Любой ребенок – это крошечная личность с присущими только ей чертами характера, вкусами, предпочтениями и страхами.
Почему ребёнок боится: определяем границы проблемы
В том, что ребёнок испытывает некую боязнь перед посещением врача, нет ничего необычного. Ведь согласитесь, длинные очереди, плачущие дети, неизвестные и пугающие предметы в кабинете у специалиста — всё это может вызвать негативные эмоции и даже страх, особенно если малыш уже имел негативный опыт общения с людьми в белых халатах, например, при вакцинации, или на профилактическом осмотре у стоматолога. Поэтому такое поведение, как замкнутость, нежелание открывать рот по просьбе педиатра или даже слёзы у крохи, можно считать нормой. Только от правильного поведения родителей, и понимания всей ситуации, зависит справится ли малыш со своими страхами, или они перерастут в фобию.
Проблема, а именно страх, настоящий и панический, перед людьми в белых халатах, выражается в полном отказе от посещения поликлиники. Ребёнок впадает в истерику даже при упоминании о врачах, больницах, и осмотре у педиатра, рыдает ещё на пороге кабинета и ни в какую не хочет сотрудничать со специалистом, забиваясь в угол или отбиваясь руками и ногами.
Если не помочь ребёнку на этом этапе, игнорировать слёзы малыша, принимая их за каприз, детские опасения перерастают в опиофобию — именно такое медицинское название носит психическое расстройство, связанное со страхом перед врачами, больницами и медицинскими процедурами. Признаками истиной фобии являются:

- головокружение;
- потеря сознания;
- ощущение неполного вдоха;
- слабость в конечностях;
- тошнота;
- бессвязная речь;
- повышенное потоотделение;
- учащённое сердцебиение.
Детские страхи — это защитная реакция перед незнакомыми людьми, пугающими предметами, и той неопределённостью, которая ждёт его за дверью врачебного кабинета
Общая информация
Тревожность ваших малышей меняется со временем. Вот кое-какие из наиболее распространенных детских тревог, которые они могут испытать на разных этапах развития.
Малыш боится:
- громких звуков или внезапных движений;
- крупных объектов;
- незнакомцев;
- оставаться один;
- изменений в доме.
Страхи в дошкольном возрасте:
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- Детские страхи. Почему возникают. Что …
- темнота;
- шум ночью;
- маски;
- монстры и призраки;
- животные, такие как собаки.
Страхи в школьном возрасте:
- змеи и пауки;
- штормы и стихийные бедствия;
- быть в доме одному;
- страх перед учителем, который злится;
- страшные новости или телешоу;
- травма, болезнь, врачи, выстрелы, смерть;
- опасение неудачи и отказа.
Откуда берутся монстры под кроватью?
Нередко сами родители провоцируют фобии у малышей: пугают Бабой-Ягой и Бабаем, которые придут ночью да унесут непослушного ребенка.
Или, в случае ссоры, говорят: «Вот сейчас незнакомый дядя придет и тебя заберет, если будешь вредничать».
До поры до времени угрозы помогают быстро решить проблему, но затем у чада могут возникнуть страхи. И вот он уже сам шарахается от бородатых прохожих и с ужасом засыпает в своей комнате.
Ребенок все слышит, о чем говорится в доме. Даже если вы ушли с супругом в другую комнату выяснять отношения, скорее всего, за дверью окажется невольный свидетель ссоры.
Угрозы, сказанные друг другу в пылу, накрепко засядут в детской голове: страх, что родители разведутся и один из них уедет, – один из самых панических в юные годы.
Иногда одни только нервные нотки в мамином голосе заставляют ребенка насторожиться. Если родители чрезмерно трясутся над своим любимым сыном, он рано или поздно тоже начнет всего бояться – падать, бегать и так далее.

