Главные правила – основы финансовой грамотности для школьников

На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?» можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». А для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем – опасна. Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего, а не беспомощно «висели на шее» у родителей.

Актуальность

1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.

По статистике 93% богатства принадлежит 7% людей!

Актуальность

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт о финансовой грамотности «» познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.

4. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.

Программы обучения финансовой грамотности детей

Если вы хотите доверить обучение специалистам, обратите внимание на программы частных школ. Здесь учат финансовой грамотности начинают еще в младших классах.

Например, школа Азбука денег учит правильно распоряжаться деньгами и готовит к успешной самостоятельной жизни. Курсы финграмотности для детей 6-15 лет разбиты на 3 этапа обучения: «Азы финансов», «Финансы вокруг меня» и «Финансы знаю, умею, применяю». Филиалы школы есть в Киеве, Харькове, Черновцах, Белой Церкви и Обухове.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

Школа также проводит финансовую игру — тренажер Cash Flow для детей от 9 лет и их родителей. Игра учит ориентироваться в сложных финансовых ситуациях, быстро находить сразу несколько вариантов решения и прогнозировать их последствия.

В креативной международной детской школе (КМДШ) с помощью игр и реальных кейсов формируют правильные финансовые привычки. Цель программы — научить детей принимать взвешенные решения. Также школа предлагает интегрированный практический курс «Я — предприниматель» для детей 6-8 и 9-12 лет, где излагаются основы финансов, экономики, математики, бизнес-психологии, менеджмента, маркетинга, тайм-менеджмента, бизнес-этикета и т.д. Школа КМДШ работает в Киеве и Львове.

В программе киевской школы Capital Union School есть предмет «Основы бизнеса». Ученики изучают, какие знания и умения нужны для той или иной профессии, как стать успешным в своей специальности, чем отличается наемный работник от бизнесмена, как правильно распоряжаться деньгами и тому подобное.

В школе MBA Kids International можно найти интенсивные курсы для детей и подростков, посвященные развитию лидерских и предпринимательских навыков. Сейчас идет набор на весенний курс «Бизнес-мышление для подростков: от идеи до прототипа» для детей 12-17 лет.

Родители, которые готовы самостоятельно обучать ребенка финансовым премудростям, могут пройти дистанционный курс «Малыш в мире экономики».

Правила для родителей

  1. Ребенок не сможет научиться обращаться с деньгами, если у него их нет

Во многих семьях ребенок не получает наличных денег, но стоит ему попросить и родители покупают желаемые игрушки,  вещи, оплачивают развлечения. Такой подход создает проблемы для детей в будущем: ребёнок не знает о семейном бюджете, стоимости купленных вещей, не умеет контролировать свои запросы, а близкие часто не знают, как его остановить.

Правильным воспитательным моментом считается выделение школьнику (или дошкольнику) каждую неделю фиксированной суммы на понравившиеся покупки, новые игрушки, лакомства, отдых и пр.

Эта сумма должна быть небольшой, например 200-300 рублей и выдаваться полностью только при хорошем поведении,  помощи по дому, положительных отметках в школе, то есть при выполнении заранее установленных достижимых требований родителей. При нарушении согласованных условий сумма урезается.

Читайте также:  Как научить ребенка быстро считать в уме

 Выделение карманных денег решает ряд проблем:

  • ребёнок видит в магазине стоимость товаров и сопоставляет ее относительно полученных карманных денег;
  • родителям не нужно больше тратиться на мелкие покупки, т.к. отпрыск теперь в состоянии осуществить покупку мороженого или конфет самостоятельно;
  • школьник учится финансовой грамотности: тратить личные деньги и определять приоритеты между тем, что «хочется» и что «надо».
  1. Не разрешайте родственникам дарить вашему ребенку крупные суммы денег

Денежный подарок для школьника не должен быть больше его личного ежемесячного бюджета. Крупные суммы денег, полученные в дар от любящих родственников без каких-либо усилий, разрушают финансовую самодисциплину: нет смысла отказывать себе в ежедневных радостях и копить деньги, если добрые дедушка с бабушкой при первой просьбе подарят денег больше, чем можно сэкономить за несколько месяцев?

