Бывает ли кризис одного года?

Начиная от рождения до полного взросления, ребенок проходит множественное количество возрастных кризисов, одним из которых является этап завершения периода младенчества или грудного вскармливания, приходящийся на 1 год.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Существует ли кризис первого года?

Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).
Детский возраст – проблемы и ориентиры

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Читайте также:  ТОП игр для девочек: что популярно, полезно и вредно?

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам.

В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы.

Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Почему так случается

Такое поведение связано с тем, что ребенок принял вертикальную позицию и стал передвигаться без помощи мамы. От этого он испытывает удовольствие и активно знакомится с окружающей средой. Необходимость познания интуитивно толкает его пробовать предметы на зубок, разбирать игрушки, мерить глубину луж. Если ваш ребенок ведет так, значит, все этапы развития он проходит, как и предусмотрено природой.

Почему так случается

Малыш устраивает истерики не из-за вредности. Когда взрослые не разделяют его желаний, возникают аффективные реакции. Отсутствие эмоционального опыта, неразвитый лексикон не позволяют по-другому проявлять чувства. В этом возрасте он выражает удовольствие смехом и улыбкой, возмущение и недовольство — через слезы и капризы. По другому он пока не умеет говорить. Поэтому задача родителей самим не впадать в истерику, а спокойно переждать период и не срываться. Ведь отношение родителей в эти кризисные периоды сможет показать, что родителям можно доверять.

Читайте также:  Особенности психологии ребенка — советы для родителей

Доверительные отношения с ребенком важно выстраивать с пеленок. Малыш должен быть уверен, что вы его защита и опора, особенно в такие переломные моменты в жизни, когда происходить развитие его как личности.

Почему так случается

Еще одна проблема этого возраста – своеобразная речь, отличающаяся от взрослой по смыслу. В лепет малыш вкладывает свой смысл, поскольку система понятий только формируется. Многозначность слов носит ситуативный характер с эмоциональной окраской. Речь малыша понимают только люди, контактирующие с ним.

Как быть

Почему так случается

В такой момент возьмите кричащего ребенка и прижмите к себе, успокойте словами, уберите причину его раздражения. Ребенок плохо понимает смысл слов, но родной запах, мягкий голос и нежные прикосновения действуют магически. Затем предложите вместе поиграть, и он сразу переключится.

Советы родителям

Поведение ребенка в период кризиса в 6-7 лет порой изматывает родителей и является серьезным испытанием для них. Для того чтобы максимально сгладить конфликтные ситуации и наладить продуктивные взаимоотношения со своим малышом, следует прислушаться к советам специалистов и адаптировать свое поведение к новым условиям.

Как вести себя во время проявления кризиса

Советы родителям

Что же делать родителям, когда малыш стал неуправляемым, как правильно реагировать на кризис семилетнего возраста, советуют детские психологи:

  • – Взрослым людям следует полностью исключить проявление вспыльчивости и агрессии со своей стороны, так как такое поведение способствует возбуждению ребенка. Вести себя нужно сдержанно и уравновешенно.
  • – Методы физического наказания следует полностью исключить, так как это способствует агрессии и озлобленности.
  • – Необходимо избегать излишней критики – это понижает самооценку, приводит к замкнутости, когда малыш слышит постоянные замечания в свой адрес, он перестает верить в свои возможности.
  • – Следует уважать собственное мнение ребенка на происходящие события, так как в этом возрасте активно развивается самоутверждение. Нужно предоставлять малышу возможность спорить и отстаивать свой взгляд на происходящее – это развивать самостоятельность.
  • – Преодолению спорной и конфликтной ситуации способствует обсуждение с малышом деталей проблемы и поиски рационального ее решения.
  • – Для установления дружеских взаимоотношений с ребенком необходимо как можно больше времени проводить вместе: устраивать совместные чтения, просмотры кинофильмов, прогулки, посещать культурные мероприятия.

Период детского кризиса – испытание для всей семьи, для его успешного преодоления необходима дружеская поддержка и понимание со стороны родителей. Фатальная ошибка – оставить малыша наедине с проблемами. Чрезмерная занятость или равнодушие могут привести к формированию устойчивых негативных стереотипов поведения, которые в будущем будет крайне сложно откорректировать даже опытным специалистам.

Подготавливаем ребенка к школе

Советы родителям

Для того чтобы вместе с малышом пережить трудные времена, следует внимательно наблюдать, как проявляются признаки кризиса в дошкольном периоде и максимально подготовить его к школе.

