Гендерное воспитание детей: различия в воспитании девочек и мальчиков

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

Физиологическое развитие подростка

Несмотря на раннее развитие современного молодого поколения, все же период полового созревания принято относить к 10-13 годам. Физиологическое развитие ребенка в 9 лет обычно протекает без каких-либо ярко выраженных метаморфоз. А вот ребенок 10-12 лет обычно уже вступает в стадию подростковых изменений, которые затрагивают не только организм, но характер и самосознание. У некоторых детей данный период проходит безболезненно, другие же переживают массу волнений и трудностей. Так как избежать данной «перестройки организма», запрограммированной природой, не удастся, важно быть осведомленным о ее особенностях. Ведь многие дети не могут понять своего состояния и происходящего и поэтому на данном этапе помощь должны оказать родители.

  • Развитие ребенка 10 лет. Десятилетний ребенок только вступает в подростковый период. У девочек физиологические изменения в организме происходят обычно раньше и быстрее, чем у мальчиков. В большинстве случаев гормональная перестройка сопровождается резкой сменой эмоций, возникновением выраженного интереса к противоположному полу, активным формированием межполовых отношений. С началом полового созревания в кровь усиленно поступает половой гормон.
  • Развитие ребенка 11 лет. Примерно к 11 годам девочки начинают прибавлять в массе тела, тогда как у мальчиков пока не наблюдается существенных изменений в весе. Нередко в этом возрасте проявляются и первые признаки личностный изменений, ребенок становится вспыльчивым, отдаляется от родителей.
  • Развитие ребенка 12 лет. Происходит развитие вторичных половых признаков и перераспределение жира на теле. У мальчиков резко увеличивается размер яичек, происходит ломка голоса, появляются волосы в интимных зонах, случаются ночные поллюции. У девочек также появляется волосяной покров в интимной зоне, растет грудь, очерчивается фигура. Главным авторитетом для ребенка в этом возрасте являются сверстники, у подростков снижается интерес к учебе, могут меняться ценности и увлечения. Ребенок может присоединиться к молодежной субкультуре. Этот возрастной период является подготовительным этапом к общественно-половым отношениям, поэтому родителям следует обсуждать волнующие подростка темы и просто непринужденно беседовать о семейных, межличностных и половых отношениях.
  • Развитие ребенка 13 лет. В этот период происходит так называемый скачок роста, когда подросток быстро вытягивается. Продолжается увеличение массы тела, мальчики могут весить от 38 до 50 кг, а девочки 43-52 кг. У мальчиков происходит наращивание мышечной массы, а у девочек продолжает формироваться женская фигура.

Что могут сделать родители, для правильного развития ребенка 10 лет и на протяжении всего подросткового возраста? Во-первых, со стороны родителей требуется понимание и соблюдение дружеского тона общения. Нужно продолжать беседовать с ребенком, причем не читать нотаций, а вести диалог, разговаривая тогда, когда ребенок открыт к общению. Важно не только обсуждать различия между мужчинами и женщинами и обговаривать нюансы межполовых отношений, но и показывать ребенку различные аспекты социальных отношений. Не стесняйте обсуждать с ребенком и сексуальные аспекты, импульсы и влечение, помогая ему разобраться в себе. Если ребенок не желает выходить на откровенные разговоры, можно предлагать ему качественную литературу и фильмы на данную тематику. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок активно познает себя и пытается выстроить новые отношения с окружающими, следует помочь ему найти гармонию между собственным и общественным.

Читайте также:  Питание ребёнка до года: как и когда вводить прикорм

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.

Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.

Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).

Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.

Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости йявляются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

  • в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;
  • родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;
  • в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Подростковый период: перестройка организма и половое созревание

Повышение скорости роста у мальчиков достигает максимума в возрастном интервале от 13,5 до 15,5 лет, а затем резко замедляется, причем, если в младшем школьном возрасте рост увеличивался за счет вытяжения нижних конечностей, то между 14 и 15 годами ноги перестают расти и наступает пик скорости роста туловища. Ежегодные прибавки составляют 10–12 см, подростки за этот период набирают почти 25% своего взрослого роста. К 15–17 годам, когда длина тела и ног достигает размеров взрослого человека, темпы физического развития несколько снижаются.

