Что такое семейные ценности

Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Причины создания семьи: для чего люди ее создают

Предлагаю вам рассмотреть основные посылы для формирования идеальных родственных отношений:

  • Способность полноценного семейства родить и воспитать здоровое потомство.
  • Разделение всех домашних обязанностей пополам.
  • Получение поддержки от близкого человека.
  • Обеспечение защищенности и безопасности.
  • Бескорыстное указание на недостатки для перевоспитания.

Главные составляющие для женщины – любовь, счастье, дети, для мужчины – карьера, обеспечение семейства, наследники. Чтобы представитель мужского пола чувствовал себя полноценной личностью, способной добиваться целей и успехов, ему необходима любовь спутницы и ее присутствие рядом.

В детские годы такая роль предназначалась маме, но во взрослой жизни ее выполняет любящая жена.

Причины создания семьи: для чего люди ее создают

Потребности женского пола

Женщина стремится выстроить нормальные семейные отношения для:

  • Социального статуса. Осознание выполнения своего предназначения – стать женой.
  • Непринужденного разговора с подругами. Они не видят в вас соперницу, так как вы уже заняты.
  • Наличия компании для походов в гости и на другие праздники.
  • Присутствия постоянного помощника. Жена может избавиться от нужды носить тяжелые сумки, разбираться в сложных ситуациях в одиночку, осуществлять ремонт, эти заботы теперь возлагаются на плечи сильного супруга.
  • Стремления следить за своей внешностью и фигурой, развивать кулинарные навыки. Каждой представительнице прекрасного пола приятны комплименты.
  • Завершения активного поиска партнера. Вам не придется больше тратить ценное время на нахождение идеального спутника – он у вас уже есть.
  • Продления рода. Для хорошего и полноценного развития ребенка необходимы два родителя – мама и папа.
  • Проявления нежности, заботы и любви. Ведь только эти чувства мы испытываем ко второй половинке.
  • Совместного развития и реализации. Общий интеллектуальный уровень, одинаковые взгляды на мир, стремление к самореализации — идеальные составляющие семейного счастья.
  • Бытового комфорта. Все расходы делятся пополам.
  • Наличия опоры, защиты и поддержки.
Читайте также:  Крестины мальчика — правила для родителей и крестных

Потребности мужского пола

Теперь я постараюсь объяснить, а нужна ли семья мужчине? Безусловно, это круг, куда входят самые родные и близкие люди, территория, где можно отдохнуть, пополнить утраченную энергию.

Что с этого имеет женатый человек:

  • Получает преданную советчицу, которая организует его отдых, заботится о нем, дает советы.
  • Способность создать большую семью и вырастить детей с хорошим воспитанием и характером.
  • Мужчина становится вожаком, берет под свою ответственность все заботы о родных, защищает интересы.
  • Создание семейного бюджета.
Причины создания семьи: для чего люди ее создают

Признаки

Близкий круг обладает множеством свойств:

  • Принятие решения о замужестве и рождении детей осуществляется на добровольной, непринужденной основе.
  • Общими между супругами являются: финансы, жилье, хозяйство, автомобили, ценности.
  • Совместное потомство.
  • Следование закону и исправное соблюдение всех прав.
  • Наличие общей морали, психологической составляющей и нравственности.
  • Что значит семья и какая роль ей отводится в жизни всего общества и одного человека

Тесный круг близких людей выполняет массу функций, которые позволяют поддерживать его жизнедеятельность.

Я приведу следующие:

  • Первостепенная или репродуктивная. Осуществляет социальные или личные задачи. Первая подразумевает увеличение численности людей, вторая – выполнение потребности в продолжении рода.
  • Поучительная. Сюда относятся воспитательные навыки и приобщение детей к социуму до наступления совершеннолетия. Родители передают ребенку все традиции,установки, ценностные ориентиры.
  • Финансовая. Взрослые обеспечивают свое чадо, предоставляя еду, кров, личные вещи. Представители небольшой общности с годами накапливают денежные ресурсы и впоследствии передают их своим наследникам.
  • Восстановительная. Каждый нуждается в чувстве защищенности, любви и заботе. Если не удовлетворить эти первоначальные нужды, могут возникнуть проблемы со здоровьем на физическом и психологическом уровне.

