Что должен уметь ребенок в 2 года — развитие мальчика и девочки

Первый год жизни – особенно важный период для малыша и его матери. Развитие крохи после 12 месяцев не должно отклоняться от нормы, поэтому важно знать, что должен уметь ребенок к этому времени.

Общая информация

В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды. Процесс приучения к горшку очень индивидуален, и поэтому существуют очень широкие рамки в том, что касается нормой по данному параметру – от 18 до 36 месяцев. Помните, что дети разные, и каждый по-своему будет указывать на свою готовность, а иногда будет нужна ваша помощь, для того чтобы завершить задание.

Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии и поэтому результаты вашего воспитания лягут в основу характера ребенка. Вы можете помочь ему идти легко по жизни и привить уже в раннем возрасте уверенность в себе и оптимистичный взгляд на окружающий мир.

Также в этом возрасте ребенок учится общаться, поэтому покажите ему, как правильно это делать, таким образом, чтоб сохранять теплые отношения с окружающими. Такая практика поможет ему в будущем.

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова «Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года». Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00. Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Владимир Евгеньевич Тучков

Физическое и физиологическое развитие

К 12 месяцам ребенок должен утроить вес, при котором он появился на свет. Стопы малыша не имеют свода. По мере того, как он осваивает ходьбу, исчезают жировые подушечки.

Все дети развиваются с разной скоростью. Однако существуют определенные нормы показателей, установленные специалистами:

Показатель Норма в 1 год У мальчиков У девочек
Вес От 8900 до 9600 г От 7700 до 1200 г От 7000 до 11500 г
Рост От 74 до 75,7 см От 71 до 80,5 см От 68,9 до 79,2 см

Более подробно составить график развития ребенка вам поможет калькулятор, основанный на данных Всемирной организации здравоохранения:

Ребенок Мальчик Девочка Возраст Лет 0 1 2 3 4 месяцев 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вес Рост График Веса График Роста

Что касается количества зубов, то нормой считается как 1-2, так и 12 костных образований.

Ребенок в этом возрасте активно улыбается, быстро переворачивается с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он уверенно сидит и сопровождает глазами объекты.

Дети в 1 год должны уметь:

  • сидеть на корточках и вставать из этого положения без особого труда;
  • залезать на кресло или диван;
  • ползать на четвереньках;
  • твердо стоять на ногах;
  • крепко держать двумя пальцами предметы и не ронять их.

Не забывайте следить за правильным питанием малыша в первый год жизни. Это очень влияет на его развитие во всех сферах.

К основным двигательным навыкам также относятся:

  • ходьба по лестнице приставным шагом при помощи взрослого;
  • ползания по лестнице вниз и вверх;
  • хождение с поддержкой родителя за одну руку.

Если какой-то из навыков малышу освоить тяжело, родители должны помочь ребенку это сделать в игровой форме.

Не забывайте следовать графику вакцинации ребенка, который вы можете составить с помощью данного калькулятора.

Умственное развитие мальчика и девочки

Воспитывая ребенка, важно следить не только за его физическим, но и умственным развитием. И если физические навыки малыш чаще всего приобретает самостоятельно, то к умственному росту ребенка должны приложить руку родители. Как правило, дети, которым уделяется мало качественного внимания, развиваются медленнее своих сверстников.

К двухлетию среднестатистический человек:

  1. Собирает пирамиду и строит башни из кубиков, конструктора.
  2. Выполняет последовательные действия по просьбе или самостоятельно.
  3. Знает и ориентируется в основных цветах.
  4. Знает части тела и может указать на них по просьбе взрослого.
  5. Понимает настроение (веселый, грустный, злой и т.д.)
  6. Ориентируется в признаках предметов (твердый, мягкий, маленький, большой и пр.)
  7. Использует горшок по назначению.
  8. Сообщает о своих желаниях взрослому с помощью жестов, звуков и слов.
  9. Соотносит предметы с изображением или отверстием по форме/цвету.
  10. Способен изобразить прямые, закругленные линии, а также с помощью жестов или звуков обозначить то, что он рисует.
  11. Играет игрушками как в одиночестве, так и вместе со сверстниками.
  12. Подражает поведению взрослых.
  13. Обладает навыками ролевой игры (накормить куклу, убаюкать плюшевого мишку).
  14. Способен запомнить несложные правила игр, таких как прятки или салочки.
  15. Лепит из песка куличики.
Читайте также:  5 самых крупных ошибок родителей в воспитании и обучении детей

