Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.

Проблемы в семье, Я и мой ребенок / 12/12/2018 by Оксана Фадеева / 2 комментария

Физическое развитие

  • Бег. Ребенок должен уметь бегать медленно, с ускорением, быстро, меняя скорость движения. Уметь бегать быстро на короткие дистанции, медленно на длинные (500м). Мальчики и девочки должны освоить навык бега с высоко поднятыми коленями, на носочках, с широким шагом, с подпрыгиванием. Во время движения уметь перепрыгивать небольшие препятствия, не сбавляя скорость, менять направление движения без снижения темпа;
  • Прыжки. Уметь прыгать на 1 и 2 ногах вперед, вверх, в стороны, через небольшие препятствия;
  • Лазать. Уметь лазать вверх и вниз по лестнице, радуге, канату, веревочной лестнице;
  • Висеть на руках. Повиснув на перекладине, уметь оторвать одну руку и провисеть на второй несколько минут, вернуть руку в прежнее положение. Повиснув на турнике, приподнимать свое тело минимум до половины длины руки, чтобы плечо и предплечье были в положении 90 градусов относительно друг друга;
  • Ползать. При необходимости проползти на четвереньках, по-пластунски под предметом или натянутой веревкой;
  • Наклоняться вперед, в стороны. Во время упражнения “наклон вперед” дотягиваться пальцами рук до пола;
  • Приседать. Выполнять приседание, не отрывая пятки от пола, сохраняя спину прямой, не терять равновесие во время упражнения;
  • Ездить на велосипеде, роликах, коньках;
  • Игры в бадминтон, настольный теннис, мяч.

Высокий IQ ничто без самодисциплины

Многие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели. Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов. Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.

Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.

Читайте также:  Какие антибиотики можно при грудном вскармливании

Говорите, что вы его любите и это не зависит от ЕГЭ

– Очень важно уметь не требовать от ребенка того, что не делаешь сам. Вернее, стремиться самому соответствовать своим требованиям, а не от ребенка этого добиваться.

– Когда меня мамы спрашивают: «Как понять, надо по отношению к ребенку так поступать или нет?», я говорю: «Очень просто. Сравните, с мужем бы поступили так?» Муж смотрит футбол, ему завтра утром на работу. Если вы подойдете и скажете: «После первого тайма спать, завтра тебе рано вставать!», такое возможно? Сколько ваша семья продержится? Почему с ребенком так можно? Муж сидит в субботу, пьет пиво и смотрит футбол, отдыхает. Это полезно? Нет, но он отдыхает. Муж может отдыхать, а ребенок, который сидит и играет в компьютерные игры, пусть лучше пойдет погуляет, подышит воздухом, потому что досуг должен быть полезный. У взрослого не должен, а у ребенка должен.

Мы с этого начали наш разговор, это и приводит к конфликту родителей и детей – когда ребенок понимает, что родители живут по одним законам, а он по другим. Я очень люблю рассказывать случай, который сам наблюдал – в магазине детских игрушек мальчик говорит: «Мама, ну, купи мне машинку». Мама говорит: «Сережа, у тебя уже 25 машинок, я не могу тебе больше покупать». Что отвечает Сережа? «Мама, у тебя столько колготок, и ты всё покупаешь и покупаешь». Они же всё видят. Люди могут покупать себе столько вещей, сколько хотят. Значит, я могу покупать столько машинок, сколько хочу. Если я не могу этого делать, значит, я не человек. Если я не человек, тогда я кто? Я тигр и начну вас всех грызть.

– Вернемся к сумасшедшему времени экзаменов и прочих итогов учебного года: как помочь детям это пережить?

– Есть дети, которые понимают, чем они будут дальше заниматься. Им нужно изо всех сил стараться сдать профильный ЕГЭ так, чтобы поступить в институт, потому что это важно. Но им гораздо проще, потому что у них есть цель. Детям, у которых нет цели, очень тяжело. И самое главное, что должны делать родители, это говорить, что они их любят. Когда я говорю об этом родителям, они часто недоумевают: это же и так понятно – раз это мой ребенок, я его люблю. Но об этом надо говорить.

