Детская ложь или как не вырастить преступника

Ложь формирует искаженную картину мира. Впервые столкнувшись с ней, малыш чувствует в глубине души, что происходит что-то неладное. Обманутый родителями, он испытывает сильное разочарование, а его доверие к ним начинает разрушаться.

Ложь как инструмент манипулирования и запугивания

Одним из основных мотивов, побуждающих родителей прибегать ко лжи, является намерение достичь желаемого поведения ребёнка. Зачастую они запугивают своих детей, рассказывая им небылицы или описывая в страшных красках возможный исход дела. Например: «Поскорее засыпай, а то бабайка придёт и утащит тебя», «Не носись сломя голову, ноги переломаешь» или «Ты сломал все игрушки, больше ничего тебе не куплю». Заведомо зная, что это неправда, родители сообщают бесполезную ложную информацию. Манипулирование таким образом позволяет добиться сиюминутного влияния на ребенка, однако подобные запугивания способствуют развитию у малыша необоснованного страха вплоть до панического состояния, которое, в свою очередь, приводит к неврозу.

Родителям необходимо понять, что не следует пугать ребёнка, ведь это уже сформировавшаяся маленькая личность. Научитесь с ним договариваться, беседуйте на равных, как с другом, не приукрашивая действительность, и тогда необходимость в бессмысленной лжи пропадет.

Почему врет ребенок 3–лет

Примерно в трехлетнем возрасте у ребенка просыпается фантазия. Он начинает придумывать разные небылицы и, главное, верить в них. Малыш не сомневается, что рядом с ним живут эльфы-невидимки и добрые феи, страшные чудовища и призраки. При помощи воображения кроха создает свою собственную вселенную. Предметы в ней одушевляются: оживают плюшевые мишки, ботинки сами по себе путешествуют по дому, а машинки и куклы рассказывают свои истории.

Взрослые умеют отличать действительность от игры воображения, сон от яви. А вот для ребенка реальное и нереальное какое-то время нераздельны. Малыш не способен провести четкую грань между тем, что существует на самом деле, и тем, что только предполагается или является плодом фантазии. Конечно, если ребенок скачет на палочке, воображая себе, что это лошадка, а вы показываете ему настоящего коня, малыш тут же определит, где животное, а где палочка. Только вот палочка — это тоже лошадь. И вы ничего с этим не поделаете. Четкая грань между выдуманным и настоящим для него пройдет позже, когда у него станет достаточно информации об окружающем его мире.

“Нередко дети за счет фантазий решают свои психологические проблемы и сложности, представляя как справляются с обидчиками или меняют ситуацию по собственному замыслу, – говорит Александрина Григорьева, клинический психолог, кандидат психологических наук, руководитель Центра нейропсихологической коррекции “Ох, уж эти детки!”. – В этом плане фантазирование становится возможностью для самотерапии, ребенок сам себе оказывает психотерапевтическую помощь”.

Что делать? Прежде всего, давайте определим, чем, собственно, фантазия отличается от лжи. Фантазия — это выдумывание событий, которых на самом деле не было, а ложь — сознательное искажение информации о чем-либо с определенной целью. В этом возрасте осознанно говорить неправду ребенок еще не может, поскольку у него пока не сформировалось представление о причинно-следственных связях. Фантазировать же ребенку не только позволительно, но и необходимо. Воображение развивает творческие способности, интеллект, память, помогает познавать окружающий мир, справляться с тревогами и страхами.

Не стоит разубеждать ребенка и говорить, что того, о чем он рассказывает, не существует. Малыш видит чудище под кроватью, слышит скрежет его когтей, ощущает его острые зубы на своей руке? Не нужно смеяться над фантазией карапуза, называть ее глупостью и относиться к такому несерьезно. Лучше удивитесь детской выдумке. Расспросите кроху, выслушайте, успокойте, если нужно.

Не стремитесь вернуть «заигравшееся» чадо с небес на землю, с раздражением напоминая, что он не «в сказку попал». Лучше подыграйте маленькому фантазеру. В каждом ребенке живет исследователь, открыватель философского камня, бесценного сокровища. Вы должны включиться в игру и поддержать детский порыв. Ведь с помощью воображения, примеряя на себя разные роли, характеры, обстоятельства, ребенок учится понимать и проявлять себя. “Обесценивание такого рода детского внутреннего образования может приводить к невротическим или протестным реакциям, поскольку ребенок теряет своеобразную форму защиты и выхода из психологических тупиков, – говорит Александрина Григорьева. – Фантазии вначале нужно понять, поддержать. Это дает ребенку ощущение близости, разделенности его чувств. Формирование этой близости в последующем снижает потребность у ребенка в излишне активном фантазировании”.