На заметку!К двум годам у ребенка появляется желание все делать самостоятельно. Поэтому он пытается овладеть навыками личной гигиены. Достаточно много малышей умеют самостоятельно умываться, мыть ручки и чистить зубы.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

Специалисты утверждают, что малыш в возрасте 6 месяцев помнит события двухнедельной давности и запоминает, какая из его игрушек издает звук. Возможно проявление оборонительной реакции от родителя, который чрезмерно часто его целует и обнимает. Ребенок может оттолкнуть мать, но это вовсе не значит, что он ее не любит, так, малыш дает понять, что сейчас он заинтересован чем-то другим или раздражен. Каждый произнесенный звук приобретает ясный смысл, также он понимает речь взрослого, но понять быструю речь сложно. Общайтесь с малышом не спеша, произносите слова четко. Чаще читайте детские стихи, показывайте картинки и поясняйте, что на них изображено.

Основные навыки ребенка в 6 месяцев:

  • Ребенок проявляет интерес к изображениям в книге или журнале.
  • Ребенок обращает внимание на мелкие предметы и старается их достать.
  • Понимает последовательность событий.
  • В вертикальном положении держит голову без поддержки.
  • Лежа на животе поднимается на локтях.
  • Переворачивается с животика на спину и наоборот.
  • Использует руки, чтобы узнать свое тело.
  • Стоит на коленях с поддержкой.
  • Использует разные виды плача.
  • Слушает речь старших и копирует звуки.
  • Сочетает гласные и согласные звуки.
  • Подражает пению, смеется и улыбается.
  • Распознает эмоции по голосу и выражению лица.
  • Поддерживает зрительный контакт.
  • Имитирует выражение лица родителей и движения телом.
  • Передает свои эмоции голосом и выражением лица.

Нервно-психическое развитие ребенка в года месяца

В этом возрасте развитие ребенка идет через игру, общение со взрослыми и сверстниками, через многочисленные эксперименты. Ребенок накапливает знания и получает опыт методом проб и ошибок.

Двигательное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Совершенствуется координация движения и умение сохранять равновесие. Малыш может ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия. Смело прыгает с высоты 10-15 см, приседает.

Хорошо бегает, может подпрыгивать на двух ногах. Умеет подниматься на носочки и на пяточки (после показа этих движений взрослым).

Может бросать мяч обеими руками, пытается поймать его, если мяч бросают с небольшого расстояния. Точно бьет ногой по мячу.

Умеет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.

Познавательное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Ваш малыш начинает разбираться в причинно-следственных связях между событиями. К качественно новым навыкам можно отнести — умение делать выводы.

Ребенок может достаточно длинное время развлекать себя сам, занимаясь каким-либо интересным делом.

Реальные предметы занимают малыша гораздо больше чем игрушки. Во время игр, ребенок подражает и копирует поведение взрослых.

В этом возрасте для ребенка важен не только сам процесс, но и результат.

Начинает отличать множественное число от единственного.

Умеет отличать предметы по цвету, форме и величине. Так малыш может подобрать предметы одного цвета (по образу), но разной формы.

Хорошо ориентируется в четырех цветах. Может назвать правильно 1-2 цвета.

Способен ориентироваться в в 5-6 геометрических формах. Может подобрать и приложить (вставить) объемные геометрические фигурки к соответствующим по форме отверстиям на развивающем пособии.

Держит карандаш, может нарисовать кривую, закругленную линию, пытается повторять за взрослыми. Может рассказать что нарисовал.

Во время сюжетных игр ребенок подражает своему полу: мальчики — папе, девочки — маме. Может выполнять 2-3 последовательных действиях.

Активно использует воображение, во время игры использует предметы-заместители.

После показа может собрать пирамидку из 3-4 колец. Делает постройки из кубиков (забор, гараж, дом, башню).

Речевое развитие ребенка в 2 года 3 месяца

  • Ребенок говорит короткими предложениями состоящими из 3-4 слов. Обозначает себя: «Я».
  • Любит задавать вопросы «Кто это?», «Где?», «Куда?» и другие.
  • Отвечает на вопросы по картинке (если сюжет знаком ребенку).
  • Повторят новые незнакомые слова.
  • Знает названия некоторых животных, растений, предметов быта, посуды, одежды.
  • Может ответить на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает имена близких людей.