Говорите ребенку, что вы его любите и что от его успеха в сдаче ЕГЭ в вашем отношении к нему ничего не изменится.

Если вы хотите, чтобы дети были счастливы, надо все время говорить им о том, что вы их любите.

ЕГЭ и все прочее – это абсолютная ерунда по сравнению с психическим здоровьем ребенка. К этому так и надо относиться. Не надо ни в коем случае говорить ребенку: «Это важный момент в твоей жизни, решающий». Надо облегчать это. «Всё в руках Божьих, проскочим, проедем».

– Есть дети, которые бесконечно переживают по поводу своих успехов и неуспехов, и их надо постоянно успокаивать, а есть дети не то чтобы с устойчивой психикой, но с другим отношением к проблеме: «Не буду учиться, и что? И отвалите от меня!»

– Нет таких, если мы сейчас говорим про здоровых людей. Иногда родители боятся, что если детям разрешать делать то, что они хотят, они будут целые дни лежать на диване, читать книжки или играть в компьютерные игры. Нет таких людей, которым доставляет удовольствие многодневное лежание на диване. Если ребенок так себя ведет, значит, не нашлось его призвание, дело не в психике, а в том, что у него нет цели. Призвание – это то, что вытаскивает человека из состояния такой тоски.

«Не будь как Маша» или чему мы учим подростков

Сын жалуется отцу, что его дразнят лопоухим. «Будь выше этого!», — отвечает отец и утыкается в свой телефон.

«Мам, у нас все девчонки в классе уже пользуются косметикой», — робко заводит разговор школьница постарше. «И что? — возражает мать – если все пойдут с крыши прыгать, ты тоже за ними пойдёшь?»

«Пожалуйста, купите мне сенсорный телефон, — просит ещё один мальчик. – В классе никто, кроме меня, не ходит с кнопочным». «Не надо следовать за стадом», — отрезают суровые родители.

Неужели мамы и папы растят бунтарей? Неожиданный поворот, если учесть, что сами они в последний раз отстаивали что-то своё классе в шестом. А дальше  — сплошной конформизм, тотальное единодушие с коллегами и знакомыми.

Предположим, что эти трое детей уже познали на своей шкуре все прелести гиперопеки («нет-нет, не открывай холодильник, я всё достану тебе сама»), а любые их попытки отстоять собственные интересы пресекались на корню («мы — твои родители и мы лучше знаем, что тебе подходит»). Такой подход сейчас чрезвычайно популярен: чем меньше детей в семье, тем больше хочется подстелить соломки. Не имея за душой ни грамма самостоятельности, такие подростки в конце концов оказываются в ситуации, когда что ни сделай – всё плохо. Одноклассники не принимают, мама с папой хотят чего-то несуразного. Тупик?

А ведь «быть как все» на определённом этапе взросления – предельно важно. В тринадцать, в четырнадцать лет, когда начинается разделение на «мы» и «они», а идентичность группы формируется через отмежевание себя от остального мира («мы носим чёрное и зелёное, а чужие —  красное»), ребёнок должен быть признан стаей сверстников – в том числе, благодаря соответствующему внешнему виду, мимикрии под своих. Это своего рода болезнь роста, и болезнь очень ценная, поскольку в конечном счёте она позволяет выйти на новый уровень контакта с самим собой. Так что мудрые и деликатные родители не только не будут ставить палки в колёса, но и помогут ребёнку соблюсти дресс-код, купив «правильные» джинсы или согласившись на безумную, по их мнению, стрижку. Тем более, что волосы – не зубы.

Личность не воспитывается рекомендациями «не делай как Маша» — этот процесс куда сложнее и интереснее. Быть собой может только тот, кто себя уже нащупал и определил, но, чтобы это произошло не в пятьдесят, а чуточку раньше, родителям надо постараться. Для начала доопределить себя, а потом помочь ребёнку.

Тем же, кто хочет действовать по старинке, предлагаю эксперимент: придите в офис, одевшись как готы, придите в офис и попробуйте отстоять своё право не следовать за стадом. И потом расскажите, что из этого вышло.