он ведь действительно прекрасен…»

Как изменить пищевое поведение ребенка

Какой бы ни была причина переедания у ребенка, важнейшей составляющей борьбы с ним является системное приучение к нормальному питанию. В этом родителям помогут следующие хитрости: Составьте разнообразное меню вместе с диетологом, причем специализирующимся на детском питании. Измените продукты для перекусов на более полезные. Разумеется, за один день ребенок не отвыкнет выпрашивать еду, но вот съесть вместо пирожка фрукт он вполне способен. Обеспечьте малышу обильное ему собственную бутылку или кружку с симпатичным рисунком и постоянно наполняйте ее морсом, разбавленным соком, компотом или несладким чаем и чистой водой. Жидкость разбавит желудочный сок и даст малышу временное чувство насыщения. Уберите из поля зрения все продукты: никаких ваз с печеньем на обеденном столе или чипсов на нижней полке шкафа. В идеале нужно сделать так, чтобы ребенок сам не мог достать никакую еду, кроме, например, яблок. Измените свое отношение к еде и не перекусывайте при ребенке. Это касается и чаепитий перед телевизором, и бутербродов за компьютером, и даже покупки мороженого в парке. Каждый раз, когда малыш начинает выпрашивать еду между основными приемами пищи, старайтесь отвлечь его играми, книгами, разговорами или отправляться с ним на прогулку. Если вы уже готовите обед, а ребенок висит у вас на ноге и криком требует покормить его немедленно, попросите его накрыть на стол или хотя бы отнести туда посуду, а не суйте кусочек лакомства. Имейте в виду, что на перестроение пищевого поведения у маленького ребенка обычно уходит от полутора до пяти месяцев, так что запаситесь терпением и регулярно консультируйтесь со своим педиатром.         

Как изменить пищевое поведение ребенка

Нормы питания

Суточная норма детей, которым 10 и 12 лет, ничем не отличается. А вот для грудных детей рацион изменяется каждые несколько недель. Обычно, груднички в первый год жизни съедают ровно столько, сколько способно поместиться в желудке. Размер органа грудничка с его кулачок. В этот период жизни малыш активно растет, его желудок увеличивается. Частое, но незначительно употребление пищи сменяется редкими, но большими порциями.

Обычно новорожденные едят до 12 раз в сутки, а уже через месяц количество приемов сокращается до 9 раз.

Возраста новорожденного Количество молока за 1 кормление
1-2 дня 7-10 г
3-4 дня 20-40 г
Первая неделя 50-70 г
Вторая неделя 60-80 г
Четвертая неделя 90-110 г

Чтобы определить какое количество молока употребляет грудничок для этого существует несколько способов:

  1. Взвесить младенца до и после кормления, затем высчитать разницу.
  2. Сцеживать грудное молоко в бутылочку, визуальнолибо на весах оценить количество съеденного молока.

Это касается грудного вскармливания. Для младенцев, питающихся искусственными смесями, определить количество съеденного молока — легко. Точные рекомендации по размеру порций указываются в инструкции продукта. Обычно норма высчитывается следующими способами:

  • вес малыша менее 3.2 кг — количество прожитых дней перемножают с 80;
  • при весе более 3.2 кг количество дней следует перемножить на 70.

Кормление новорожденного рекомендуется повторять каждые 2-2.5 часа, а уже после месяца жизни интервал увеличивается до трех часов.

Читайте также:  Зарядка дома для детей: 10 лучших видео