Как следствия появляются депрессия, агрессивность, срывы. Все эти недуги приводят к разводу, плохому воспитанию детей.

Причины создания семьи: для чего люди ее создают

Залог хороших отношений – неравнодушие, любовь, уважение, сплоченность. Все представители семейной общности должны ценить друг друга, с легкостью идти на компромиссы, вместе планировать проведение досуга и никогда не отчаиваться от черных полос в жизни и трудностей.

Если стараться и не терять тягу к счастью, все нормализуется быстрее.

Проблемы современных семей

К сожалению, в реальной жизни все складывается далеко не так гладко, как этого хотелось бы.

Какие проблемы и трудности преследуют семью в современном обществе:

  1. ЗАГСы принимают множество заявлений, но статистика разводов с каждым годом только возрастает.
  2. Даже через несколько лет совместной и счастливой жизни пары принимают решение о разводе, мотивируя это множеством причин.
  3. Разведенные люди не стремятся вступать в новый брак, так как долгие годы не могут пережить боль и стресс от того, что рухнула их семья.
  4. Некоторые молодые люди принимают решение о вступлении в брак, как только им исполнилось 18 лет, но по факту они все еще являются иждивенцами. Раннее вступление в брак мешает им получить полноценное образование и построить карьеру. Кроме того, у таких браков велик процент распада.
  5. Каждый третий ребенок в России рождается в семье, не скрепленной узами брака. Когда речь заходит о молодых матерях, от 16 до 18 лет, то практически половина из них воспитывают ребенка в одиночестве.
  6. Дети, рожденные вне брака, часто сразу после роддома направляются в дома малютки, так как родители не готовы взять на себя ответственность за ребенка.
  7. По последним данным около 20% российских семейных пар вообще не хочет иметь детей. Особо такие тенденции распространены в среде интеллигенции.
  8. Многие семьи, особенно жители крупных городов, ограничиваются рождением только одного ребенка.

Гармонично построенные семейные отношения позволяют приумножать и сохранять идеалы доброты, справедливости, любви, верности и уважения.

В нашем мире мало чего-то по-настоящему светлого и радостного, поэтому институт семьи в современном обществе нуждается в поддержке и охране.

Семейные разногласия

Не бывает семей, в которых бы ни возникали разногласия, и полностью избавить ребенка от конфликтов не только невозможно, но и не нужно. Тем не менее, если в семье часто происходят скандалы, ребенок сильно переживает, что не может не сказаться на его здоровье и внутреннем состоянии. Малыш проецирует на себя все негативные эмоции родителей и начинает считать себя главной причиной конфликтов между ними. Как следствие – чувство вины, которое является разрушительным для детской психики и может стать настоящей психологической травмой.

Да, дети, как порой и сами родители, не понимают истинных причин родительских ссор, но они чутко считывают все негативные эмоции, эмоциональные барьеры и дистанцию, возникающие между мамой и папой. Поэтому родители, которые считают, что ограждают дитя от негативного воздействия, не выясняя при нем отношения, сильно ошибаются. Если в доме не летают тарелки и не хлопают двери, а родители не повышают друг на друга голос, ребенок все равно улавливает эмоциональное состояние в семье и чувствует себя дискомфортно.

Если скрывать недовольство друг другом и ждать удобного момента, когда можно высказаться, есть риск того, что все накопленные негативные эмоции рано или поздно выльются на ребенка. Как часто происходят ситуации, когда, например, малыш случайно опрокинул стакан сока, а родитель взрывается и начинает кричать. Любым эмоциям нужен выход, и страшно, если этот выход заведомо направлен на более слабого члена семьи – ребенка. Если такие ситуации происходят часто, ребенок начинает постоянно ощущать чувство вины, признает себя плохим, ненужным, ни на что неспособным. Как результат – пониженная самооценка и все вытекающие отсюда последствия.