Бытовые навыки ребенка в 2 года 3 месяца

Два года это возраст самостоятельности, в речи ребенка всё чаще появляется фраза «Я сам».

Так в этом возрасте ребенок может самостоятельно пить из чашки (не обливаясь при этом), есть ложкой и вилкой.

Умеет умывать лицо, мыть руки, а некоторые даже чистить зубы (без пасты).

Всё лучше у крохи получается одевать и снимать отдельные предметы своего гардероба.

Читайте также:  8 действенных способов отучить ребенка грызть ногти

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года 3 месяца

Эмоции ребенка в этом возрасте очень разнообразны. Так малыш может быть веселый, активный, любознательный, шумный, спокойный, безразличный, грустный, капризный и так далее.

У малыша появляется долговременная эмоциональная память. Ребенок вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Например, что на празднике или в гостях — весело, интересно; во время болезни — плохо, неприятно.

Спокойнее относится к запретам и просьбам, выполняет знакомые действия.

Если что-то не получается, то малыш может огорчиться или рассердиться. И наоборот, при достижении желаемого результата радуется, смеется, гордиться.

В этом возрасте малышу уже присущи и более тонкие эмоциональные состояния, такие как нежность, любовь, жалость, обида, тоска, зависть, боязнь, гнев.

В 2 года 3 месяца ребенок очень нуждается в положительной оценке и доброжелательном отношении взрослых.

Начинает оценивать и делить взрослых на плохих и хороших в зависимости от индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.

Физическое развитие

На 2-м году жизни самым важным навыком для ребенка становится ходьба. Если в один год большинство детей еще используют опору, чтобы встать, и боятся отпустить руку взрослого, то к 1,5 годам самостоятельные прогулки уже не вызывают трудностей у карапуза.

Развитие крупной моторики ребенка позволяет ему на втором году жизни освоить умение ходить по лестнице. В начале периода кроха держится за руку взрослого, к 2-м годам может спускаться и подниматься самостоятельно. Но не стоит оставлять ребенка в этом возрасте без страховки на лестнице. Старайтесь всегда поддерживать сына или дочку, охраняя от падения.

Координация рук на втором году жизни ребенка позволяет ему начать осваивать некоторые навыки самообслуживания. Уже в год кроха может успешно есть ложкой кашу, пить из кружки или чашки. Ближе к 1,5 годам карапуз начинает проявлять интерес к самостоятельному одеванию. Эти порывы стоит поддерживать, даже если на подготовку к выходу на улицу будет тратиться больше времени.

Таблица физических умений ребенка 2-го года жизни

Навык Возраст Особенности
Ходьба 12 — 15 месяцев Учится ходить самостоятельно без опоры на стены или руку взрослого.
15 — 18 месяцев Пытается бегать.
18 — 21 месяц Во время ходьбы начинает обходить препятствия, учится перешагивать через небольшие предметы.
21 — 24 месяца Часто переходит с ходьбы на бег; Пытается ходить по узкой доске, расположенной под углом или вертикально, при поддержке взрослого.
Ползание 12 — 15 месяцев Ползает быстро на четвереньках, может подняться по лестнице.
15 — 24 месяцев Ползает при необходимости добраться до предмета, если дойти нет возможности;
Лазание 12 — 15 месяцев Учится правильно слезать с дивана, высоты.
15 — 18 месяцев Учится залазить на предметы разной высоты, используя дополнительные предметы в качестве подставки (игрушки, легкую мебель).
18 — 21 месяцев Уверенно забирается на мебель, правильно слезает вниз, делает это быстро.
21 — 24 месяца Учится лазить по стенке.
Игры с мячом 12 — 15 месяцев Бросает, пинает, катает мяч, не пытаясь попасть в цель.
15 — 18 месяцев Учится бросать мяч взрослому 2-мя руками.
18 — 21 месяцев Кидает мяч вверх, вперед, вниз 2-мя руками.
21-24 месяца Кидает мяч в разных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); Бьет по мячу ногой.
Ходьба по лестнице 12 — 15 месяцев Учится подниматься по лестнице за руку со взрослым.
15 — 18 месяце Начинает спускаться по лестнице за руку со взрослым приставным шагом.
18 — 21 месяц Пытается самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
21 — 24 месяца Уверенно поднимается и спускается по лестнице, при необходимости придерживается за поручень, стену или руку взрослого.
Умение открывать шкафчики, полки, ящики 15 — 21 месяц Учится вытягивать полки, открывать ящики, откручивать крышки.
21 — 24 месяца Учится открывать и закрывать двери, нажимая на ручку.
Прыжки 18 — 21 месяц Пытается прыгать на месте на 2-х ногах или чередуя ноги.
21- 24 месяца Уверенно прыгает на 2-х ногах; Учится спрыгивать с небольшой высоты, приземляется на 2 ноги.