Если ребенок что-то случайно испортит и говорит, что «это не он, а оно само разбилось, разорвалось, испачкалось», не ругайте малыша за обман. С детской точки зрения он здесь на самом деле ни при чем, поскольку напроказничал не специально. Испорченная вещь как-то действительно «сама» все это проделала. Вспомните, что, во-первых, мир крохи антропоморфен — в нем все одушевленное и обладает способностью действовать по своей воле. Во вторых, ребенок не может предусмотреть последствия поступков, поскольку, как мы уже сказали, причинно-следственные связи у него еще не сформированы. Делая акцент на якобы «вранье», вы невольно подсказываете отпрыску возможность подобного развития событий.

Читайте также:  10 способов научить ребенка произносить и писать слова правильно

[new-page]

Ребенок обманывает: возможные причины

Мы все хорошо знаем: иногда, чтобы облегчить себе жизнь и избежать всевозможных неприятностей, необходимо солгать. Это, если хотите, одно из проявлений инстинкта самосохранения. Ложь — средство, с помощью которого можно защитить себя, особенно если кругом одни запреты. Из нее можно извлечь определенную выгоду, достойно выйти из неблагоприятных ситуаций, прекратить контакты с нежелательными личностями. А можно с ее помощью и напасть на кого-то. Так что такое ложь — может быть, стереотип поведения, который мы просто перенимаем из нашего окружения?

Ложь как сигнал о проблемах

Никто не рождается вруном, это не особенность характера, заложенная природой. Задумайтесь, почему дети лгут: таким образом они могут передавать нам сигнал, что в их жизни не все в порядке. Не спешите казнить себя за то, что не привили отпрыску моральных ценностей, не научили уважать старших. Причина может быть совсем не в том, что он вас не уважает или не любит. Мотивов очень много. И вот лишь некоторые из них.

  • «Прощупывание почвы». Сын или дочь стремится понять, как вы отреагируете на обман.
  • Самозащита. Ребенок хочет избежать наказания за неприглядные поступки, насмешек или «всеобщего позора».
  • Желание произвести впечатление, привлечь внимание, вызвать эмоции. В ход идет все: от «мой дядя — знаменитость» до «папа меня все время обижает».
  • Манипуляция. Ребенок может сообщить одному взрослому, что другой разрешает ему делать что-нибудь, хотя на самом деле это запрещено.
  • Фантазия. Наименее безобидный и бескорыстный вид обмана, игра, забава — более того, полезная для развития.

Итак, чем больше «опасностей», запретов, чем более стыдно говорить правду — тем больше нужно придумать уловок. Это вполне естественные причины детской лжи.

Иногда ложь можно оправдать. Но если вранье направлено на то, чтобы причинить вред кому-то, если это подлая клевета, козни, суть которых ребенок и сам понимает — с этим можно и нужно бороться. Но только не устраивая допросов и не «выколачивая» правду. Если сын или дочь действительно не хотели причинить кому-то вреда, нужно разобраться, что именно препятствует их откровенности с близкими людьми.

Ребенок боится

Самая распространенная причина, почему ребенок врет, — страх. Дети боятся, что их накажут, унизят. Они способны мучительно переживать даже из-за таких вещей, которые нам кажутся мелочами. Они боятся огорчить или разочаровать, а то и стать отвергнутыми, нелюбимыми. Не потому ли, что родители угрожают: «Будешь так поступать — не буду больше тебя любить!»? А это значит — взаимопонимание нарушено.

Возможно, малыша или подростка осуждают в тех случаях, когда им хотелось бы поддержки и любви. Возможно, даже за небольшую провинность их серьезно наказывают. Может быть, они просто хотят быть уверенными в том, что не безразличны своей семье. Если чувство безопасности и доверия подорвано, вы обнаружите, что ребенок постоянно врет. При этом он зачастую вообще не задумывается о последствиях, и вранье становится для него абсолютно естественным занятием.

Бывают ли такие условия, когда ребенку не хочется лгать? Бывают. Это условия мягкого, не авторитарного воспитания в семье. Любыми проблемами можно поделиться со старшими, они всегда помогут, дадут совет, успокоят. Ребенок находится в состоянии психологической безопасности. А лгать в безопасной среде просто нет необходимости!

Дурной пример старших

Видя, в каких натянутых отношениях родственники, дитя волей-неволей оказывается между двух огней, так как общается и с теми, и с другими, любит их всех, но понимает, что они слишком недовольны общением друг с другом. Естественно, он начинает «поддакивать» мнению той стороны, на которой в данный момент находится. Потому что ему важно не становиться объектом ненависти, и он просто подстраивается.

