Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям

Многие родители волнуются, как их дети адаптируются к школе после летних каникул. Особенно переживают семьи первоклашек, ведь их любимые малыши впервые делают шаг во взрослую жизнь. О том, как перебороть страхи детей перед школой, когда начать переход на новый режим дня и как избежать дефицита внимания – в материале портала Москва 24.

Готовимся к школе – напутствия и лучшие советы для родителей

Главные советы для родителей от сайта Childdevelop:

1. Подготовить ребенка духовно, изучить его поведение в социуме и помочь справиться с комплексами, проблемами.

2. Не давите на своё дитя новыми предметами, изучение лучше всего проходит в игровой форме. Даже рисование палочек можно интересно преподнести в виде смешного стишка или истории. Ведь мы готовимся к школе легко и не нужно чтобы у ребенка было негативное к ней отношение с самого начала.

3. Чтобы развить усидчивость и внимательность нужно, заинтересовать процессом, нужно знать предпочтения вашего ребенка: заняться вместе лепкой из пластилина интересной для него игрушки, испечь из теста вместе любимые пирожки. И все сопроводить интересными историями, чтобы ему захотелось повторить спокойные занятия.

4. В статьях Подготовка детей к школе часто пишут, что обучение можно проводить от изучения тяжёлого к лёгкому, но для большего процента детей это невозможная задача и у них могут опуститься руки.

5. Выбирайте методики обучения, подходящие индивидуально. Дошкольное обучение дома очень важно, даже если оно ведеться в специальных группах или садах.

Подготовка к школе дома организовывается с 6 лет, но Вы можете с самого рождения по крупице вложить все качества, умения и знания, нужные не только для поступления в школу, но и для дальнейших свершений. Надеемся, что информация как подготовится к школе размещенная в нашем разделе поможет выросить будущего гения!

Опорные точки

Саморегуляция, планирование, самоконтроль. Если коротко, то это – про правила: заставить себя досидеть до конца урока, проявить усилие и сосредоточиться, остановиться и собрать вещи. Общественными нормами и управлением эмоциями можно пренебречь, если вы целенаправленно растите Сальвадора Дали или Мэрилин Мэнсон. В остальных случаях ребенку придется установить определенные границы и правила поведения, найти и контролировать необременительные обязанности.

Справляться с эмоциями и развивать волю хорошо помогают классические логические настольные (шахматы, шашки, нарды, лото, домино) и подвижные игры («Съедобное-несъедобное», «Цветной муравей», «Море волнуется»).

Что это дает:

  • умение справляться с эмоциями, сознательно контролировать свое поведение,
  • развитие волевых качеств,
  • формирование усидчивости,
  • умение устанавливать свои и соблюдать чужие границы,
  • навыки самоорганизации.

Развитая речь. Среднестатистической школе достаточно, чтобы ребенок понимал суть предложения из 5-7 слов, мог описать картинку, пересказать прочитанное или услышанное своими словами. При приеме в столичную школу, гимназию или лицей из ТОП 20 от будущего первоклассника ждут, как минимум, развернутого пересказа и комментариев к поступкам героев. При этом очень желательно, чтобы ребенок оперировал большим словарным запасом, активно поддерживал диалог, понимал и выделял интонационные нюансы.

Для этого недостаточно просто читать. Нужно обсуждать прочитанное, спрашивать мнение ребенка, объяснять, уточнять, находить аналогии, приводить примеры. Очень здорово здесь работает комбинация самостоятельного чтения и прослушивания книг в аудиоформате. Так задействуется визуальное и аудиальное восприятие, подключается образная, словесно-логическая память.

Что это дает:

  • понимание речевого этикета,
  • богатый пассивный и активный словарный запас,
  • владение информационной и когнитивной функциями языка,
  • умение вербализировать свои/чужие чувства, мысли, действия,
  • развитый фонематический слух.

Совместная деятельность. Как ни странно, но в учебной деятельности решающую роль иногда играют не интеллектуальные способности, а коммуникативные навыки: умение сотрудничать, слушать и принимать точку зрения оппонента, четко излагать, аргументировать свою точку зрения, работать в группе. Сюда же относится и практика выстраивания отношений с авторитетными взрослыми, которых в жизни школьника с каждым годом будет больше и больше.

Читайте также:  Как защитить ребенка от солнца на пляже – меры безопасности

Сложность в том, что в традиционных семьях с коммуникациями сложно. Мама, папа, ребенок – крайне ограниченный коллектив, в котором социальных связей слишком мало, что чему-нибудь научиться. Другое дело многопоколенная, многодетная семья или детский сад, где ребенок день за днем учится начинать и поддерживать разговор, разрешать конфликты, организовывать и вести совместную деятельность с людьми разных темпераментов, полов, характеров.

