Формирование практических навыков у детей дошкольного возраста

Вот и настал первый, самый долгожданный день рождения вашего малыша.

Что умеет и должен уметь ребенок в год

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии — в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Физиологическое развитие

Правильное развитие ребенка в три года подразумевает, что он любит подвижность, поэтому он с радостью реагирует на предложения попрыгать и побегать.

Если его активность переходит разумные пределы, то это не повод ругаться. Лучше пустить её в полезное русло, отдав малыша в спортивную секцию.

На этом этапе развития мальчик или девочка уже умеет:

  • играть в мяч;
  • спуститься по лестнице;
  • встать на носочки;
  • встать на одну ногу;
  • ездить на трёхколёсном велосипеде.

Чем более активная и насыщенная жизнь у вашего чада, тем лучше это отразится на нём в будущем. Родителям следует не только наблюдать со стороны за происходящим, но и периодически принимать участие в развлечениях.

Примерно в этот момент можно попытаться приучить ребёнка к воде. Для этого существуют специальные бассейны, где за прогрессом наблюдаете не только вы, но и опытные инструкторы.

Консультация по теме: Что должен знать и уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования

Что должен знать и уметь ребенок в 1-2 года

Читайте также:  Детские молочные смеси: как выбрать, как приготовить, как давать

Физическое  развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте, прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

  • Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.
  • Большая моторика — это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:
  • умеет бегать; умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;  умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге);может маршировать; может ударить по мячу ногой; может ходить задом наперед;способен сохранять равновесие на перекладине.
  • Мелкая моторика — это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется).
  • К этому возрасту ребенок должен уметь:
  •  рисовать вертикальную линию;  строить башню или дом из 4—6 кубиков; резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость.

В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания.

Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок — левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам.

Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи.

Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

  1.  Познавательное  (интеллектуальное  развитие)  рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).
  2. Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:
  3. малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых;стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); знает 130-200 слов;объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Психологи называют период от 1,5 до 3 лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи.

В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.

Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают.

Читайте также:  Сказки о приёмных детях для дошкольников

Социальное  развитие  включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания.

Итак, к двум годам ребенок должен уметь:

проситься и ходить на горшок; заинтересованно относиться к процессу одевания — охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.

), даже пытаться самостоятельно одеться; мыть и вытирать руки; есть самостоятельно и уметь пить из чашки; уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; чистить зубы с помощью взрослого;имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Первые слова

Малыш понимает смысл несложной речи и обращения к нему. Но пока он больше ориентируется на интонацию, чем на слова, хотя и знает смысл определенных фраз. Разговаривайте с ребенком чаще — и его словарный запас будет расти день ото дня, даже если пока этот запас пассивен (доступен пониманию, но не используется в речи). В год малыш уже понимает примерно 10 слов и выражений, включая звукоподражания (к примеру, если «мяу» — это «кошечка»).

Ели ваш ребенок совсем ничего не говорит, не паникуйте. Главное — чтобы он понимал ваши фразы и обращения. Если понимания не наблюдается — обязательно обратитесь к педиатру, ведь у малыша могут быть слуховые, психологические или неврологические нарушения, которые необходимо компенсировать своевременно.

Питание ребенка в год

В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма.

Читайте также:  Возможно ли окрашивание волос при грудном вскармливании?

В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.

Сколько должен спать ребенок в год?

Для годовалого ребенка сон – важная часть его развития. Во сне малыш набирается сил, отдыхает физически и психологически. В то время, пока ребенок спин, в его организме восстанавливаются ткани и органы, регулируется их работа, организм очищается, мозг перерабатывает полученную за день информацию, тело вырабатывает гормон роста, укрепляется иммунитет, укрепляется психика.

Если малыши хорошо высыпаются, они спокойно ведут себя в течение всего дня: уравновешены, радостны, внимательны, хорошо играются и кушают. В то же время, плохой сон и недосыпание провоцирует стресс и малыш ведет себя возбужденно, капризничает, много плачет.

ВАЖНО: Чтобы ребенок был здоровым и счастливым, для него важно иметь не только полноценный ночной, но и дневной сон. Если днем малыш спит плохо или не спит вовсе, это приведет его «маленький» организм к переутомлению, а так же сможет «подорвать» здоровье.

Сколько должен спать ребенок в год?

Годовалый ребенок должен иметь обязательный период бодрствования между ночным и дневным сном – 4 или 5 часов. В норме ребенок должен спать в сутки около 13-12 часов. На ночной сон приходится около 11-10 часов, а дневной – 2-3. Допустимая погрешность в режимах – 1 час. В этом возрасте следует уменьшить количество дневных снов до 1 раза.

Нормы сна для малыша 1 года

Сколько должен говорить и знать слов ребенок в год?

Годовалый ребенок в своем возрасте уже обладает коммуникативными навыками:

  • Хорошо знать смысл около 10 слов и успешно общаться ими с взрослыми.
  • Пародировать звуки животных и птиц, подражать им движениями.
  • Малыш умеет изображать интонацию, повторяя ее за взрослыми.
  • Он подражает еще не знакомым словам
  • Показывает игрушки, которые называют взрослые
  • Выполняет элементарные просьбы: «Дай», «пей», «открой ротик»
  • Различает «да» и «нет», «можно» и «нельзя»
  • Махает ручкой «привет» и «пока»
  • Узнает свое имя и реагирует на него
Сколько должен говорить и знать слов ребенок в год?

Коммуникативные навыки годовалого ребенка

Частые проблемы

  1. Трудности в засыпании. Их причиной является высокая активность в течение дня, ведь годовалый ребенок много ходит. Облегчить засыпание крохи поможет ежедневно повторяющийся ритуал, к которому малыш привыкнет. Целью его выполнения является настраивание ребенка на ночной отдых.
  2. Падения. Их не удается избежать практически ни одному малышу, поскольку падение является важной частью обучения самостоятельной ходьбе. Когда ребенок упал, не спешите к нему подбежать, а дайте возможность крохе подняться самостоятельно. Но обязательно помогите малышу, если у него не получается подняться, а также если ребенок ударился и плачет.
  3. Кризис первого года. В возрасте 1 года у деток наступает сложный переходный момент, который называют кризисом первого года. Карапуз становится упрямым, непослушным, отказывается от помощи, ведет себя противоречиво, раздражается, очень плаксивый и обидчивый. Такое поведение свидетельствует о формировании у малыша самостоятельности, собственной воли и изменения мироощущения. Важно помнить, что это лишь временное изменение в поведении крохи.
Частые проблемы

Источники

  • -health-Rebenku-1-god-razvitie–chto-dolzhen-umet/
  • -rebenka-do-goda/
  • -rebenka/1-god/