Концентрация на ребенке

Порой родители, переставшие интересоваться друг другом, но продолжающие создавать видимость семьи ради ребенка, концентрируются на нем, его развитии и воспитании. Забывая о себе, мама и папа застревают в роли отца и матери, и это способствует формированию эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание чревато сильнейшим раздражением, злостью, усталостью, отсутствием контроля над эмоциями. Ребенку же необходимы психически здоровые и эмоционально стабильные родители, а это возможно только при переключении с роли на роль: с матери на жену, с жены на дочь, с дочери на подругу, с подруги на коллегу. Именно поэтому так важно не забывать, что вы не только мама и папа, но еще и муж и жена.

Ребенок же в такой ситуации почти всегда подвергается гиперопеке, что негативно сказывается на его развитии.

Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей

Свое недовольство друг другом родители нередко переносят на ребенка. Негативные чувства, которые неосознанно хочется выплеснуть на супруга, перенаправляются на детей в виде нетерпимости, недоверия и даже физических наказаний. Пытаясь воспитывать друг друга, родители не задумываются о том, что используют сына или дочь в качестве эмоциональной разрядки. А между тем, у ребенка, растущего в такой атмосфере, формируется комплекс неудачника из-за постоянной неуверенности в себе и в своих возможностях.

Читайте также:  Прогони молочницу: как лечить кандидоз при ГВ

Против кого дружить будем?

Часто мы слышим истории о том, как мама и ребенок вместе борются с «непристойными» друзьями папы, вместе отговаривают его поехать на рыбалку и т. п. Папа, в свою очередь, берет ребенка в соратники для борьбы с мамиными «подружками-болтушками», стараясь не отпустить супругу в кино или на выставку. Основа противостояния – показать, что супруг (-а) плохой, и возложить на него вину за неудавшиеся отношения.

В семье создаются два противоборствующих лагеря, и ребенок стоит перед выбором: с кем быть ему? Родители для привлечения сына или дочки на свою сторону используют методы убеждения и подкупа.

Тревога и напряженность, смятение, боязнь сделать что-то не так и подвести таким образом маму или папу приводят ребенка к серьезным невротическим расстройствам.

Роль спасателя семьи

Не менее опасны ситуации, в которых ребенок выступает в роли спасателя, примиряющего двух поссорившихся взрослых. Происходит это и буквально – когда через ребенка не разговаривающие родители передают друг другу послания, и метафорично – когда давно разочаровавшиеся друг в друге взрослые не разводятся ради ребенка.

Нередко для того, чтобы примирить родителей, ребенок интуитивно старается выбрать оптимальный способ, лишь бы добиться своей цели. Испытывая психологический дискомфорт, ребенку хочется плакать, злиться или убежать куда-нибудь. Такие дети часто болеют, ведь больной ребенок объединяет вокруг себя еще вчера скандаливших родителей и вынуждает их вместе бороться с болезнью. Согласитесь, этот способ является разрушительным как для психического, так и для физического развития ребенка.

Семейные ценности

Что такое семейные ценности? К ним относятся передаваемые из поколения в поколение традиции. Также это все, что люди переживают у себя дома – радость, горе, трудности и проблемы, чувства, ради которых мы живем.

Семейные ценности помогают сплотить всех членов семьи.

Ценностей много и в каждой семье их рассматривают по-разному. Чем больше воспоминаний и увлечений, тем сильнее духовное родство. Есть семьи, которые продолжают дело своих предков – это учителя, врачи, военные, моряки, артисты.

И в основе их лежат любовь, доверие и уважение.

Любовь

Это самое главное в семейных отношениях. Любовь бывает разных видов: к маме, отцу, ребенку. Дети чувствуют нашу любовь. Пусть даже иногда они непослушные, балуются, но мы все равно их любим, несмотря ни на что, и стараемся защитить.

Семейные ценности

Родители – пример для детей, поэтому между мужем и женой также должны быть искренние чувства и взаимопонимание.

Доверие

Поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков родителей. Не следует при ребенке обсуждать окружающих в негативном свете. Он все понимает и пытается повторить.

Уважение

Если вы с уважением относитесь к своим пожилым родителям, то также к вам будут относиться и ваши дети. Очень важно. чтобы это происходило постоянно, а не когда этого требует определенная ситуация.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.