В садах Sun School для этой цели создан отдельный блок концепции ABC. Он сосредотачивается на формировании навыков командной работы, для чего методисты средних и старших групп задействуют специальный игровой комплекс, проводят групповые праздники и интерактивные театрализованные представления, организует совместные творческие занятия.

Что это дает:

  • разносторонний социальный опыт,
  • умение сотрудничать, сплачивать группу,
  • владение навыками активного слушания,
  • понимание базовых механизмов межличностных отношений,
  • умение организовать командную работу, отстаивать свои и учитывать чужие интересы.

Дефицит внимания

Зачастую родители первоклашек очень волнуются, что в школе дети будут испытывать дефицит внимания. И правда, в течение шести-семи лет они были окружены любовью и заботой мам, пап, бабушек и воспитателей, а теперь попадают в жесткие рамки класса, где нужно сидеть за партой и поднимать руку только тогда, когда знаешь правильный ответ или хочешь попроситься в туалет.

На самом деле, это не совсем так. Дети первых-вторых классов – это люди, для которых школа является неким абсолютом. И они гораздо внимательнее относятся к учителю, чем к родителям. Мало внимания бывает тогда, когда дети сталкиваются с трудностями, а родители их не поддерживают и говорят: «Учительница сказала – значит, делай». Некоторые родители заставляют ребенка еще раз переписывать на чистовик, некоторые настаивают на выполнении дополнительного задания, чтобы закрепить материал.

Дефицит внимания

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Выготского РГГУ Жанна Сугак советует родителям ни в коем случае не подменять собой школу. «Чтобы не было дефицита внимания, сохраните ваши личностные отношения c ребенком. Поговорите про то, что трудно, узнайте, с кем ребенок дружит, а с кем нет, какие в классе ребята. Спросите, какие сложности возникают и можете ли вы чем-то помочь. Не требуйте от ребенка того, что от него требует школа», – рекомендует Сугак.

Как проверяют детей перед школой?

С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.

Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограничены.

Собеседование влияет и на то, в какой класс ребёнок попадёт. Обычно их разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные. От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребенок попал в сильную среду.

Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей. Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при подготовке к школе?

  1. Неусидчивость. Очень часто ребенку не хватает терпения довести начатое дело до конца. Родители должны помогать ребенку справиться с задачей, тогда он привыкнет доводить начатые дела до конца.
  2. Не умение соблюдать правила и дисциплину. Поэтому, с раннего возраста нужно приучать детей к правилам. Лучше всего развить эту способность помогают настольные игры. 3. Неумение обобщать и классифицировать предметы. Чтобы справиться с этой задачей, можно использовать игры с картинками. Например, что здесь лишнее или как можно обобщенно назвать все нарисованные предметы. 4. Нежелание учиться. Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.
Читайте также:  Рост и вес ребенка до 1 года — подробная таблица по месяцам

Сейчас существует много методик, по которым можно заниматься с ребенком. Это методика Зайцева, Глена Домана, Жуковой, Миниярова.

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

  1. Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами. 2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю. 3. Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры. 4. Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм». 5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он ее выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.

Психологическая подготовка детей к школе проводится с психологом. Он проведет диагностику психологической готовности: пообщается с ребенком, определит его навыки общения, умения и знания и даст рекомендации родителям. Специалист поможет скорректировать поведение ребенка. Если же родители уверены в своих силах и понимают, что сами смогут подготовить ребенка, тогда можно обойтись без помощи специалиста.

Как провести диагностику психологической готовности к школе самому?

Ребенок должен уметь:

  • работать по правилу;
  • воспроизводить образцы;
  • распознавать отдельные звуки в словах;
  • выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе.

Обычно психологи задают такие вопросы, выясняя уровень их бытовых знаний:

  • назвать свое имя и имена родителей;
  • сказать свой возраст;
  • назвать город, в котором живет и полный адрес;
  • перечислить животных диких и домашних;
  • какое время года появляются листья? Когда отпадают?
  • вопросы о временах суток;
  • какими столовыми приборами пользуешься? Какую одежду одеваешь зимой или летом?

Если ребенок даст 10 правильных ответов на вопросы, считается, что он готов к школе. Но немаловажно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Задайте ребенку такие вопросы:

  1. Хочешь ли ты в школу?
  2. Зачем учиться?
  3. Что такое уроки и домашнее задание?
  4. Как нужно себя вести на уроках?
  5. Что появится нового в твоей жизни, когда ты пойдешь учиться?

Итак, подведем итоги. Чтобы узнать, готов ли ваш ребенок к школе, необходимо, проконсультироваться с детским врачом. Очень важно быть физически готовым к школе. Социальную готовность можно определить по желанию ребенка общаться со сверстниками, умению устанавливать контакт со взрослыми и детьми.

Интеллектуальная готовность – набор знаний и умений обобщать, анализировать, думать, делить на группы. Немаловажно, умеет ли ребенок рассуждать и фантазировать. Мотивационная готовность ребенка выясняется в ходе беседы с ним о школе. Он должен иметь желание идти в школу, чтобы узнать что-то новое.

Школа – это большая психологическая нагрузка. Если вы понимаете, что ваш ребенок не готов к школе, не следует спешить. Дайте ему возможность созреть, чтобы избежать проблем в будущем.

Живем и готовимся к школе

При подготовке ребенка все задания должны преподноситься в игровой форме, не превращаясь в учебный процесс. Не обязательно даже выделять на это отдельное время. Обучение должно быть естественно вплетено в реальную жизнь. Самое главное, быть ненавязчивым и интересным.

  1. Во время прогулки поговорите с ребенком о нынешнем времени года, о погоде. Расставьте акценты на изменениях: снег, опавшие или пожелтевшие листья.
  2. Для развития счета улица – сплошное место практики. Также во время прогулки ненавязчиво посчитайте лавочки, машины.
  3. Знакомьте ребенка с названиями предметов окружающей среды.
  4. Дом тоже представляет собой «поле боя». Посмотрите вместе мультик, а потом попросите пересказать его. Это для ребенка тренировка и мышления, и речи. Если замечаете логические, фонетические или другие ошибки – поправляйте ребенка. Но очень осторожно и полноценно объясняя.
  5. Учите вместе с ребенком стихи, поговорки.
  6. Вместе рисуйте и пишите. Ну, как вместе… Ребенок занимается, вы – наблюдаете. Если что как Чип (или Дейл) приходите на помощь. Нужно следить за положением карандаша, осанкой ребенка, силой нажима. Помните, что важна не скорость, а качество. Если речь идет именно о письме, то максимальное время на упражнение в этом возрасте – 5 минут. Начать тренировки можно с обведения (старые добрые прописи), а постепенно усложнять задание.

Что делать, если заниматься с ребенком некогда. Обучение и воспитание «мимоходом»

Как часто я слышу от родителей, что заниматься с ребёнком некогда! И это на самом деле бывает так.

Редкие родители, особенно в наше стремительное время, имеют роскошь спокойно, без нервов поиграть, почитать с малышом, сходить в бассейн и т.д.

Но я знаю один секрет, как найти время для ребёнка. Он простой, но очень эффективный!

Развивайте малыша всегда, когда вы с ним рядом! Просто используйте для общения каждую минуту, которых у вас двоих бывает так мало. Даже тогда, когда он ещё едва умеет разговаривать.

  • Чаще тренируйте понятия «больше», «меньше», «слева», «справа», «внизу», «вверху» и т. п.
  • Учите различать цвета и оттенки предметов, одежды и всего, что заслуживает внимания.
  • Утром начинайте общение, когда у него или у неё только глазки открываются.
  • За завтраком можно что-то посчитать (столовые приборы на столе), решить простейшие задачки типа:«Было четыре бутерброда, два съели, сколько осталось? На сколько уменьшилось число четыре?» Пусть малыш считает на пальчиках, сравнивает количество предметов, их размер, форму, объём.
  • Вот вы повели или повезли сынулю в садик. Обговорите с ним погоду, время года, месяц, природные приметы осени, лета, виды транспорта и т.п. Особенно важно – правила дорожного движения. Увидели собаку, кошку, птичку – поговорите о животном мире.
  • Встречаясь вечером, обязательно спрашивайте, как прошёл день, с кем общался, что было интересного, что нового он узнал.

Всегда, слышите, ВСЕГДА отвечайте на вопросы своего «почемучки», объясняйте всё как можно понятнее.

Спрашивайте совета у малыша, пусть учится иметь своё мнение.

Главное – не утыкайтесь в телефон, не подавайте такой негативный пример сыну или дочке с самого малолетства.

Пусть ребёнок чувствует и понимает, что общение с ним для вас важнее соцсетей и вашей работы. Пусть знает, что он для вас всегда на первом месте.

Воспитывать и знакомить с окружающим миром можно во время домашних дел, возни на кухне, приборки в доме, работ на участке. Можно и нужно учить всему на собственном примере.

Обсуждать мультфильмы, передачи, книги, жизненные ситуации, обмениваться мнениями, учить юмору, хорошим шуткам.

Вы знаете, половина неуспевающих детей в школе – это дети, растущие сами по себе – те, кому не хватило внимания и общения с родителями. Им не дочитали сказок, не допели песенок, не доотвечали на кучу «почему? как? откуда?»

Они не уверены в себе, не подготовлены к школе, смущаются, так как чувствуют, что знают и умеют меньше товарищей. Такие детки теряются, когда их спрашивают, отмалчиваются на уроках, «не могут двух слов связать» и сами никогда не спросят, если что-то не поняли.