Читайте также:  5 методов, как приучить ребёнка к порядку

В конце этого возрастного периода быстрое увеличение роста заканчивается как у мальчиков, так и у девочек: средний возраст прекращения роста у девочек составляет 16,25 года, а у мальчиков – 17,75. После 15 лет у девочек масса тела нарастает больше, чем увеличивается рост. Этот процесс связан в первую очередь с увеличением массы мышц, развитием костей скелета, увеличением подкожной жировой клетчатки.

После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются двигательные реакции, точность и координация мелких движений, развивается чувство пространственных и мышечных ощущений. При этом временно нарушается гармоничность движений, что проявляется угловатостью, резкостью, неловкостью. Интенсивно возрастает мышечная сила, максимум увеличения которой наступает примерно через 1,5 года после достижения максимального роста. Рост мышц и увеличение мышечной силы интенсивнее происходят у мальчиков, что связано с влиянием андрогенов (мужских половых гормонов).

Чем помочь

Питание в этом возрасте должно быть интенсивным, полноценным, с большим количеством белка, кальция и фосфора.

Возможны занятия интенсивной физической нагрузкой, они способствуют развитию скелета и нарастанию мышц, однако должны сочетаться с равномерным и полноценным отдыхом, релаксацией.

Полезны занятия танцами, плаванием, теннисом и другими видами физической нагрузки, тренирующими координацию движений.

Половое созревание имеет свои критические возрастные точки, различные у мальчиков и девочек. В среднем в 12–14 лет у девочек наступают первые менструации, но регулярный менструальный цикл в норме устанавливается примерно в течение года. К 15–16 годам вторичные половые признаки у девушек полностью развиваются, однако гормональный фон и репродуктивная функция яичников еще не такие, как у женщин зрелого возраста.

Половое созревание у мальчиков начинается в среднем на 1,5–2 года позже, чем у девочек. Первый признак – оволосение на лобке, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице. С 11 лет начинается увеличение яичек, что является первым признаком начала полового созревания, в 12–13 лет происходит увеличение длины и диаметра полового члена. К 16–17 годам размеры наружных половых органов становятся такими же, как у взрослых.

Чем помочь

 В 10–11 лет девочку желательно показать детскому гинекологу, чтобы убедиться в гармоничности развития, а с наступлением менструаций важно научить правильной интимной гигиене.

 В 12–13 лет мальчика можно сводить к детскому андрологу или детскому хирургу, который подтвердит правильное развитие половых органов, исключит наличие крипторхизма, фимоза и других отклонений в половом развитии.

Смена зубов. К концу подросткового периода присутствуют уже все постоянные зубы, за исключением третьего коренного («зуба мудрости»), который появляется позже.

Чем помочь

Важно следить за правильной сменой и развитием постоянных зубов у ребенка в это время, регулярно посещая стоматолога. Если есть необходимость, заняться исправлением прикуса – потом это будет сделать гораздо труднее.

Научить правильному уходу за ротовой полостью.

Обеспечить питание с достаточным содержанием кальция, который является строительным материалом для зубов, и фтора, предохраняющего от развития кариеса.

Развитие печени. Ее масса увеличивается к 16–17 годам в 10 раз, причем у девочек печень достигает максимального размера к 14–15 годам, а у мальчиков – к 15–16. Работа всей пищеварительной системы отличается большей, чем у взрослых, изменчивостью, поджелудочная железа работает более интенсивно.

Чем помочь

Питание должно быть щадящим, с минимумом острых, жареных, консервированных блюд.

Полезно принимать пищу регулярно, 4–5 раз в день, в одно и то же время, чтобы не вызвать обострений со стороны пищеварительных органов.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи – не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

Список литературы

  1. М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения», 2014.
  2. Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
  3. А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
  4. Л. С. Выготский «Психология развития человека».
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком», 2011.
  6. Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр. 2016.
  7. М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
  8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
  9. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
  10. Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2014.
  11. Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2011.
  12. Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2012.

Исследование соматоскопических показателей

Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.

Признак Параметры Норма Примечание
Жироотложение Толщина жировой складки на животе Сбоку на уровне пупка и под лопаткой
Форма и особенности развития грудной клетки Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная Цилиндрическая Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа
Тонкий, коренастый, промежуточный
Позвоночник Нормальный, кифотический, лордостический Нормальный — имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости К деформации позвоночника относятся также сколиозы
Форма ног Сводчатая, плоская, уплощенная Сводчатая (нормальная)