Физическое развитие

Важные моменты развития крохи по месяцам: общая таблица

Предлагаем ознакомиться с общей таблицей детских моторных навыков, которые фиксируются в том или ином возрасте. Обычно тот или иной двигательный акт происходит в определенный месяц жизни. Первая улыбка, гуление и так далее отражает развитие костно-мышечной системы и головного мозга.

Первые пару месяцев после рождение малютка почти ничего не умеет, а лишь учиться фиксировать свой взгляд на короткое время. Его движения хаотичны – тело пока не подконтрольно ему. Практически невозможно определить какие-либо отклонения от нормы в этот период.

Опытный доктор обнаружит сильное повышение или снижение мышц тонуса и прочие признаки, указывающие на тяжелое поражение мозга. Считается, что если младенец не предпринимает попыток подняться из положения лежа на животе, не пытается отклонить голову, то, видимо, происходит задержка моторного развития – в этом случае придется предпринять комплекс действий.

Читайте также:  Всё, что нужно знать родителям о семейном обучении

Если к шестому месяцу малютка не переворачивается со спины на бок или живот и наоборот, то это может указывать на ряд факторов – большинство из них не опасны и являются физиологическими.

Восьмимесячный ребенок не ползает и не стремится к этому? Обратитесь к врачу-педиатру для обследования. К годовалому возрасту малышу следует сделать хотя бы несколько шагов, даже при поддержке близких людей. Этого не случилось? Возможно, причина в задержке моторного развития. По утверждению ВОЗ имеются обширные возрастные диапазоны, позволяющие освоить двигательные навыки, поэтому волноваться рано. Ребенок вполне может отставать от нормы на пару месяцев. Если срок более длительный – консультация с врачом обязательна.

Процесс освоения разных навыков весьма индивидуален. Каковыми могут быть последствия задержки моторного развития? Если случилась задержка в развитии моторики, то может быть несколько последствий и их можно избежать, если своевременно выявить отставания освоения двигательных навыков.

Серьезное отставание в моторном развитии может обернуться развитием отставания от сверстников в плане разных движений. Последствия: нарушается процесс адаптации и жизнедеятельности.

Сколько бы ни было месяцев младенцу, задержка моторного развития нарушит его взаимодействие с окружающим миром. Как это происходит? Замедляется темп развития в сфере психического процесса и органов чувств.

Если случай тяжелый, и к задержке моторного развития прибавляется психическая составляющая, не исключено формирование инвалидности. Это происходит из-за неспособности крохи усваивать новые акты (психические, двигательные).

Чтобы избежать неприятных и труднопреодолимых последствий, рекомендуем тщательным образом следить за тем, чтобы он осваивал разные двигательные навыки. Начинается такое освоение с простейших навыков: движения в сторону интересующих игрушек. Все эти мелочи постепенно ведут к такому сложному двигательному акту, как ходьба. Изучите соответствующую таблицу – информация о том, как должны развиваться моторные навыки, полезна не только специалистам, но и семье малыша.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Тесты на развитие ребенка лет

В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.

Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:

  • телосложение;
  • физические параметры;
  • развитие двигательной активности;
  • функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).

Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.

Тесты на развитие ребенка лет

Они включают в себя:

  1. Оценку устойчивости и переключения внимания.
  2. Целостности восприятия.
  3. Способность дифференцированного восприятия.
  4. Цветовосприятие.
  5. Наличие наглядно-образного мышления.
  6. Оценку словесно-логического мышления.
  7. Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
  8. Умение действовать по образцу и по правилу.
  9. Знание культуры общения.

Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):

  • понимать инструкции и правила;
  • уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
  • видеть свои ошибки;
  • проявлять интерес к новым заданиям.

А также проводятся тесты, оценивающие:

  1. Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
  2. Речевое развитие.
  3. Уровень мыслительной деятельности.
  4. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.

Тесты на развитие ребенка лет

Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.

Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».