Простые правила помогут облегчить жизнь крохе и дадут ему возможность успешно справиться с грузом новых сложных обязанностей:

  • – Следует избегать необходимости придерживаться строгого распорядка, так как резкий переход от беззаботности к жесткой дисциплине является серьезным стрессом для психики.
  • – Необходимо постепенно приучить малыша пораньше ложиться спать, чтобы ранний подъем не был очень тяжелым (в большинстве случаев родителям придется также придерживаться такого режима ночного сна).
  • – Лучше всего заранее познакомить будущего первоклассника с расположением школьных классов, учителями и одноклассниками (предварительное знакомство облегчит адаптацию, так как первого сентября попадет в уже знакомую обстановку).
  • – Потребуется преодолеть соблазн научить ребенка всему и сразу, перегрузка дополнительными занятиями с репетитором, разнообразные секции и кружки приведут к физическому и психическому переутомлению.
  • – Малышу, который начинает осознавать себя как самостоятельную личность, необходимо личное пространство. Идеально, если это будет своя комната.
  • – Перед школой необходима консультация детского психолога для того, чтобы оценить, насколько малыш готов к школьной жизни. Родители должны также быть ознакомлены и согласны на получение рекомендаций специалиста.
Советы родителям

Для того, чтобы успешно преодолеть кризисный период 7 лет, родителям потребуется проникнуть во внутренний мир ребенка и суметь увидеть детские проблемы глазами малыша. Мамам и папам придется вспомнить свое детство, только так можно понять, насколько тяжел переход от беззаботности к обучению. Нужно внимательно наблюдать за изменениями поведения, которые относят к симптомам кризиса, чтобы своевременно распознать начало этого этапа жизни ребенка.

Похожие публикации: Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума? О воспитании девочек в 13 лет 5 советов родителям в борьбе с негативизмом 16 летние подростки. Как им помочь

Глубинные камни преткновения

Развитие идет очень быстро и ребенок не может осознать, что с ним происходит. Проявление собственного «Я» требует определенных действий без помощи мамы. Такие фразы, как «Сам» появляются в лексиконе всё чаще и чаще. Это не что иное, как проявление независимости, несогласия. Здесь следует изменить линию родительской опеки и позволить самому сделать несколько шагов. Да, может быть не всё будет гладко, но он поймет, что нужно стараться и учиться.

Читайте также:  Как собрать аптечку в дорогу: несколько важных советов

Чтобы исключить деспотизм, все родственники должны придерживаться общей линии взаимодействия с малышом. Нельзя давать основания думать бабушка добрая, а мама ругается. Если он что-то совершил, то показать недовольство должна вся семья.

Поймите для себя и уложите в голове, что это уже не пухлый карапуз, мирно сопящий в детской кроватке. Это маленький человек со своим характером и желаниями. Надлежит и относиться к нему в соответствии с возрастными требованиями. С кризисом первого года жизни не стоит шутить.

Продолжительность перестройки личности происходит от нескольких недель до нескольких месяцев, но обычно заканчивается к 2 годам. Чем раньше начнете снимать ограничения, тем быстрее мозг ребенка адаптируется. Конечно, в большей степени это зависит от личностных качеств и эмоционального настроя вашего малыша. Но сделайте всё, что в ваших силах для минимизации психологических рисков для неокрепшего детского разума.

Кризис года

Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.

Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.

В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.

Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.

Признаки этого кризиса:

  • Завышенные требования внимания к своей персоне;
  • Излишнее упрямство;
  • Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
  • Повышенная обидчивость, агрессивность;
  • Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;

Совет! Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.

Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста — подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Во сколько начинается

Согласно таблице периодизации советского психолога Л. С. Выготского разделяются следующие этапы раннего развития детей.

Период Психическая деятельность Какая психическая сфера в большей мере развивается
От 0 до 1 г Непосредственное эмоциональное общение Личностная. Имеет потребностно-мотивационное направление.
От 1 до 3 лет Предметно-манипуляционная деятельность Интеллектуальная: речь, процессы мышление.

На границе между этапами раннего развития начинается кризис 1 года. В каждом отдельном случае время возникновения перелома индивидуально, так как дети развиваются по-разному: одни начинают ходить с 8 мес., другие – с 14. Однако психологи считают, что начало кризиса первого года жизни, может стартовать с девяти месячного возраста. Средним показателем считается 1 год.