Если часто ругают за неуклюжесть или постоянно предостерегают: «Поставь, уронишь! Положи, разобьешь!», то у чада возникнет страх перед любой неудачей.
Но не только родители виноваты в возникновении детских фобий. Иногда их причина – неудачное стечение обстоятельств и неправильно сделанные выводы.
К примеру, если ребенка цапнула соседская собака, он, скорее всего, долго не оправится от боязни животных.
А бывает, что малыш сам придумывает себе чудовищ под кроватью – уж больно буйное воображение. Сначала нафантазирует, а потом отчаянно боится своего же творения.
Стимулировать подобные выдумки может просмотренный накануне страшный мультик или прочитанная жутковатая книжка.
Возрастные фобии и виды ↑
Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.
Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:
- От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
- 7 месяцев – год. В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
- 1-2 года. Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
- 2-3 года. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
- 3-5 лет. В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
- 5-7 лет. В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
- 7-8 лет. Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
- 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
- 9-11 лет. Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
- 11-13 лет. Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Одолевает паника перед публичным выступлением? Узнай, как побороть страх сцены.
О женских страхах перед мужчиной читай далее.
Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.
Ребенок боится людей или темноты — выход один
Воспитание ребенка сопровождается множеством проблем. Родители стараются дать ребенку лучшее, путевку в жизнь. Зрительный ребенок, если знать его особенности и свойства, растет жизнерадостным, с удовольствием познает мир и не испытывает страхов. Очень важно дать развиться его свойствам, и в будущем он вам ответит любовью, радостью и добротой.
Ребенок может обладать и другими векторами, помимо зрительного. И для каждого из них нужен разный подход из-за различных особенностей и свойств. Например, если у ребенка есть анальный вектор, то он может проявлять стеснительность в общении с незнакомыми людьми. От природы нерешительный, он нуждается в одобрении и поддержке мамы, поэтому ваша правильная реакция особенно важна в такие моменты.
«…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория — правильно, даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б в садике, и даже согласился завтра остаться спать в садике. Ура!..» Евгения К., медсестра, Таллин, Эстония
«…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской — плачет). Перестала повышать на него голос…» Елена Н., Тверь
«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и раз тысячу переживали замерзшей девочке со спичками.
В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее — нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8-е марта цветы…» Наталья К., менеджер-экономист Санкт-Петербург

Научиться определять многие черты и особенности своего ребенка, а значит, понимать, как ему помочь, вы можете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь сейчас.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Часто читают
- День учителя 2013. Что мы можем на изломе времен
- Системно векторная психология для родителей. Что мы можем дать своим детям?
- Воспитание детей: системное понимание против растерянности умных родителей
Просмотров: 1 370Поделитесь этим с другими:
Нежелание идти школу
Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.
В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:
- чайное дерево;
- лаванда;
- персик;
- мелисса.

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.
Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.
Как помочь малышу преодолеть боязнь?
Как вылечить страхи? Работа по коррекции происходит в несколько этапов:

- І этап— к психологу обращаются родители или педагоги ребенка с просьбой о диагностике;
- ІІ этап— с помощью специальных методик психолог работает с ребенком и его родителями;
- ІІІ этап— рассмотрение результатов и их обсуждение с родителями. Определяются методы коррекции, с помощью которых будет осуществлена работа с ребенком;
- ІV этап — проведение коррекционной работы;
- V этап— обсуждение результатов, которые дала терапия. Может быть назначена повторная диагностика.
Взрослые, помогите!
Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?
- Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
- Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
- Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
- Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
- Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
- Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
- Не транслируйте ему собственные страхи.
- Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).
То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.
Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:
- бессонница, ночные кошмары;
- энурез;
- нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
- неконтролируемая агрессия;
- частые истерики;
- потеря аппетита;
- тики, навязчивые движения;
- заикание.
Последствия и диагностика ↑
Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.
Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.
Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.
Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:
- нервозности;
- капризности;
- беспокойному сну;
- некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:
- рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
- лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
- специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
- беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).
Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.