Если вы считаете правильным иногда обманывать при детях (при этом они четко понимают, что вы говорите неправду) — не удивляйтесь, почему дети врут. Они подражают взрослым и искренне считают, что соврать — вовсе не значит сделать что-то из ряда вон выходящее.

Спасти или отомстить

Даже в сказках злодеям можно указать другой путь, чтобы они не настигли спасающихся героев. Дети вполне способны на «ложь во спасение», причем с очень раннего возраста (примерно с четырех лет). И если они сочиняют не просто для того, чтобы выгородить себя или кого-нибудь, а действительно хотят защитить кого-то — вряд ли можно порицать их за это. Другое дело, стоит ли подобных поступков тот, кого пытаются защитить.

Бывает, что ребенок врет потому, что ему кажется, что его не любят. Вранье становится своеобразной местью за «недополученную» любовь. Кроме того, если дети чувствуют себя отверженными, нежеланными, они могут попытаться привлечь к себе внимание и как-то выделиться среди остальных, даже если получат в ответ негативную реакцию родителей, вплоть до сурового наказания. Так будет повторяться вновь и вновь. Это напоминает мазохизм, но некоторые дети действительно добиваются внимания хотя бы таким образом.

Читайте также:  Бабушкины методы: как не стоит ухаживать за ребёнком

Виды лжи у детей

Детская ложь не однородна. Рассмотрим каждый вид.

  • Фантазия. Обычно любят фантазировать детки до 3-4 лет. Дается простор воображению, игра перекликается с реальностью. Этот этап проходят все малыши. Умение фантазировать развивает образное мышление, воображение, речь детей. 
  • Ложь, помогающая повысить социальный статус. Испытывая комплекс неполноценности, желая самоутвердиться, привлечь к себе внимание, несмышленыш начинает врать про богатство семьи, знаменитых друзей или про то, что родители работают на важной, секретной работе. Пытаясь вызвать жалость, малыш может рассказывать, как его обижают дома, постоянно заставляют работать, не дают делать уроки.
  • «Как мама и папа». Родители попросили малыша соврать во телефону, что их нет дома. Или что-то пообещали сделать и нарушили свое обещание. Сначала радуются приходу гостей, а потом жалуются, что эти гости надоели. Все эти ситуации откладываются в сознании детей. Мама врет — что делать ребенку? Малыши копируют поведение взрослых, берут их как пример для подражания. Поэтому, прежде чем обвинять чадо во лжи, родителям стоит оценить собственное поведение.
  • «Никого не хочу обидеть». Один из вариантов, когда малыша к вранью принуждают значимые взрослые люди. Каждый из взрослых имеет свою точку зрения на то, как правильно воспитывать подрастающее поколение. Часто возникают конфликты в семье. Зять, теща, невестка, свекровь — все они выплескивают свой негатив в разговоре с ребенком. Не желая никого обидеть, малыш соглашается сначала со словами бабушки о маме. Позже поддакивает маме, когда она ругает бабушку. Так формируется привычка обманывать. 
  • «Ложь во спасение». Как ни странно, этот вид лжи формируется у ребятни на детских утренниках, театральных, кукольных представлениях. Страшный серый волк догоняет зайчика, чтобы съесть его, и спрашивает детей, в какую сторону убежал зайчонок. Весь зрительный зал показывает неправильную дорогу. Ребенок запоминает, что для спасения жизни можно соврать.
  • Ложь из чувства страха. Именно этот вид вранья доминирует во всех случаях и наиболее опасен для психического состояния чада. Непоседа все время ждет разоблачения, его нервная система испытывает большую нагрузку, вызванную стрессом.
  • Немотивированная, патологическая ложь. Ребенок постоянно врет, и это стало привычкой. Он не задумывается о последствиях своего вранья, делая это по любому поводу. Когда непоседу ловят на лжи, он сочиняет очередную небылицу. Не придавая этому большого значения.

Честность — это та добродетель, которую родители хотят привить своим чадам. Истоки любой лжи находятся в семье. Прежде чем наказать ребенка, родителям необходимо изучить собственное поведение, а также взаимоотношение. Если папа с мамой врут, сын, дочь не вырастут честными людьми.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Обратить внимание: Реакция взрослых и детей на цену украденного сильно отличается. Взрослый отмахнется от украденной конфетки и придет в негодование, если пропал телефон. Для ребенка не имеет значения стоимость украденного, а ценность с его точки зрения конкретной вещи.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Консультация и советы по психологии: как правильно отучать ребенка обманывать и побудить говорить правду

Нет единой формулы, как отучить ребенка обманывать. Проведено множество исследований, но в итоге каждый случай уникален, и работать приходится по импровизированному сценарию.