Правила для родителей

Правильнее будет дать малышу на руки сумму, равную стоимости привычной игрушки, а остальное передать родителям.

Так средства не будут потрачены зря – на подаренные деньги они купят вещи, в которых внук действительно нуждается.

  1. Просмотр большого количества рекламы вредит развитию финансовой дисциплины

Просматривая ежедневные детские телевизионные передачи, малыш заодно проглядывает и прослушивает тысячи рекламных роликов, формирующих у него покупательские потребности на совершенно ненужные товары. Из-за рекламы снижается ценность вещей, которые уже у него есть и которые он может себе позволить на выделенные карманные деньги. При большом количестве соблазнов дети отказываются от контроля финансов в пользу их увеличения до нужной суммы более легким путем, например, с помощью воровства.

  1. Дети должны знать о финансовых трудностях семьи, если таковые возникли

Если родители вынуждены экономить, дети также должны участвовать в этом процессе. Они, как и взрослые,  должны испытывать ограничения, связанные с урезанием семейных расходов на развлечения, походы в кино, пиццерию, новые игрушки. Малышам можно показывать списки доходов и расходов всех членов семьи, чтобы объяснить наличие денежных сложностей, а после рассказать о способах их решения. Подобный подход является основой обучения детей финансовой грамотности.

Иногда взрослые опасаются говорить малышам о проблемах с деньгами, боясь, что дети не смогут их понять, тем самым снижая их социальную грамотность. Но кто сможет лучше понять родителей, если не самые близкие для них люди – их дети, особенно, если при жалобах на отсутствие финансов папа с мамой не будут тратить деньги на ненужные эмоциональные покупки.

Читайте также:  Как применять Кандид от молочницы у новорожденных детей

Как решается проблема финансовой грамотности в Казахстане

На форуме «Повышение финансовой грамотности» 7 сентября 2017 года выступила Дина Галиева, заместитель председателя Нацбанка Казахстана. Она рассказала, что уже реализовано с 2007 года для повышения финансовой грамотности. В основном это обучающие программы на телевидении, детские конкурсы, мультфильмы и материалы в газетах «Улан», «Дружные ребята» и журнале «Ойла». Также запустили мобильное приложение Нацбанка, в котором можно получить консультацию по финансовым вопросам. Хорошей инициативой был сайт , который, по идее, должен был стать справочником полезной информации о финансах. Но сайт практически пустой: есть по одной-две статьи в каждом разделе, остальные остались пустыми.

Полезную деятельность в этом отношении ведет KMF и Homebank. KMF предоставлял материалы на тему финансов в журнал «Iскер», он же провёл форум «Повышение финансовой грамотности». В Homebank проходили открытые встречи-семинары для всех желающих, на которых отвечали на вопросы населения и объясняли, как устроены финансовые услуги.

Проект «Единый накопительный пенсионный информатор», который основала Ботагоз Жуманова, – инициатива вкладчиков ЕНПФ. На сайте регулярно публикуют материалы, которые объясняют пенсионную систему Казахстана: как она устроена, что там происходит и как эти события отражаются на наших пенсиях.

Дина Галиева предложила создать национальную стратегию повышения финансовой грамотности, так как в следующем году закончится «Программа по повышению финансовой грамотности населения на 2016-2018 годы». О том, как мероприятия программы повлияли на финансовую грамотность, остаётся гадать: исследований по этому вопросу нет. Вообще, это самый большой вопрос: почему в Казахстане повышают финансовую грамотность уже столько лет и не провели качественного исследования её уровня? Дина Галиева сказала, что социологические исследования уровня финансовой грамотности запланированы на 2018 год. Остаётся надеяться, что последующие мероприятия уже разработают с учётом уровня населения и информации, которая действительно будет ему полезна. В том числе она предложила вводить уроки финансовой грамотности в школы, чтобы привить эти навыки как можно раньше.