Если обратиться к специалисту с вопросом, что делать, если ребенок постоянно врет, психолог может дать следующие рекомендации:

  • Первый шаг решения проблемы — понять, почему ребенок врет. Понимание мотива поможет определиться, как действовать дальше.
  • Не стоит устанавливать заоблачных ожиданий. Если чадо чувствует, что не соответствует установленным родительским стандартам, он все чаще начинает лгать.
  • Если отец или мать не уделяют достаточно внимания, это может спровоцировать его на обман. Стоит стараться больше общаться с малышом, но не пытаться чрезмерно опекать его.
  • Исключить строгое наказание. Физические меры воздействия исключаются полностью, это может привести к бунту со стороны малыша. Необходимо научиться вести диалог и договариваться.
  • Проанализировать себя. Чтобы чадо научилось вести себя честно, необходимо и самим вести себя так же и с ним, и с окружающими;
  • Выстраивать конструктивный диалог. Если малыш соврал — объяснить, что ложь расстроила родителей. Стоит поддержать его и попросить быть честным в дальнейшем.
Читайте также:  Гематома на голове у новорожденного после родов

Наладить дружеский контакт и доверие

Отличным способом избежать обмана и лжи является выстраивание с малышом доверительных отношений, в которых не будет необходимости увиливать. Не стоит выстраивать отношения на манипуляции, наказании и поощрении.

Правила поведения в лесу для детей

К сведению! С раннего возраста стоит наладить дружеские взаимоотношения с детьми, но не перебарщивать — у каждого должно остаться личное пространство. Пусть чадо поймет, что в любой ситуации есть решение и что ему не надо скрывать и прокрашивать свои поступки.

Обеспечить поддержку и любовь

Поддержка со стороны родителей играет важную роль в развитии и становлении устойчивой психики. Главное — баланс. Не стоит излишне отдаляться от чада, но и устраивать гипер-опеку тоже не лучший вариант.

Стоит показать малышу, что его слушают и принимают его решения и взгляды. Но спускать с рук обман тоже не стоит. Необходимо объяснить, в чем провинился, помочь правильно понять чувства и где именно поступил неправильно. Малыш должен понять, что если его наказывают, то это не за разбитый телевизор, а за его ложь.

Поддержка очень важна

Каждое слово отложится в голове, поэтому подбирать его надо осторожно. Лучше заранее продумать построение диалога, чтобы не травмировать личность в процессе разговора с помощью необдуманных слов и решений.

Поощрять и хвалить

Любая ошибка — отличный урок и повод научится чему-то новому в жизни. Детям необходимо объяснить и показать на примере, что совершать ошибки — нормально, и также признать свою ошибку тоже важно. Любая попытка что-то сделать (удачная она или нет) — это опыт. Стоит поощрять за смелость и поддерживать при дальнейших начинаниях.

Если малыш совершил ошибку и соврал — поговорить с ним, обсудить произошедшее и помочь сделать правильный вывод из произошедшего.

К сведению! Часто случается, что дети вначале врут, а затем признаются. В этом случае необходимо похвалить за правду, ведь он исправился и сделал верный шаг к исправлению своей ошибки.

Учить действовать и исправлять, а не скрывать проступки

Проблемы с воспитанием детей существуют издавна, не стоит удивляться, когда родитель впервые сталкивается с детской ложью. Важно отличать фантазии от преднамеренного обмана и лжи во благо, которую так любят взрослые.

К сведению! Не следует остро реагировать на хвастовство, лучше выяснить, с чем связано приукрашивание событий для закрепления в детском коллективе. Важно проработать детские установки и самооценку, чтобы в дальнейшем процент обмана был ниже.

Если малыш воспитывается в строгости, можно изменить принципы воспитания. Когда он поймет, что за шалости он не получит строгий выговор, он перестанет бояться говорить о своих проступках, ведь страх перед наказанием уйдет на второй план.

Лучший способ привить полезные качества — показать собственным примером. Не стоит ждать от ребенка честности, если он обманут, и что-то не соответствовало его ожиданиям. Стоит показать, как важно говорить о своих проступках и не завышать ожидания от чего-либо, это поможет избежать проблем в дальнейшей жизни.

Необходимо говорить правду в диалоге с детьми и окружающими, поставить её в список ценностей и следить, чтобы действия всегда соответствовали сказанному, не бояться признавать ошибок.

Знакомство с ложью — важный этап в жизни каждого человека. Важно не запугать его возможными последствиями, а показать на собственном примере, что ложь не лучший инструмент для решения проблем.

Когда дети начинают врать?

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт – обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.

ИНТЕРЕСНО: как школьнику в 11 лет заработать свои первые деньги в интернете?

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала: